Основы теории хозяйственных (экономических) систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:42, лекция

Описание работы

Экономическая деятельность людей представляет собой деятельность в процессе производства, обмена и потребления экономических благ. Благами являются материальные (или нематериальные) ценности, предназначенные для удовлетворения человеческих потребностей. Потребностью человека является ощущение нужды в чем-либо, принявшее конкретную форму. Например, необходимость принимать пищу вообще, является нуждой, а желание употребить в пищу жареный бифштекс (конкретная форма) можно считать потребностью. Если общее количество такого блага меньше, чем потребности в нем, то оно считается экономическим. Если наоборот, то неэкономическим (хотя в реальной жизни одно и тоже благо может быть в разных ситуациях и экономическим и неэкономическим, например, вода в пустыне и на берегу озера).

Содержание работы

1. Основные экономические закономерности
2. Сущность и структура хозяйственной (экономической) системы

Файлы: 1 файл

лекции по истории экономики.docx

— 180.62 Кб (Скачать файл)

        Однако  принцип цикличности никуда не  исчезал и за подъемом последовал  неизбежный кризис. Кризис начался  в конце 1929 г. и получил название Великой депрессии 30-х годов. Начался кризис в США и быстро перекинулся на другие страны. Этот кризис был самым глубоким и продолжительным кризисом в истории современной рыночной экономике. Но более важной была другая характеристика этого кризиса – это был первый в истории кризис, который рыночная экономика автоматически не смогла.

         Сущность и причины этого кризиса  впервые объяснил английский  экономист Джон Мейнард Кейнс.   Кейнс определил главной причиной Великой депрессии утрату гибкости цен (товарные цены, заработная плата, ставка процента). Утрата гибкости произошла из-за распространения монополизма. В отличии от совершенного конкурента, монополисты могут влиять на рыночные цены, в результате чего, эти цены не могут в период кризиса опуститься настолько, чтобы выровнять спрос и предложение. Модель автоматического преодоления кризиса (описанная Сэем) перестала работать. Монополизм начал распространяться еще с конца 19 века. В этот период резко выросли объемы производства. Это резко увеличивало риски потерь при банкротстве. Производители стали стремиться нейтрализовать риски путем снижения конкуренции. Они стали вести конкурентную борьбу на полное уничтожение конкурентов и присоединение их активов к своей фирме. Количество фирм резко сокращалось и их размеры резко росли. Исчезло главное условие совершенной конкуренции и гибкости цен – большое количество мелких производителей. Государства еще в том же конце 19 века стали бороться с этими процессами, но вернуться к совершенной конкуренции не удалось. Кейнс и назвал вторую причину Великой депрессии – недостаток совокупного спроса по сравнению с уровнем совокупного предложения.   Дело в том, что по мере роста доходов и предложения, спрос постепенно удовлетворяется и с какого-то момента часть доходов начинает сберегаться. Совокупный спрос падает и начинает отставать от совокупного предложения, которое некоторое время еще по инерции растет. Но когда значительная часть товарной массы начинает не находить сбыта происходит спад производства (рецессия). Соответственно, третьей причиной «Великой депрессии» была названа высокая предельная склонность к сбережениям, благодаря чему всё большая часть доходов хозяйственных субъектов сберегалась,  и совокупный спрос все более сокращался по сравнению с «эффективным» спросом (так Кейнс назвал уровень совокупного спроса, достаточный для поддержания макроэкономического равновесия близкого к уровню «полной занятости» ресурсов). Экономический рост первой половины 20-х гг. привел к росту доходов населения и, постепенно, склонность к сбережениям стала подавлять желание потреблять. Это привело к диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением, что и закончилось грандиозным кризисом перепроизводства. Кейнс  отметил и еще одну (четвертую) причину Великой депрессии – рост процентной ставки. Рост процентной ставки повышал склонность к сбережениям и снижал потребительский спрос.

          Тот же Кейнс предложил и выход из кризиса – государственное регулирование экономики. Так как государство стало активным участником рыночной экономики, начался новый (второй) этап развития современной рыночной хозяйственной системы – смешанная экономика.

           Смешанная экономика – второй  этап развития современной рыночной  хозяйственной системы, когда  чисто рыночный механизм дополняется  активным государственным регулированием.

Согласно кейнсианской теории государственная политика должна воздействовать, прежде всего, на совокупный спрос, как на активную сторону макроэкономического равновесия. В зависимости от стадии цикла, стабилизационная политика делится на экспансионистскую (стимулирующую) и рестрикционную (сдерживающую).

Экспансионистская политика – политика поощрения роста совокупного спроса, применяется в период кризиса (спада).

Рестрикционная политика – политика сдерживания роста совокупного спроса, применяется в период затяжного подъема.

Вмешательство государства  в экономику осуществляется (если абстрагироваться от внешнеэкономических  процессов) в ходе фискальной, монетарной и социальной политики.

Фискальная (бюджетная) политика – меры государства по изменению налоговых ставок и расходов госбюджета (осуществляется правительством).

Фискальная  политика как  часть стабилизационных мероприятий  может выступать как в экспансионистском  или в рестрикционном варианте.

Экспансионистская фискальная политика – это снижение налогов и рост государственных расходов.

Обе  эти меры способны привести к росту совокупного  спроса. Снижение налогов повышает доходы субъектов национальной экономики  и позволяет им увеличивать свой спрос в виде потребления домохозяйств и инвестиций фирм  вместе с ростом государственных расходов, все это  обеспечивает рост совокупного спроса. При этом, однако, возникает проблема дефицита государственного бюджета (расходы  больше доходов). Многие великие экономисты (Кейнс, Хикс, Улин и др.) полагали, что бюджетный дефицит допустим, ради стимулирования вывода экономики из кризиса. В таком случае бюджет будет сбалансирован не в течение года, а в течение цикла (профицит в период роста компенсирует дефицит в период спада). Если же неуклонно придерживаться политики бездефицитного бюджета, то проводить экспансионистскую фискальную политику станет невозможно.

Налог слабее государственных расходов воздействуют на экономику. Причиной этого является то, что при снижении налогов не весь прирост дохода входит в состав совокупного спроса, а только та его часть, которую субъекты склонны потреблять. При росте же государственных расходов, вся их сумма входит в состав совокупного спроса. Именно поэтому Кейнс считал рост государственных расходов главным элементом фискальной политики, а снижение налогов – вспомогательным элементом.

Рестрикционная фискальная политика – это рост налогов и снижение государственных расходов.

Здесь возникает обратный эффект. Сокращается совокупный спрос  и экономический рост. Соответственно, этот способ применяется в период затяжного  подъема, для предотвращения «перегрева» экономики и инфляции (или для подавления уже существующей инфляции).

Кейнс считал фискальную политику главным и наиболее эффективным способом государственной макроэкономической политики. Дело в том, что фискальная политика всегда напрямую оказывает влияние на совокупный спрос и, соответственно, на национальную экономику. Поэтому фискальное воздействие очень быстро дает желаемый эффект.

Однако фискальная политика имеет и существенный недостаток, называющийся «внешний лаг запаздывания».

«Внешний  лаг запаздывания» - значительный интервал времени между возникновением экономического кризиса и моментом принятия решения  о мерах воздействия на него. 

Этот недостаток вызван политическими  причинами. Изменение фискальной политики является изменением параметров государственного бюджета, который имеет статус закона. Поэтому изменение фискальной политики требует внесения изменений в  закон о государственном бюджете. Без этого правительство страны (министерство финансов) изменить фискальную политику не может. В случае системы  парламентской демократии, обсуждение и принятие таких изменений может  занимать очень много времени. Существует угроза, что за это время экономическая  ситуация может кардинально измениться.

Монетарная  политика – меры государства по изменению объема денежной массы в обращении (осуществляется центральным банком).

Как часть стабилизационных мероприятий она может также  иметь экспансионистский и рестрикционный варианты.

К традиционным методам монетарной политики относятся:

  • изменение ставки рефинансирования (учетной ставки). Ставкой рефинансирования называется ставка процента под которую центральный банк кредитует частные банки;
  • изменение нормы обязательных резервов частных банков. Обязательными резервами называется часть банковских вкладов, которую банк не может использовать для проведения активных операций;
  • операции на открытом рынке. Под ними понимаются сделки по купле-продаже государственных ценных бумаг между Центральным и частными банками.

       Экспансионистская монетарная политика – это мероприятия Центрального банка по увеличению объема денежной массы в обращении.

Они ведут к увеличению совокупного спроса. Применяются  в период кризиса (спада производства). Осуществляется это следующим образом:

 

- Снижение  ставки рефинансирования (учетной  ставки). В результате этого централизованный кредит становится дешевле. Ресурсы частных банков возрастают, что ведет к снижению банковского процента в целом. Увеличиваются объемы кредитования и денежная масса в обращении.

- Снижение  нормы обязательных резервов. Это приведет к увеличению избыточных резервов частных банков (т. е. средств, которые можно использовать для проведения активных операций). Следовательно, возрастут объемы кредитования и, соответственно, денежная масса.

-  Покупка   Центральным банком у частных  банков государственных ценных  бумаг. Это увеличит ресурсы частных банков, что позволит им увеличить масштабы кредитования, что, в свою очередь приведет к росту денежной массы.

 

    Рестриктивная монетарная политика – это мероприятие Центрального банка по снижению объема денежной массы в обращении.

    Они ведут к  сокращению совокупного спроса. Применяются в период «перегрева»  экономики для борьбы с инфляцией  (вызванной денежными факторами). В данном случае, три инструмента  монетарной политики как бы  «разворачиваются» в обратную  сторону:

  • рост ставки рефинансирования;
  • рост нормы обязательных резервов;
  • продажа частным банкам государственных облигаций.

Результатом будет сокращение объемов кредитования и, соответственно, снижению объемов денежной массы  в обращении.

Монетарную политику Кейнс считал менее эффективной, чем фискальную. Причиной этого является «внутренний лаг запаздывания», свойственный именно монетарной политике.

«Внутренний лаг запаздывания» - значительный интервал времени между  моментом принятия решения о мерах антикризисного воздействия и наступлением эффекта  от них.

Это  объясняется тем, что монетарная политика оказывает  влияние на совокупный спрос и  национальную экономику не непосредственно, а в несколько этапов. На первом этапе изменяются какие-либо рыночные параметры (рыночная процентная ставка, размер свободных ресурсов частных  банков). На втором этапе меняется объем  кредитования. На третьем этапе меняется объем денежной массы в обращении. И только на четвертом этапе меняется совокупный спрос, и национальная экономика  получает запланированный импульс. Но  зато монетарная политика не имеет  «внешнего лага запаздывания». Дело в том, что монетарную политику осуществляет не правительство страны (министерство финансов), а Центральный банк. Центральный банк же не должен согласовывать и утверждать свои решения в парламенте страны.

Социальная политика понимается, как система мер по предоставлению помощи тем слоям населения, которые не могут обеспечить себе достойный уровень жизни посредством участия в рыночных процессах. Имеются ввиду пожилые люди, больные, малолетние и т. п.

Сущность социальной политики заключается в перераспределении  национального дохода от богатых  к бедным через систему госбюджета и других структур фискальной системы. Конечная цель социальной политики –  выравнивание уровней доходов разных слоев населения. Для этого применяется  соответствующая система налогообложения. Существуют три типа шкалы налогообложения:

  • Регрессивная шкала. Она обозначает, что получатели меньшего дохода платят больший процент в виде налога. В чистом виде, конечно, такая шкала не существует. Но система косвенных налогов, фактически, является регрессивной. В этом случае, богатые и бедные уплачивают одну и ту же добавку к цене, но у бедных она является более значительной долей дохода.
  • Прогрессивная шкала. Здесь уже процент, изымаемый в виде налога, тем больше, чем больше сам доход. Эта шкала, естественно, обеспечивает наибольшую степень перераспределения национального дохода. Она уже более всех остальных приводит к выравниванию доходов.
  • Пропорциональная шкала. Здесь получатели любых доходов уплачивают одинаковый процент в виде налога. Этот вариант также приводит к перераспределению национального дохода, на степень выравнивания много меньше, чем в предыдущем варианте.

Конкретно же перераспределение  реализуется через социальные расходы  госбюджета (т. е. через систему трансфертов), когда отчужденные (в виде налогов) средства богатых попадают бедным. Насчет справедливости (в абстрактном неэкономическом смысле) таких процессов существуют разные мнения. Каждое из них, наверное, по-своему верное. Но безусловным аргументом в пользу выравнивания доходов (в частности через социальную политику) является его экономическая эффективность. В чем она проявляется?

Во-первых, по мере выравнивания доходов возрастает совокупная предельная полезность всего национального дохода. Согласно теории английского экономиста Артура Пигу, принцип убывающей предельной полезности можно применить к денежному доходу. Следовательно, предельная полезность дополнительного денежного дохода тем меньше, чем больше запас денег у его получателя. Соответственно, отдавая часть дохода в виде налога, богатый человек теряет меньшую предельную полезность, чем получает бедный, которому направляется эта сумма в виде трансферта (у него запас денег небольшой и каждое его дополнение имеет высокую предельную полезность). В этом случае возрастает суммарная предельная полезность национального дохода (т.к. ее прирост у бедного больше, чем ее потеря у богатого).

Во-вторых, выравнивание доходов будет способствовать наращиванию совокупного спроса. Известно, что богатый человек, удовлетворяющий потребности на высоком уровне, имеет повышенную склонность к сбережениям. Бедный же, живущий в условиях неудовлетворенных потребностей, имеет повышенную склонность к потреблению. Тогда изъятая у богатого, через налоги, и попавшая к бедному, через трансферт, сумма денег сократит совокупные сбережения и увеличит совокупный спрос. Последний эффект позволяет считать социальную политику частью стимулирующих экономический рост мер государства (частью стабилизационных мероприятий).

Информация о работе Основы теории хозяйственных (экономических) систем