Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.63 Мб (Скачать файл)

Каждый номер оснащен  индивидуальной системой кондиционирования/отопления, доступом в Интернет, кабельным телевидением, рабочим местом с лампой, телефонным аппаратом, мини-баром, сейфом.

Единовременно гостиница  «Баташев» может принять до 200 гостей. Кроме того, в гостинице  имеются номера для некурящих  и людей с ограниченными возможностями.

В гостинице «Баташев»  расположены ресторан «Аристократ» и два банкетных зала, представляющие европейскую кухню (приложение 11).

Ресторан «Аристократ» — это сочетание изысканного интерьера, высокого уровня сервиса и восхитительной кухни.

Банкетные залы ресторана  — лучшее место не только для  организации деловой встречи, празднования дня рождения или юбилея, но и  для романтического свидания. Ресторан «Аристократ» предлагает своим гостям сервис высокого уровня и теплый прием. Здесь царит атмосфера спокойствия  и комфорта, а гости всегда могут  быть уверены в исключительном качестве обслуживания.

Также в здании гостиницы  находится круглосуточный лобби-бар, каминная зона с библиотекой, где можно приятно провести время и отдохнуть в уютной обстановке.

В меню лобби-бара широкий  выбор горячих и холодных закусок, в том числе эксклюзивные блюда нашего шеф-повара.

Кроме того, широкий ассортимент  алкогольных и безалкогольных коктейлей, созданных как в классическом, так и авторском исполнении.

Лобби – бар рассчитан  на 160 мест.

По желанию гостей ресторан и лобби-бар предоставляют услугу рум-сервис – обслуживание в номерах.

Также в гостинице расположен фитнес-центр «Жемчужина». В состав услуг фитнес-центра входят:

Бассейн рециркуляционного  типа площадью 76,4 кв. м, глубина 1,4 м;

Тренажерный зал, оборудованный  профессиональными тренажерами  «Polar laif fitness»; «Paramount fitness corp»;

Финские сауны;

Турецкая баня-хамам;

Массажный кабинет;

Солярий;

Витаминный бар;

Зона отдыха. 

Финская сауна

Массаж

Время работы фитнес-центра: ежедневно с 7:00 до 22:00.

Гостиница «Баташев» предлагает услуги по организации и проведению конференций, семинаров, тренингов, презентаций, совещаний и деловых встреч. Конференц-зал оснащен профессиональным презентационным оборудованием.

Расположение гостиницы  «Баташев» позволяет при проведении мероприятия совместить рабочий  график с экскурсионными программами (Выкса, Муром, Арзамас, Дивеево).

В гостинице «Баташев»  к услугам гостей работает бизнес-центр.

Также в гостинице располагается  галерея, где проходят выставки местных художников и бильярдная.

Кроме этого предлагается рассмотреть вариант проведения корпоративных мероприятий на базе отдыха «Металлург» в 10 км от г. Выкса на берегу реки Оки. На территории построены три новых двухэтажных корпуса, два коттеджа и гостевой дом. К услугам отдыхающих – 90 номеров, рассчитанных на 120 человек.

Возможности базы отдыха позволяют  организовать различные корпоративные  мероприятия: проведение семинаров, тренингов, конференций, командообразующих игр.

Адрес:

607060, Россия, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Ленина д.7

Тел.: +7 (83177) 90707, факс: +7 (83177) 90660

 

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

    1. Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

Современный туризм - это  в первую очередь социально-антропологический  феномен. Своего рода форма "великого переселения" народов, как она  доступна из сегодняшнего дня и сегодняшних  транспортных технологий. При этом отношение к туризму как экономической  деятельности и к туристам как  носителям иной культуры всегда формируется  под воздействием традиционных социокультурных  образцов соседства, гостеприимства, а  также из отношения к самому себе, своей истории, ритуалам и традиция, роду. Способность быть путешественником и принимать гостей вырастает  из недр и ресурсов своей собственной  культуры.

У российского туризма  четыре проблемы, и все они - антропологические [22].

Первая - плохой сервис за большие  деньги. Нам кажется, что мы славимся "традиционным русским гостеприимством". Но в системе туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.

Вторая - давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов - либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.

Третья проблема - нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.

И последняя по списку, но основная - мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.

Сегодня для нас актуальны два типа отношения к туристам.

Первый из них - турист как "Шпион". Мы еще не забыли и не избавились от советской привычки видеть в иностранце "засланца" (особенно если встречам его где-то в неожиданной глуши) и бояться "гэбни", которая, как водится, пасет и его, и нас - заодно.

 

Другой тип туриста  в нашей культуре - "Дар". Он сам приезжает, это "дары природы", которые никогда не иссякнут в  их ежесезонной регулярности [23].

По мнению иностранных  исследователей, туристов в России отпугивают растущие цены, плохая инфраструктура, скудный список развлечений, а также  сложный и запутанный механизм выдачи виз.

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся  отраслью мировой экономики. Современные  тенденции в развитии туризма  свидетельствуют о возрастании  его влияния как на мировую  экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Существует множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию туризма.

Самые актуальные проблемы отрасли:

  1. Государственное регулирование туризма как сферы бизнеса, которая нуждается в законодательной и исполнительной поддержке, позволяющей грамотно управлять макро и микроуровнями отрасли;
  2. Продвижение России как туристского направления на мировом рынке, формирование благоприятного имиджа страны;
  3. Содействие фундаментальным и прикладными научным исследованиям в области туризма путем проведения конкурсов и присуждения грантов;
  4. Обеспечение безопасности туризма;
  5. Проблема образования и подготовки кадров для турбизнеса. [11]

По-прежнему остается острой проблема подготовки кадров. В условиях лицензирования требуется, чтобы хотя бы у одного сотрудника фирмы было специальное образование либо стаж работы в данной области не менее  трех лет. Для большинства организаций  характерно выполнение только второго  условия. Проверки жалоб клиентов показывают, что конфликты возникают, главным  образом, из-за незнания работниками  фирмы современных требований, правил, инструкций.

В последнее время ряд  учебных заведений организует семинары, курсы переподготовки, факультативы, к проведению которых привлекаются ведущие специалисты, научные работники  отрасли. Однако заинтересованность в  получении знаний со стороны работников турбизнеса невелика. И в результате - нарушения и ошибки, причина  которых низкий профессионализм.

В туристской сфере проблема подготовки кадров особенно острая. И  если количественный показатель уже  давно превысил необходимый спрос, то качественный остается под вопросом. Среди выпускников высших и средних профильных учебных заведений мало кто связывает свою карьеру с тур отраслью, тогда как она остро нуждается в квалифицированных кадрах. Казалось бы - парадокс, но причина в качестве образования.

Несмотря на достаточное  количество факультетов и отделений, готовящих специалистов для сферы гостеприимства, проблема образования здесь еще не ушла на второй план. [7]

Для ее решения были даны некоторые рекомендации:

  1. Сформировать единую систему учебников, отвечающих современному комплексному подходу к образованию в туристской сфере и стандартам образовательных программ;
  2. Разработать модели образования;
  3. Сделать акцент на практической подготовке учащихся;
  4. Интеграция образования и науки и координация действий, образовательных учреждений с государственными органами.

Крупные туристские объединения  и корпорации, способные реализовать  масштабные инвестиционные проекты, в  России практически отсутствуют. У  органов власти сложилось устойчивое представление о туризме, как  о сфере исключительно малого бизнеса.

По данным Госкомстат России, в 2001 году в турбизнесе осуществляли свою деятельность 13 580 фирм. В 2005 г. зарегистрировано около 16,5 тыс. турагентств и 5,5 тыс. компаний с лицензиями туроператоров. Более трех четвертей из них - субъекты малого предпринимательства со средним числом сотрудников менее пяти человек. При этом круглый год работает 56% турфирм, деятельность же остальных носит сезонный характер. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями, формирующих основу российского рынка, всего около двухсот.

В современных условиях такая  рыночная среда приводит с точки  зрения национальных интересов к  крайне негативным последствиям. Каждая фирма реализует продукцию в  малом объеме. Стратегия таких  компаний направлена главным образом  на краткосрочную реализацию прибыли. Это обстоятельство говорит о  ничтожных  возможностях воздействия  отдельной, даже самой крупной фирмы  на развитие российского туризма. [3]

На уровне турагентств, в  свою очередь, также встает проблема объединения. Карликовые агентства  могут сохраниться, если имеют собственные „угодья": или надежный слой клиентуры, или контроль над территорией. Однако генеральная тенденция должна проявиться в создании объединений. Форм таких объединений может быть несколько:

  1. Включение независимых агентств в сателлитную сеть крупных оптовиков или их объединений на различных условиях (франшиза, исключительные права и т.п.);
  2. создание турагентами собственных консорциумов с самостоятельным выходом на мировой рынок;
  3. Подчинение своей деятельности уже сложившимся фирмам, создающим важные части туристского продукта (прежде всего авиакомпании или гостиничные цепи, что характерно для зарубежного опыта). [10]

Основными пунктами государственной  поддержки развития туризма в  России должны быть:

  1. Освобождение предприятий сферы туризма от уплаты таможенной пошлины за оборудование и строй материалы, ввозимые из- за рубежа для ремонтных и строительных работ на туристских объектах;
  2. Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капитальных вложений;
  3. Предоставление льготных кредитов (под 7- 10% годовых) на совершенствование и развитие материально- технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

Это основные меры государственной  поддержки туризма, которые следует  предпринять на уровне федеральной  власти. В свою очередь, краевые и  местные органы должны оказать содействие развития туризма, предоставив льготы по краевым и местным налогам. [13]

Решение этих вопросов позволит в короткие сроки повысить конкурентоспособность  материально- технической базы отечественного туризма, построить новые гостиницы, пансионаты, санатории. А значит - привлечь как российских, так и зарубежных туристов.

Становление рыночных отношений  в России, одномоментное открытие рынка для зарубежных фирм привело  к кардинальному изменению соотношений  экспортно-импортных операций в  туризме. Россия превратилась в страну преимущественного выездного туризма  и стала ведущим рынком для  турфирм Турции, Кипра, Китая, Финляндии, Польши, обеспечивая основной объем  въездного туризма этих стран  и значительную часть их дохода от этого вида деятельности.

В то же время положение  в российском экспорте туруслуг не вызывает оптимизма. Для привлечения  туристов на отечественный рынок  основной акцент необходимо сделать  на качестве сервиса и ценах. Сопоставимость качества стоимости продукта принципиально  важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий. Лавина предложений отдыха за рубежом  была востребована россиянами потому, что им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. [9]

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации