Основы учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояние учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц СПК «Малиновка» и разработка предложении по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
- изучить теоретические основы учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц;
- дать организационно-правовую и финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
- проанализировать состояние учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на исследуемом предприятии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1 Нормативное регулирование вопросов учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в нормативных источниках 5
1.2 Вопросы ведения учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в экономической литературе 8
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТИРИСТИКА СПК «МАЛИНОВКА» 14
2.1 Организационно – правовая характеристика предприятия 14
2.2 Краткая экономическая характеристика предприятия 15
2.3 Финансовое состояние предприятия 23
3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ВЕДЕНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СПК «МАЛИНОВКА» 30
3.1 Общее состояние учетно-аналитической работы предприятия 30
3.2 Состояние первичного учета расчетов с бюджетом по НДФЛ 33
3.3 Состояние синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по НДФЛ 35
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СПК «МАЛИНОВКА» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Файлы: 1 файл

uchet_raschetov_s_byud_po_ndfl.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                   

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                         49

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы  любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12 – 13%.

За последние годы схема налогообложение налога на доходы физических лиц в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия  с бюджетом по налогу на доходы физических лиц наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата НДФЛ в бюджет не только сопряжена  со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты НДФЛ обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом НДФЛ.

Целью данной курсовой работы является изучение состояние учета  расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц СПК «Малиновка»  и разработка предложении по его совершенствованию.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:

- изучить теоретические  основы учета расчетов с бюджетом  по налогу на доходы физических  лиц;

- дать организационно-правовую  и финансово-экономическую характеристику объекту исследования;

- проанализировать состояние  учета расчетов с бюджетом  по налогу на доходы физических  лиц на исследуемом предприятии;

- разработать пути  совершенствования по ведению  учета расчетов с бюджетом  по налогу на доходы физических  лиц.

Объектом исследования является СПК «Малиновка» Белебеевского района Республики Башкортостан.

Предметом исследования является – учет расчетов с бюджетом по НДФЛ.

Период исследования – 2010-2012 гг.

Экономическими методами исследования являются метод сравнения, табличный, аналитический методы и другие.

Методологической основой  курсовой работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая  литература по вопросам учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1.  Нормативное регулирование вопросов учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в нормативных источниках

 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные  акты, указы Президента РФ и  постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно  организацию и ведение бухгалтерского  учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии,  письма Минфина РФ и других  ведомств;

4-й уровень: рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого  предприятия [8].

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует также отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и др.

В системе нормативного регулирования  положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете» по каждому объекту учета. ПБУ обычно включает следующие элементы: название и номер ПБУ; общие положения (сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценка (различные виды применяемых оценок по объекту); порядок учета (порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); раскрытие информации (состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные ПБУ в отличие от МСФО носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинство ПБУ предусматривает различные варианты учета соответствующих объектов.

План счетов бухгалтерского учета  представляет собой схему регистрации  и группировки фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные  стандарты в соответствии с отраслевыми  и иными особенностями. Они разрабатываются  Минфином РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы самого предприятия (четвертый уровень) определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике  предприятия;

- утвержденные руководителем формы  первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы  внутренней отчетности.

Основными нормативными документами  при учете расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц  являются:

- Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (вступившее в силу в силу с 01.01.2013г.);

-  Гражданский кодекс Российской  Федерации, части I и II;

- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ (ред. от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ);

- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая : от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011 № 245-ФЗ);

- Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред.  от 24.11.2011);

- Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31 н);

- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» (утв. приказом МФ РФ № 106н  от 6.10.08 г.);

- приказ Минфина РФ  от 29.12.2009 № 145н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения»;

- приказ Минфина РФ от 12.01.2010 № ММ-7-6/4 «Об утверждении формата  представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных  документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML)»;

- План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организации и Инструкция по  его применению. Утверждены приказом  Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н и другие [11].

Таким образом, названные  документы предусматривают право  организаций на основе этих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета  и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей. Для организации правильного учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на предприятий необходимо следовать законодательно-правовому регулированию.

  • 1.2 Вопросы ведения учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в экономической литературе

  •  

    Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [3].

    Расчеты организации с бюджетом по налогу на доходы физических лиц осуществляются в соответствии с главой 23 Налогового кодекса РФ части второй.

    Налог на доходы физических лиц уплачивают: граждане РФ; граждане других государств; граждане без гражданства.

    Граждане делятся на:

    - налоговых резидентов РФ, т.е. находящихся на территории РФ не менее 183 дней в году;

    - не являющихся налоговыми резидентами РФ, т.е. находящихся на территории РФ менее 183 дней в году.

    Объектом обложения у физических лиц — налоговых резидентов РФ является доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.

    Объектом обложения у физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, является доход, полученный от источников в РФ [4].

    Джабазян Е.Л. считает, что социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

    Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

    Налоги выполняют три важнейшие  функции: фискальную, социальную и регулирующую. Экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях.

    Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие  и получающие доходы в России или  являющиеся собственниками объектов обложения, исполняют налоговую обязанность. Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином – физические лица [14].

    Изучение проблемы относительно учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц невозможно без обзора различных законодательных актов, статей, материалов периодической печати, а также справочной и учебной литературы.

    В пособии Шевелева А.Е. «Риски в бухгалтерском учете рассмотрены важнейшие вопросы организации учетной работы хозяйствующих субъектов в условиях неопределенности финансово-хозяйственной среды. Подробно анализируются риски в бухгалтерском учете и налоговые риски в деятельности предприятия. К ним относится:

    - нестабильность политической и экономической ситуации в стране;

    - неустойчивость, нестабильность налогового законодательства;

    - изменчивость, непредсказуемость действии налоговых органов.

    А также рассматриваются проблемы учета расчетов с бюджетом относительно умышленных неуплат налогов налогоплательщиками [27].

    Мальцева Е.А., считает, что несмотря на то, что налогоплательщиками по НДФЛ являются физические лица, вопросы начисления и уплаты данного налога имеют большое значение и для юридических лиц, которые признаются налоговыми агентами. Именно налоговым агентам необходимо в обязательном порядке рассчитывать и удерживать данный налог с доходов своих сотрудников и иных физических лиц, получивших от них доходы.

    В случае, если физические лица получают от организаций, ИП и иных лиц налогооблагаемые доходы, НДФЛ с них в соответствии с требованиями НК РФ удерживается налоговыми агентами.

    Кроме того, в соответствии с положениями п.2 ст.230 НК РФ, налоговые агенты представляют в ИФНС по месту своего учета сведения: о доходах физических лиц истекшего налогового периода, о суммах НДФЛ начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим годом.

    Так же положениями Налогового кодекса предусмотрена обязанность налоговых агентов по перечислению НДФЛ в бюджет. Это значит, что налоговые агенты несут ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, а так же ошибки в его расчете и начислении.

    Перечислить суммы начисленного и удержанного НДФЛ налоговый агент обязан не позднее дня:

    - фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода,

    Информация о работе Основы учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц