2. Национальные
варианты современной рыночной
хозяйственной системы в эпоху
смешанной экономики
2.1 США
Антикризисная
политика в США проводилась
под руководством президента
Ф.Д. Рузвельта. Она называлась
«Новым курсом». Включала она
в себя следующие элементы:
1. Временный контроль
над ценами
2. Организацию общественных
работ для безработных
3. Субсидирование фермеров
при условии сокращения ими
производства
4. Резкий рост государственных
расходов на строительство и закупки товаров
5. Жесткий контроль над
отношениями рабочих и работодателей.
Тем не менее,
кризис то уменьшался, то снова
возрастал. Полностью преодолеть
Великую депрессию удалось только
с началом второй мировой войны.
После второй
мировой войны американская экономика
получила новый импульс. Во
время войны государство строило
военные заводы, которые после
войны переходили в частные
руки. Государственные расходы росли,
увеличивался дефицит государственного
бюджета. Усиливалась инфляция. В
начале 70-х гг. из-за войны на
Ближнем востоке выросли цены
на нефть. Выросли издержки. Начался
спад производства. Из-за роста цен как
причины кризиса, он получил название Энергетического
кризиса. Это кризис нового типа
– стагфляция.
Стагфляция – кризис рыночной
экономики, заключающийся в в
инфляции в условиях спада производства.
Для преодоления
кризиса президенту Р. Никсону пришлось
прибегнуть к политике
доходов.
Политика доходов – временная
фиксация всех цен на текущем
уровне.
Политика доходов остановила
рост инфляции за счет стабилизации издержек.
Производство начало постепенно расти.
В 80-е годы в американской
экономике усилилось влияние теории экономики
предложения, сторонники которой предлагали
воздействовать на экономику через воздействие
на предложение (а не на спрос, как предлагали
кейнсианцы). Главным их методом было снижение
налогов на бизнес и снижение государственных
расходов. Их поддержал президент Р. Рейган
и тогда американская экономическая политика
получила название рейганомики.
Рейганомика
– политика снижения налогов и государственных
расходов и ослабления государственного
регулирования рыночной экономики.
Далее, американская
экономика подвергалась как кейнсианскому
регулированию, так и политике либералов
из теории экономики предложения. Сторонниками
кейнсианства были члены демократической
партии, а сторонниками либерального сокращения
роли государства члены республиканской
партии. В целом, влияние сторонников кейнсианства
усиливалось в периоды кризисов, а влияние
либералов в периоды стабилизации и роста.
Тем не менее,
в целом, американская экономика
была более либеральной (с меньшим
участием государства), чем европейские
экономики. Американская экономика
принадлежала к англо-саксонской
модели. Для этой модели свойственно признание
отдельной личности главным хозяйственным
субъектом. Более того, эгоистические
интересы отдельной личности являются
главным стимулом развития экономики.
Теоретической базой таких идей являются
знаменитые принципы «Экономического
человека» и «Невидимой
руки рынка» Адама Смита. Другой особенностью
англо-саксонской модели является ориентация
экономики на максимизацию текущих показателей.
Фирма стремиться к максимизации текущей
прибыли, а домохозяйство к максимизации
текущего потребления. Для организационного
построения фирмы в данной модели характерен
тип «публичной корпорации», т.е. акционерного
общества с множеством мелких акционеров
(миноритариев). Что касается роли государства
в экономике, то англо-саксонская модель
ориентируется на ее минимизацию. Более
или менее, регулирующая роль государства
признается в периоды кризисов (и то, после
«Великой депрессии»). Сектор государственной
собственности крайне невелик. Социальная
политика государства достаточно слабая.
Она никогда не носила всеобщего характера.
Она является сугубо адресной и распространяется
только на реально нуждающихся людей.
Для остального населения социальные
услуги являются платными. С другой стороны,
модель отличается умеренным уровнем
налогообложения.
Кроме США, данная модель характерная
для таких стран как Великобритания,
Канада, Австралия, Новая Зеландия.
2.2 Англия
Английская
экономика понесла большие потери
от первой мировой войны. Страна
оказалась в долгах у американских
кредиторов. Тем не менее, межвоенная
экономическая история развивалась по
схожему с США сценарию. Экономика испытала
подъем и последовавший за ним кризис.
Резкие
изменения произошли после второй
мировой войны. С одной стороны,
английская экономика понесла
большие потери от чрезмерных
военных расходов и немецких
бомбардировок. С другой стороны,
английская экономика испытала
импульс развития после того,
как Англия лишилась своей
колониальной империи. Английские
инвесторы перестали инвестировать
колониальную экономику и перенаправили
инвестиционные потоки внутрь
страны. Кроме того, после войны
к власти пришла партия лейбористов,
которая придерживалась кейсианской
политики государственного регулирования
рыночной экономики. В Англии это выразилось
в национализации убыточных и малорентабельных
отраслей (угледобывающая отрасль, железнодорожный
транспорт, радио и телевещание). Это высвободило
ресурсы частных инвесторов для инвестирования
перспективных отраслей. Подъем экономики
продолжался до 70-х годов, а потом английская
экономика (как и вся западная экономика)
вошла в кризис стагфляции.
Стагфляция
70-х годов изменила направление
государственной экономической
политики. Пришедшая к власти
партия консерваторов во главе
с Маргарет Тэтчер начала проводить
политику сокращения государственного
регулирования экономики. Были
резко сокращены государственные
расходы (многие англичане не
могут простить отмену бесплатных
школьных завтраков). Проводилась
массовая приватизация ранее национализированных
отраслей. С помощью этой политики кризис
стагфляции был преодолен.
Далее,
английская (как и американская) экономика
подвергалась как кейнсианскому регулированию,
так и политике сокращения роли государства
в экономике. Сторонниками кейнсианства
были члены лейбористской партии, а сторонниками
либерального сокращения роли государства
члены партии консерваторов. В целом, влияние
сторонников кейнсианства усиливалось
в периоды кризисов, а влияние противников
государственного регулирования в периоды
стабилизации и роста.
2.3 Франция
Французская экономика тоже понесла
большие потери от войны (огромные
военные расходы, людские потери,
военные разрушения). Поэтому послевоенный
рост начался там позднее,
чем в других странах. Соответственно,
и Великая депрессия накрыла
французскую экономику позднее.
После второй мировой войны
во Франции к власти пришли
социалисты (несколько министерских
постов даже получили коммунисты).
Власти начали политику тала развитой
массовой национализации частной собственности.
Причем, в отличие от Англии, национализации
подвергались не только убыточные, но
и вполне прибыльные отрасли. Просто реализовывалась
социалистическая доктрина о том, что
государство должно было иметь широкий
государственный сектор в экономике. Некоторые
фирмы национализировались по политическим
причинам. Так концерн «Рено» был национализирован
в отместку за то, что его хозяева поддерживали
немцев во второй мировой войне. Было национализировано
большое количество частных банков (в
том числе и крупнейшие, «Парибанк» и др.).
Французское государство использовало
политику дирижизма.
Дирижизм
– французская политика государственного
регулирования рыночной экономики, основанная
на индикативном планировании.
Индикативное планирование –
рекомендательное планирование
экономического развития, когда
государство рекомендует частным
фирмам придерживаться определенных
показателей, взамен на налоговые
и иные льготы.
С помощью этой политики была,
наконец, преодолена кредитная
ориентация французской экономики. Французская
экономика стала развитой промышленной
экономикой.
Тем не менее, это не спасло французскую
экономику от мировой стагфляции 70-х годов.
И выход из него был найден такой же, как
и в других странах в виде перехода к либеральной
политике сокращения государственного
регулирования экономики. Была проведена
массовая приватизация. Вновь стали частными
большинство банков и тот же концерн «Рено».
Тем не менее, традицией французской экономики
сохранилось более активное государственное
регулирование рыночной экономики, чем
в США и Англии.
2.4 Германия
Германия потерпела поражения
в первой мировой войне и
оказалась в сложнейшем экономическом
положении (несмотря на то, что война не
затронула собственно германскую территорию).
Германия потеряла ряд развитых в промышленном
отношении территорий. Самые развитые
территории на западе (Рурская область
и Саар) были оккупированы французскими
и бельгийскими войсками. На Германию
были наложены крупные платежи в пользу
победителей (контрибуции). Поэтому, послевоенный
подъем германскую экономику почти не
затронул. Наоборот, германская экономика
испытала спад производства и гиперинфляцию.
Стабилизация состоялась только в конце
20-х годов на короткое время. Практически
сразу же германскую экономику накрыла
Великая депрессия. На волне недовольства
населения к власти пришла национал-социалистическая
партия во главе с Гитлером.
Национал-социалисты
выступали за жесткое государственное
регулирование экономики. Тем
более что Германия готовилась
к войне. Государственные военные
заказы стимулировали экономический
рост. Государство финансировало
строительство высококлассных автодорог.
Был установлен жесткий контроль
над ценами и взаимоотношениями рабочих
и предпринимателей. В стране начался
экономический рост и была ликвидирована
безработица. Тем не менее, национал-социалисты
не изменяли сущность рыночной экономики.
Продолжала сохраняться частная собственность,
и массовой национализации не было.
После второй мировой войны
Германия потерпела еще больший
урон. Страна лишилась своей восточной
части. Промышленность была практически
уничтожена англо-американскими
бомбардировками. Были наложены
огромные репарации, в счет
которых забирались целые заводы.
Тем не менее, германская экономика
имела некоторые объективные
преимущества. Во-первых, страна освободилась
от значительных военных расходов
(оборону страны взяли на себя
силы НАТО) и могла направлять
все ресурсы на развитие мирной
экономики. Во-вторых, фактическое
уничтожение промышленности привело
к необходимости использовать
передовые технологии. В-третьих, властям
удалось поднять моральных дух нации и
ее ответственность (не вызвала протестов
даже конфискационная денежная реформа,
когда были аннулированы старые деньги
и каждый немец получил по одинаковой
сумме новых денег). В-четвертых, немецкая
экономика поучила большую американскую
экономическую помощь. В итоге, в 50-60-е
годы германская экономика вступила в
период опережающего экономического роста
(до 12% в год). Это получило название «немецкого
экономического чуда». Государство применяло
меры, напоминающие французский дирижизм
(индикативное планирование). Применялась,
также, активная социальная политика.
Интересы наемных работников жестко защищались.
На предприятиях огромную роль играют
профсоюзы, чью мнение учитывают предприниматели
при принятии решений. Население получало
большие бесплатные услуги. При этом в
Германии не было никаких национализаций.
Продолжала господствовать частная собственность.
После объединения Германии в конце 80-х
годов, немецкая экономика стала экономическим
лидером Европы.
В целом,
Германия и Франция представляли
собой еще одну национальную
модель современной рыночной
экономики. Ее можно назвать
франко-германской. Модель предусматривает
в качестве основного хозяйственного
субъекта целую нацию. В качестве
хозяйственных целей рассматриваются
не текущие, а перспективные
показатели (будущая прибыль, будущее
потребление). Модель отличается
высоким уровнем социальной политики
государства. Причем значительную
роль социальных функций исполняют
профсоюзы. Роль профсоюзов очень
велика и в производственно-социальных
процессах отдельных фирм. Частные
предприниматели обязаны участвовать
в совместных с профсоюзами
органах, где обсуждаются наиболее
принципиальные производственные
и социальные вопросы.
Государство не устанавливает
какие-нибудь конкретные производственные
или реализационные цели. Но государство
стремится создать юридическую
регламентацию большинства экономических
процессов. Такое положение называется ордо-либерализмом
(упорядоченным либерализмом) и теоретически
оформлено немецким экономистом Вальтером
Ойкеном. Практическое воплощение
эта теория нашла в реформах федерального
канцлера Германии Людвига
Эрхарда. В социальном плане государство
стремится максимально выровнять потребительские
возможности граждан. Поэтому социальные
услуги носят ярко выраженный страховой
характер, где размер страхового взноса
напрямую зависит от дохода человека.
В итоге получается, что богатые оплачивает
бесплатные услуги бедных. Это, несомненно,
укрепляет национальную солидарность.
Очень близка к франко-германской
модели была и скандинавская модель. Но
для нее характерна активная роль государства,
прежде всего, в сфере социальной политики.
Множество социальных услуг (образовательные,
медицинские) предоставляется бесплатно
и непосредственно самим государством.
Здесь государство также стремится к максимальному
выравниванию потребительских возможностей
граждан и их доходов. Но, в отличии от
германской модели, это достигается, в
основном, через политику налогообложения.
Используется прогрессивная шкала с очень
высокими ставками. При этом, для скандинавской
модели не характерен государственный
сектор в производстве или торговле. Государственных
предприятий в этих сферах немного.
Модель существует в самих
скандинавских странах (Швеция, Дания,
Норвегия, Исландия), а также в
Финляндии.
2.5 Япония
После революции
Мейдзи японская экономика перешла на
рыночные отношения. Начала развиваться
промышленность. Она получила огромное
количество рабочей силы за счет крестьян,
лишившихся земли. Дешевая рабочая сила
резко сократила издержки. Японская промышленность
получила возможность использовать
политику «социального демпинга».