Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
Изучение теоретических основ туристической деятельности;
Анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
Исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Введение …………………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоритические аспекты туристической деятельности ……………………... 5
1.1. Понятие, сущность и виды туристических услуг ………………………………... 5
1.2. Классификация туристической деятельности …………………………………… 7
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности ………………… 12
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации ... 16
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России ………………… 16
2.2. Анализ состояния туризма в Нижегородской области ………………………….. 21
2.3. Анализ деятельности гостиницы «Баташев»……………………………………... 24
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
…………………………………………………………………………………………… 27
3.1. Проблемы туристической отрасли в России и мероприятия по их решению …. 27
3.2. Стратегия развития туризма в Нижегородской области ………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………………………… 39
Список литературы ………………………………………………………………
- сафари - экспедиция, целью
которой является знакомство
с животными в их природной
среде обитания, возможность поближе
познакомиться с дикой и
- благотворительный;
- медицинский (оздоровительный туризм, туризм с целью родов — Fertility tourism);
- гастрономический туризм (алкотуризм);
- познавательный или
- культурный (книжный туризм, музыкальный туризм, Толкин туризм - организованные поездки поклонников вселенной книги и кинотрилогии «Властелин колец» по местам, связанным с событиями произведения). [14]
По ландшафтному и географическому признаку:
- спелеотуризм - разновидность
спортивного туризма, смысл
- горный туризм;
- сельский туризм;
- лесной туризм.
По количеству участников:
- групповой туризм;
- самостоятельный туризм.
По возрастно-социальному признаку [7]:
- детский туризм;
- юношеский туризм;
- взрослый туризм;
- семейный туризм;
- туризм для людей с ограниченными возможностями.
По другим признакам:
В федеральном законе «Об
основах туристической
- туризм внутренний - туризм
в пределах территории
- туризм выездной - туризм
лиц, постоянно проживающих в
Российской Федерации, в
- туризм въездной - туризм
в пределах территории
- туризм международный - туризм выездной или въездной;
- туризм социальный - туризм,
полностью или частично
- туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно.
1.3. Государственное
регулирование туристической
В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 г. №132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
- обеспечение права граждан
на отдых, свободу
- охрана окружающей природной среды;
- создание условий для
деятельности, направленной на воспитание,
образование и оздоровление
- развитие туристской
индустрии, обеспечивающей
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. [13]
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
- создания нормативных
правовых актов, направленных
на совершенствование
- содействия в продвижении
туристского продукта на
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации
в туристской индустрии,
- установления правил
въезда в Российскую Федерацию,
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- налогового и таможенного регулирования;
- предоставления льготных
кредитов, установления налоговых
и таможенных льгот
- содействия кадровому
обеспечению туристской
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми
в порядке, установленном
Координацию туристской деятельности
в Российской Федерации осуществляет
федеральный орган
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать:
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- координацию работ по экспертизе правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Координационного комитета носят рекомендательный характер.
В соответствии с Указом Президента России "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" создана финансово-промышленная группа - Национальная туристическая корпорация, одной из функций которой является реализация целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
Корпорации оказывается
всяческая государственная
Корпорация будет освобождена от обязательной продажи 50% валютной выручки на три года с даты регистрации, при условии направления средств на развитие производственной и хозяйственной базы туризма.
Государственный комитет
РФ по физической культуре и туризму
до недавнего времени являлся
федеральным органом
В мае-июне 1999 г. Президентом РФ подписаны 2 указа: первый о преобразовании ГКФТ РФ в агентство, второй - в министерство (без руля и ветрил.//Туринфо. - 1999. - №14. -с.1). Положение о Министерстве по физической культуре, спорту и туризму находится в стадии утверждения, поэтому сейчас о его функциях говорить преждевременно.
ГКФТ России проводил следующие виды работ создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию:
- методическое обеспечение
туристской деятельности в РФ
(ГКФТ РФ разработал
- организацию и руководство системой лицензирования турфирм;
- руководство и координацию
работ по сертификации
- контроль и надзор за деятельностью турфирм;
- статистику и учет туристских ресурсов;
- обучение и повышение квалификации в сфере туризма;
- международные связи в сфере туризма.
На уровне субъектов федераций
руководство и координацию
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России
Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.
По стоимости тура выделяют отдых:
«Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.
«Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.
По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (приложение 2). [16]
Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности:
- Крупные операторы, которые
продают турпакеты только
- Средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.
Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:
- независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);
- сетевые туристические
агентства - точки продаж, объединенные
общим брендом, рекламно-
Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям. Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.
Основными из них являются:
- единая торговая марка (брэнд);
- единая маркетинговая политика;
- передовая технология в туризме;
- общая рекламная политика;
- консолидированная закупочная и ценовая политика;
- единое информационное пространство;
- уникальная идея.
Франчайзинговые сети – это наиболее цивилизованная форма работы туристических агентств. На российском розничном туристическом рынке доля таких сетей имеет тенденцию к росту. Такая модель развития туристического бизнеса доказала свою состоятельность и большой потенциал.
Рассмотрим динамику выезда туристов из России (приложения 4-6). [26].
По данным РОССТАТА и информации Пограничной службы ФСБ России общее количество российских граждан, выехавших в 2012 году за границу с целью туризма увеличилось на 6,6% по отношению к 2011 году составило 6 млн. 473 тыс. человек, против 6 млн. 70 тыс. человек в 2011 году. Таким образом, в абсолютном выражении увеличение выездного потока российских туристов составило 2011 году 403,5 тыс. человек.
Обращает на себя внимание, что общая динамика выездного туризма в России по итогам второго квартала (период апрель-июнь), впервые за многие годы, оказалась отрицательной и составила -3% от 2011 года. Главным образом, это снижение связано с уменьшением потока российских туристов в этот период в Турцию, Китай и Финляндию.
Турция – лидер рейтинга по итогам 2012 года, потеряла более 4% доли российского рынка, а количество туристов сократилось более чем на 17% или 196 тыс. российских туристов. Китай потерял в динамике 9% или 60 тыс. российских туристов, и опустился на третье место в рейтинге, уступив второе место набирающему обороты Египту. Выездной поток в Финляндию уменьшился на 41% или 171 тыс. туристов. В итоге, Финляндия с пятого места в рейтинге опустилась на девятое, потеряв в своей доли более 3% российского рынка, несмотря на рекордные показатели россиян от статистической службы Финляндии.
За счет отрицательной динамики выездного туризма в эти страны в 2012 году, российский рынок потерял дополнительно 7% от общего показателя динамики. При условии сохранения объемов 2011 года в эти три страны в 2012 году динамика российского рынка выездного туризма не выглядела бы такой низкой и составляла бы около 15 % роста.
Информация о работе Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации