Основы теории хозяйственных (экономических) систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:42, лекция

Описание работы

Экономическая деятельность людей представляет собой деятельность в процессе производства, обмена и потребления экономических благ. Благами являются материальные (или нематериальные) ценности, предназначенные для удовлетворения человеческих потребностей. Потребностью человека является ощущение нужды в чем-либо, принявшее конкретную форму. Например, необходимость принимать пищу вообще, является нуждой, а желание употребить в пищу жареный бифштекс (конкретная форма) можно считать потребностью. Если общее количество такого блага меньше, чем потребности в нем, то оно считается экономическим. Если наоборот, то неэкономическим (хотя в реальной жизни одно и тоже благо может быть в разных ситуациях и экономическим и неэкономическим, например, вода в пустыне и на берегу озера).

Содержание работы

1. Основные экономические закономерности
2. Сущность и структура хозяйственной (экономической) системы

Файлы: 1 файл

лекции по истории экономики.docx

— 180.62 Кб (Скачать файл)

       «Социальный демпинг» - занижение цены за счет снижения издержек из-за дешевой рабочей силы.

        За этот счет в начале века японские товары захватили  китайский рынок, покинутый европейскими фирмами, занятыми первой мировой войной. Но дешевизна рабочей силы сдерживало применение технических нововведений, и японские товары тогда имели очень низкое (даже для Китая) качество. После первой мировой войны европейцы быстро вернули себе китайский рынок, вытеснив японцев. Экономику Японии поддерживали только государственные военные заказы.

     После второй мировой войны ситуация изменилась. Япония проиграла войну и потеряла большую часть промышленности (из-за американских бомбардировок). Тем не менее, здесь (как и в Германии) тоже были свои преимущества. Самое главное, что новые власти после войны, наконец, передали землю в частную собственность крестьянам. В сельском хозяйстве утвердилось фермерство, а промышленность, лишившись дешевой рабочей силы, вынуждены были внедрять передовые технологии (тем более, что здесь, как и в Германии, старая промышленность была физически уничтожена). Кроме того, Япония, также как и Германия, освободилась от крупных военных расходов и могла направлять ресурсы на развитие мирного производство (оборону Японии взяли на себя США). В японской экономике сложился особый тип концернов, где наряду с производственными фирмами имелись свои банки. Поэтому, японские концерны не имели проблем с кредитованием (кроме того, единоразовая выплата пенсий заставляла японских пенсионеров инвестировать в свои бывшие фирмы).  Особую важную роль сыграл и особый тип японского менеджмента, который внедрял идеи внутрифирменной солидарности и сплоченности. Можно считать, что японская экономика тоже представляет собой особую национальную модель. Эту модель называют моделью регулируемой корпоративной рыночной экономики, в которой ведущая роль промышленного и финансового капитала сочетаются с государственным программированием экономики и довольно значительным влиянием традиционализма. Основные производственные и социальные процессы проходят на уровне самих фирм. Кроме чисто производственных и коммерческих решений, фирмы несут и нагрузку по социальной защите своих работников (например, оплачивают свадьбы, лечение и т.п.).  Для этой модели характерно, например, широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах. Причем большинство этих социальных решений основывается не на формальном законодательстве, а на обычаях и традициях. Непосредственное государственное вмешательство государство в экономику небольшое и в стабильные периоды ограничивается только рекомендациями и ориентирами.

           Все это привело к тому, что в 50-60-х годах началось бурное развитие национальной экономики, получившее название «японского экономического чуда». Экономический рост составлял 15-20% в год. Экономика Японии вышла на 2-3 место в мире. 

      

      

Тема 6. История экономики России

 

1.Традиционная  рыночная хозяйственная система  в России

2. Современная  рыночная хозяйственная система  в России

3. Командно-административная  хозяйственная система в СССР

4. Переходная экономика  в России

 

1.Традиционная  рыночная хозяйственная система  в России

      До 13 века экономическое развитие на русских землях шло параллельно с аналогичным развитием в Западной Европе, с учетом определенной специфики. Так до 8 века сельская община не выделяла участки земли для индивидуального ведения земледельческой деятельности. Это объяснялось тем, что земли приходилось отвоевывать у лесных массивов (подсечно-огневое земледелие), а для этого нужен был коллективный труд.

       В 9 веке создается первое единое государство на русских землях – Киевская Русь. В формироваться русский вариант бенефициарной системы. Началась раздача земель за службу киевскому князю. На этом этапе раздавали только земли (без крестьян). На таких землях размещали рабов-холопов (из военнопленных) и должников-закупов. Раздача земли с крестьянами появляется в 12 веке. Но это не было крепостным правом. Между крестьянином и феодалом заключался договор и после его окончания крестьянин имел право уйти к другому феодалу. Сама же земля постепенно перешла в частную собственность феодалов (бояр)

      Города  у русских возникли очень рано. В то время как в Западной  Европе наблюдался упадок городов,  на Руси уже были многочисленные  города (скандинавы называли Русь  «страной городов»). В городах было ремесло и торговля. Торговля уже в 11 веке стала общенациональной. Появилась и внешняя торговля. Русь занимала выгодное географическое положение. Через ее территорию шел торговый путь из Балтийского моря в Черное море. Новгород входил в систему Ганзейского союза. Русские города изначально были независимыми от феодалов и обладали самоуправлением.

         Таким образом, до 13 века экономическое  развитие Руси шло в унисон  с Западной Европой, а развитие  городской экономики даже опережало  европейское.

         Ситуация изменилась после монголо-татарского  вторжения и установления монголо-татарского  ига. Монголо-татарское иго имело два сверхнегативных последствий для русского экономического развития:

  1. Монголо-татары уничтожили городскую экономику. Ремесло было уничтожено, ремесленники убиты или захвачены в плен и проданы в рабство.
  2. На Русь были принесены элементы азиатской модели, а именно – ведущая роль государства в экономике. Причем, на Руси это не было оправдано никакими климатическими и иными условиями.

         В 15 веке, после освобождения от  монголо-татарского ига, экономическое  развитие России пошло уже  по-другому. Земля выдавалась военным уже только в наследственное пользование, оставаясь государственной собственностью. Новые феодалы назывались дворянами. Сохранялись и старые боярские роды (еще с Киевской осыпри Иване Грозном). Государство же лишило всякой самостоятельности города, а главный вольный город Новгород был разгромлен. В первое время после монголо-татарского ига крестьяне еще могли уходить от своих феодалов (помещиков), но в 1649 г. государство окончательно прикрепило крестьян к земле.

        В 1649 г. в России утвердилось  крепостное право.

Влияние азиатской модели было видно и в городской экономике. Города не стали центром ремесла. Не сложились ремесленные цеха и  купеческие гильдии. Само ремесло было на очень примитивном уровне. Оно не могло удовлетворить даже примитивные запросы крестьян. Поэтому, крестьяне сами стали заниматься ремеслом в свободное время. Это называлось крестьянскими промыслами. Крупное же промышленное производство создавало само государство. В 16-17 веках создавались государственные мануфактуры, обслуживающие, в основном, армию и строительство. Они работали только на государственных заказах. Было несколько мануфактур в частной собственности иностранцев, но и они работали не на свободный рынок, а на государство.

При Петре I, в 18 веке, государственное строительство мануфактур достигло пика (в связи с военными нуждами). Появилась и чисто российское явление – крепостные мануфактуры. На эти мануфактуры посылали крепостных крестьян, прикрепляя их к этим мануфактурам. Причем, такими мануфактурами могло владеть как государство, так и частные лица (как Демидовы на Урале). Мануфактур с наемным трудом свободных работников было очень мало. Все это было вызвано недостатком инвестиций и, главное, свободной рабочей силы. Этот процесс никак нельзя было считать переходом к современной рыночной экономике. Потому что, применялось неэкономическое принуждение, мануфактуры работали не на рынок, а на государство и не было конкуренции.

Во многом, такая система  держалась на личности Петра I. Хотя его реформы нанесли России большой урон. Налоги выросли в 3 раза, а население сократилось на 25 %. После его смерти начался длительный экономический кризис. Новый подъем начался только в эпоху Екатерины II. Она запретила создание новых крепостных мануфактур и привлечение новых крепостных на действующие мануфактуры. Она же предоставила определенные права купцам и городам и освободила дворян от обязательной службы на государство.

В сельском же хозяйстве  весь 18 век шел процесс усиления крепостного права. Крепостным запретили жаловаться на помещиков государству. Помещикам дали право продавать крестьян наряду с инвентарем, животными и т.п. С другой стороны, многие помещичьи хозяйства стали работать на рынок (мануфактуры требовали много продуктов питания и сырья).

В 19 веке кризис крепостного  права стал очевиден. В сельском хозяйстве это проявилось в следующем:

1. Дешевый труд крепостных  сдерживало применение передовой техники

2. Крепостное право порождало  дефицит труда в промышленности (крестьяне не могли уйти в  город)

3. Крепостное право мешало  развитию фермерства (особенно после  получения права частной собственности  на землю недворянским сословиям), порождая дефицит свободного  труда в сельском хозяйстве.

