Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.63 Мб (Скачать файл)

Кроме того, на территории области  расположены такие всемирно известные  центры, как: Нижний Новгород - родина Максима Горького, древний купеческий город и деловая столица Поволжья; Балахна - родина Кузьмы Минина, организатора народного ополчения 1612 года, подвиг которого сегодня стал символом национальной идеи народного единства России; Чкаловск - родина великого летчика Валерия Чкалова, совершившего первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс, и родина знаменитого "горьковского гипюра".

Общий объем финансирования мероприятий программы развития туризма в 2012-2018 годах из средств  областного бюджета составит предположительно 991 млн 299 тыс. руб., в том числе в 2012 году - 64 млн 740 тыс. руб.

Средства программы «Развития  въездного и внутреннего туризма  в Нижегородской области в 2012-2018 годах» будут направлены на:

  1. Возмещение части процентной ставки по кредитам, направляемым на развитие субъектов туристской индустрии – 15 %.
  2. Развитие туристских центров: создание музейно-туристских комплексов и развитие инженерной инфраструктуры – 75,5 % .
  3. Подготовка кадров и научное обеспечение развития туризма – 0,5%.
  4. Маркетинг и PR турпродукта – 9 %.

В результате реализации мероприятий Программы:

- объем инвестиций в  сферу туризма составит не менее 7 млрд. руб.;

- будет создано не менее  4 тыс. рабочих мест во вновь  создаваемых и расширяющихся  предприятиях туриндустрии и в смежных отраслях;

- рост доходов бюджета  и внебюджетных фондов увеличится со 122 до 246 млн. руб. в год;

- туристский поток в  область вырастет с 560 тыс. до 1,4 млн. российских граждан и  с 40 до 100 тыс. иностранных граждан  в год;

- количество коллективных  средств размещения вырастет  со 170 до 245, количество номеров увеличится минимум на 3 900 единиц;

- приток иностранной валюты  составит не менее 50 млн. долларов  США, что будет способствовать  выравниванию платежного баланса  по экспорту и импорту туристских услуг.

Косвенным эффектом от реализации программы станет: снижение затрат государства, связанных с содержанием  и трудоустройством безработных; сохранение традиционных народно-художественных промыслов и ремесел; сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных  территорий, используемых в туристских целях; увеличение объемов реализации местной сельхозпродукции.

В целях развития экологического туризма планируется создание инфраструктуры отдыха в рамках природных парков "Воскресенское Поветлужье", "Пустынские озера"; на рекреационной территории рядом с памятниками природы "Борнуковская пещера", "Ичалковский бор", "Вадское озеро" и др.

В связи с грядущими  спортивными событиями, когда в  страну ожидается массовый приток иностранцев,  актуально стоит вопрос с гостиничным фондом.

Объем инвестиций на строительство  одной гостиницы - 4-5 млн долларов, ориентировочный срок окупаемости проектов 5 лет. Также необходимо строительство средств размещения категории 2-3* (мини-гостиниц туристского класса) в наиболее популярных туристических центрах Нижегородской области. В 2012 году в Нижнем Новгороде открылись не менее трех гостиниц, в 2013-м к ним должно прибавиться еще порядка 10.

 

Заключение

Туризм представляет собой  деятельность лиц, путешествующих или  пребывающих в местах за пределами  своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых  и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

Таким образом, определение  туризма базируется на следующих признаках:

- туризм есть результат  передвижения людей;

- туризм всегда включает  два элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

- путешествие означает  выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие являет собой  временное движение туриста по  туристскому маршруту.

Все виды потребляемых туристами  продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:

- Гостиницы и рестораны  (включая обеспечение питанием);

- Услуги бюро путешествий  и туристических агентств;

- Услуги экскурсионных  бюро и прочие.

Туризм подразделяют на два вида:

1. Рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя: оздоровительный, познавательный, спортивный.

2. Деловой туризм: астрономический туризм, бизнес-туризм, конгресс-туризм, шопинг-туризм, экстремальный, индустриальный, археологический, гастрономический, военный.

Каждый из этих видов туризма  может подразделяться на более специализированные подвиды.

В федеральном законе «Об  основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов  туризма: туризм внутренний, туризм выездной, туризм въездной, туризм международный, туризм социальный, туризм самодеятельный.

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации" (24.11.96 г. №132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение права граждан  на отдых, свободу передвижения  и иных прав при совершении  путешествий;

- охрана окружающей природной  среды;

- создание условий для  деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- развитие туристской  индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий,  создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства  и граждан Российской Федерации,  развитие международных контактов,  сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями  государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и  развитие внутреннего, въездного, социального  и самодеятельного туризма.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.