В промышленности же это  проявлялось в следующем:

1. В сер. 19 века в России  состоялся промышленный переворот, но крепостное право мешало внедрению машин. Оно было невыгодны, так как владелец крепостной мануфактуры не мог уволить своих рабочих. Он был обязан их кормить. В результате этого русские товары стали неконкурентоспособными по сравнению с товарами европейских фабрик.

2.  Крепостной труд  на мануфактурах был низко  производителен

3.  Крепостное право  тормозило и частную рыночную  промышленность, так как дефицит  свободного труда завышал заработную  плату и снижал рентабельность  бизнеса.

Таким образом, требовалась  отмена крепостного права. Она состоялась в 1861 г. и означала конец традиционной рыночной хозяйственной системы в России

 

2. Современная  рыночная хозяйственная система  в России

 

19 февраля 1861 г. – отмена  крепостного права.

Это стало началом перехода к современной рыночной хозяйственной  системе в России. Отмена крепостного  права прошла в два этапа:

1 этап: личное освобождение  крестьян

2 этап: выкуп земли у  помещиков

 

Изначально, государство  оплачивало 80% выкупных платежей, а  крестьяне 20%. Потом крестьяне уже  расплачивались с государством. Самым  главным последствием этого акта должно было стать окончательное превращение труда в товар. Сельское хозяйство и промышленность России должно было получить свободную рабочую силу. Но, реально, процесс обретения личной и экономической свободы затянулся, аж до 1861 г.

Кроме того, рыночному развитию сельского хозяйства мешало господство общины как основного собственника земли. Общине принадлежало около 80% земли. Фактически, без развития частного фермерства сельское хозяйство России не могло стать рыночным.

Окончательному переходу сельского хозяйства на рыночные основы послужила аграрная реформа  Столыпина, которая обеспечила право  крестьян на превращение общинного  земельного надела в частную собственность. Эта реформа, окончившаяся в 1911 г., завершила  переход экономики России к современной  рыночной хозяйственной системе.

Однако развитие современной  рыночной хозяйственной системы  в России было прервано в 1914 г. первой мировой войной и последующими политическими  событиями.

 

  1. Командно-административная хозяйственная система в СССР

В XX в. в группе стран во главе с Россией была предпринята попытка создать еще один тип хозяйственной системы – командно-административную хозяйственную систему.

Командно-административная хозяйственная система – тип хозяйственной системы, где подавляющее количество экономических решений принимается государством вне зависимости от реальных хозяйственных потребностей.

В России командно-административная хозяйственная система начала создаваться  в 1917 году после захвата власти коммунистами. Сложившийся окончательно в середине 30-х годов российский вариант  командно-административной системы  мы будем называть советской экономической моделью.

Командно-административная система существовала сравнительно короткий интервал времени. Однако она  имела колоссальное влияние на мировую  историю. Кроме того, данный «проект» был уникальным парадоксом. Впервые  в мировой истории хозяйственная  система имела чисто регрессивный экономический эффект по сравнению  с предшествующей системой. Все ее переходные изменения носили искусственно-революционный  характер. Впервые, также, целью создания системы была не экономическая эффективность, а уровень политической власти государства  над обществом. Дело в том, что  командно-административная система  обеспечивала абсолютный уровень такой  власти. Система такого типа создается  исключительно субъективным путем. В предыдущей (рыночной) хозяйственной  системе не возникает никаких  объективных предпосылок для  ее создания. Переходу к командно-административной системе не способствуют и какие-то особые экономические кризисы рыночного  хозяйства. Поэтому командно-административная система создается обычно в период политических потрясений (обычно войн), когда кризисные явления в экономике неизбежны и объективны. Подробно мы рассмотрим формирование и распад советского варианта командно-административной хозяйственной системы в следующем разделе, а сейчас приведем основные признаки этой системы на примере советской экономики:

  1. Всеобщее государственное управление экономикой.

В основе этого находится  полное господство государственной  собственности на производственные ресурсы. Именно государство решает и проблему аллокации (ограниченности ресурсов и безграничности потребностей) и проблему альтернативного выбора (что, как и для кого производить). Решение этих проблем происходит на основе субъективного волевого решения вне зависимости от объективных экономических потребностей. Иерархия органов государственного управления экономики в СССР представляла собой форму пирамиды (Политбюро ЦК КПСС, ЦК КПСС, правительство страны, госплан, отраслевые министерства, отделения этих структур на местах). Причем правом инициативы обладали только самые верхние элементы пирамиды (фактически Политбюро ЦК КПСС). Остальными структурами надлежало только исполнять их решения. Наиболее бесправными оказывались непосредственные производители товаров и услуг (предприятия).

Информация о работе Основы теории хозяйственных (экономических) систем