По стоимости тура выделяют отдых:

«Дешевый». Стоимость путевки  до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.

«Дорогой». Стоимость путевки  свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.

Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности: крупные, средние и малые операторы.

Туристические агентства  также делятся на две основных категории: независимые и сетевые туристические агентства.

По данным Росстата и информации Пограничной службы ФСБ России общее  количество российских граждан, выехавших в 2012 году за границу с целью туризма увеличилось на 6,6% по отношению к 2011 году. В 2012 году иностранные туристы совершили 993,4 тыс. поездок в Россию. Согласно данным Росстата, рост по сравнению с 2011 годом составил 21,6%.

Анализ туристических  потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму  администрации Нижнего Новгорода  показал, что в 2012 году число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза.

Приезжают в Нижегородскую  область в основном из других городов  России - 91% от общего количества.

Из анализа структуры  выездного потока нижегородских  туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки  на отдых, второе — поездки с целью  лечения, третье - круизный туризм.

В результате маркетингового исследования установлено:

  1. Количество выезжающих из Нижегородского региона туристов значительно превышает поток въезжающих сюда туристов.
  2. Выезжают нижегородские туристы в основном в страны дальнего зарубежья, меньше всего - в Нижегородскую область.
  3. Причины отказа от путешествий по Нижегородской области: неинтересно, больше интересуют другие города и низкий уровень сервиса.
  4. Причины выбора путешествий по Нижегородской области: оптимальное соотношение цены и качества, более низкие цены.

Гостиница «Баташев» расположена  в историческом центре города, рядом с родовым имением дворян Андрея и Ивана Баташевых, основавших более двух веков назад Выксунский металлургический завод и заводское село.

Построенная в 2009 году, гостиница  «Баташев» привлекает гостей первоклассным  уровнем обслуживания, комфортом, элегантностью, высокой степенью безопасности, функциональностью.

В гостинице 98 номеров, оформленных  в классическом стиле: стандарт одноместный, стандарт двухместный, студия, семейный номер, люкс, президентские апартаменты.

Также гостиница «Баташев»  располагает оборудованным номером  для людей с ограниченными  возможностями.

У российского туризма  четыре проблемы, и все они - антропологические.

Первая - плохой сервис за большие  деньги. Нам кажется, что мы славимся "традиционным русским гостеприимством". Но в системе туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.

Вторая - давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов - либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.

Третья проблема - нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.

И последняя по списку, но основная - мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.

Туристический бизнес является самой динамично развивающейся  отраслью мировой экономики. Современные  тенденции в развитии туризма  свидетельствуют о возрастании  его влияния как на мировую  экономику в целом, так и на экономику отдельных стран.

В последнее время ряд  учебных заведений организует семинары, курсы переподготовки, факультативы, к проведению которых привлекаются ведущие специалисты, научные работники  отрасли. Однако заинтересованность в  получении знаний со стороны работников турбизнеса невелика. И в результате - нарушения и ошибки, причина  которых низкий профессионализм.

В туристской сфере проблема подготовки кадров особенно острая. И  если количественный показатель уже  давно превысил необходимый спрос, то качественный остается под вопросом. Среди выпускников высших и средних  профильных учебных заведений мало кто связывает свою карьеру с  тур отраслью, тогда как она  остро нуждается в квалифицированных  кадрах.

Основными пунктами государственной  поддержки развития туризма в  России должны быть:

  1. Освобождение предприятий сферы туризма от уплаты таможенной пошлины за оборудование и строй материалы, ввозимые из- за рубежа для ремонтных и строительных работ на туристских объектах;
  2. Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капитальных вложений;
  3. Предоставление льготных кредитов (под 7- 10% годовых) на совершенствование и развитие материально- технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и ценах. Сопоставимость качества стоимости продукта принципиально  важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий.

Нынешнее состояние отечественных  предприятий турбизнеса свидетельствует  о том, что сами они пока не в  состоянии полностью финансировать  собственную модернизацию. В этих условиях остро проявляется необходимость  финансовой поддержки со стороны  государства.

Министерством поддержки  и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг  Нижегородской области разработана областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2012-2018 годах».

Основными направлениями  Программы являются совершенствование  нормативно-правовой базы отрасли «туризм», активная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта, финансово-кредитная поддержка отрасли, развитие инфраструктуры и улучшение  состояния объектов показа, подготовка кадров.

Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации