Особенности деятельности международных финансовых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В данной работе речь пойдет о международных и межгосударственных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации (далее – РФ).
Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных явлений последних десятилетий (распада СССР, путча, резких падений курса рубля, недавнего кризиса) Россия наконец то выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.
Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами.

Содержание работы

Введение
Международные финансовые институты: общая характеристика
1.1 Международный банк реконструкции и развития
1.2 Международная ассоциация развития
1.3 Международная финансовая корпорация
1.4 Межгосударственный валютный комитет
1.5 Европейский банк реконструкции и развития
1.6 Банк международных расчетов
Особенности деятельности международных финансовых институтов в разных странах (на примере России)
2.1 Анализ развития банков
2.2 Развитие биржевой деятельности в России и в США, Великобритании, Японии
2.3 Развитие взаимного страхования в России и Франции, Германии, Англии
3. Участие Российской федерации в деятельности международных финансовых институтов на современном этапе
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

Инвестиции, осуществляемые МФК путем вложений в акционерный и квазиакционерный капитал, финансируются за счет собственного капитала Корпорации, который состоит из суммы выплаченных взносов стран-членов и нераспределенной прибыли. Твердая поддержка акционеров и солидная база в виде оплаченных взносов в капитал МФК позволяют корпорации привлекать большую часть денежных средств, необходимых для предоставления кредитов, на международных финансовых рынках, путем выпуска облигаций, имеющих наивысший рейтинг  80% от общего объема финансовых ресурсов, необходимых для кредитования, МФК привлекает путем выпуска государственных облигаций либо частного размещения ценных бумаг. Остальные 20% привлекаются в качестве займов МБРР.

В последние годы МФК активизировала свою деятельность по оказанию технической  помощи. Создана консультативная  служба по иностранным инвестициям.

      В Международную финансовую корпорацию входят 175 государств. Чтобы стать членом МФК, страна должна быть членом Всемирного банка (МБРР), подписать Учредительный договор МФК и передать на хранение в МБРР документ о принятии условий Учредительного договора. Российская Федерация вошла в МФК в 1993 году.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Межгосударственный валютный комитет

 

Межгосударственный  валютный комитет (МВК) создан Решением Совета глав правительств СНГ 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полномочных представителей - руководителей министерств финансов  и национальных (центральных) банков и других государственных органов. Документ подписан всеми главами правительств Содружества независимых Государств кроме Туркменистана. Украина поддержала создание такого комитета и присоединилась к нему после введение своей новой национальной валюты.

26 мая  1995 г. в г. Минске подписано  Соглашение о создании Межгосударственного  валютного комитета и Положение  о Межгосударственном валютном  комитете. Соглашение вступило в  силу 6 марта 1996 г. со дня сдачи  на хранение депозитарию третьего  уведомления о выполнении подписавшими  его Сторонами внутригосударственных  процедур. Российской Федерацией  Соглашение было ратифицировано 29 октября 1998 года.

МВК начал  функционировать с 8 февраля 1996 г. - было проведено I заседание Межгосударственного валютного комитета Функции Исполнительной дирекцией МВК выполняет департамент валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений Международного экономического комитета (МЭК). Расходы создаваемых рабочих групп и по командированию участников заседаний МВК несет каждое государство-участник Соглашения. Техническое обслуживание заседаний МВК, его рабочих групп и проводимых совещаний осуществляет аппарат МЭКа.

Цель  функционирования МВК - содействие организации  многостороннего сотрудничества в  области валютно-платежных и кредитных  отношений, сближение и совершенствование  валютного законодательства, развитие форм и методов координации денежно-кредитной  и валютной политики государств-участников Соглашения о создании Платежного союза  государств-участников Содружества  Независимых Государств, а также  сотрудничество и осуществление  согласованных действий в вопросах валютного контроля.

Роль  МВК, таким образом, заключается  в координационно-контрольных функциях по формированию и разработке правил создания целостных межгосударственных финансовых  и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрении передовых информационных технологий, рекомендательных разработках по валютному регулированию в системе расчетов государств-участников СНГ.

За время  работы МВК зарекомендовал себя как  авторитетный межгосударственный финансовый институт, координирующий денежно-кредитную  и валютную политику государств-участников Содружества, представляющий единственный межгосударственный валютный центр  государств Содружества в формируемых  рабочих контактах с международными финансовыми институтами мира такими, как Международный валютный фонд, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудничества. Сотрудниками Исполнительной дирекции МВК подготовлен ряд документов решения вопросов создания Валютного союза в рамках СНГ, являющихся теоретической базой, результатом работы МВК на начальном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Европейский банк реконструкции и развития

В конце 80-х - начале 90-х годов в странах  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной  войны» обеспечило определенную международную  стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических  процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись  с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни  населения крупномасштабной миграцией рабочей силы и безработицей, обострением национальных проблем и перерастанием их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы как безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию финансового сектора, связанные с тем, что акционерами кредитных учреждений являлись государственные предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задача формирования и ускоренного развития частного сектора экономики.

С другой стороны, окончание «холодной войны» означало возможность дальнейшего  развития интеграционных процессов  в Европе, одним из проявлений которых  явилось создание европейских межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой  арене, баланс сил на которой после  краха социализма сместился в  пользу США.

Все это  привело к учреждению одной из международных финансовых организации  – Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР). ЕБРР создан на основе Соглашения от 29 мая 1990 года и призван содействовать переходу стран от Центральной Европы до Центральной Азии к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР были 40 стран – все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В последствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе европейские страны), а также ЕС и ЕИБ.

На этапе  формирования ЕБРР по некоторым вопросам развернулась дискуссия, в частности:

  • Отсутствие потребности в организации ЕБРР аргументировалось существованием международных финансовых институтов (прежде всего МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его группы). Вызывала сомнение способность взять под свой контроль процессы реконструкции и развития в странах Центральной и Восточной Европы, а также отсутствием в тот период конкретных программ у создателей ЕБРР;
  • Вопрос о целесообразности вступления США в европейский финансовый институт, где они заведомо не будут занимать лидирующих позиций. Высказывались самые полярные мнения, например, чтобы быть членом ЕБРР для США - это шанс влиять на европейские процессы, которым не следует пренебрегать, и наоборот, что ЕБРР станет "бюрократической машиной в руках нескольких европейцев", поэтому для США лучше не быть его членом (в процессе дискуссии победила первая точка зрения);
  • США и Япония пытались сорвать участие в ЕБРР Советского Союза. В результате СССР все же был принят в члены ЕБРР, однако ст. 8 соглашения об учреждении была дополнена пунктом 4 и СССР должен был ограничить доступ к ресурсам ЕБРР суммой оплаченных акций, т.е. 180 млн. экю на трехлетий период;
  • Опасения западноевропейских государств относительно перерастания политической нестабильности в вооруженные конфликты в ЦВЕ из-за сложностей переходного периода, в том числе и экономических;
  • Желание сформировать единую европейскую структуру, в которую были бы интегрированы страны ЦВЕ;
  • Наличие общих задач европейских государств вследствие их географической близости (в таких областях как экология, энергетика, инфраструктура и т. д.);
  • Желание западноевропейских государств создать контролируемый финансовый институт (в котором США не играли бы доминирующей роли, что способствовало бы повышению статуса Западной Европы в формировании глобальной и региональной экономической политики, как и повышению её роли в расстановке сил между тремя центрами соперничества - США, Западной Европой и Японией;
  • Возможность для бывшего СССР прорвать изоляцию от международных финансовых институтов. Ко времени создания ЕБРР СССР стремился стать членом МВФ и МБРР, однако это ему не удавалось, хотя необходимость в поддержке со стороны ведущих финансовых институтов в области инвестирования и оказания технической помощи остро ощущалась. Такая потребность могла быть удовлетворена лишь с помощью нового международного финансового института учредителем которого СССР стал бы с самого начала, в связи с чем СССР активно поддержал идею создания ЕБРР;
  • Отсутствие у МВФ и МБРР опыта в решении столь масштабных проблем, которые появились в связи с необходимостью стабилизации и перехода к рыночной экономике стран ЦВЕ.

Тем не менее, в силу действия ряда факторов путь от идеи создания ЕБРР до ее осуществления  на практике был пройден с невероятной  и беспрецедентной быстротой. ЕБРР стал скорее региональной, нежели глобальной организацией, созданной, в основном, странами Западной Европы для решения  проблем у своих «соседей». При  этом эти государства закрепи  за собой доминирование в ЕБРР, прописав его уставе: 50% плюс 1 акция  должны принадлежать западноевропейским странам (которые в документах ЕБРР именуются «странами группы А»), доля США в ЕБРР по состоянию на настоящий момент лишь немного превышает доли каждого из промышленно развитых государств Западной Европы.

Основная  задача ЕБРР - «содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной  на рынок, а так же развитию частной  и предпринимательской инициативе в странах ЦВЕ, приверженных принципам  многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь».

Банк  ежегодно проводит оценку стран на соответствие указанной цели, в частности, по следующим критериям: свободные  выборы; представительность правительства; обязанность правительства и  должностных лиц действовать  в соответствии с законодательством; ограниченность политических партий от государства; независимость правосудия; равная защита законом граждан, включая меньшинства; свобода слова, вероисповедания, собраний, передвижения; право частной собственности; право формирования профсоюзов и организации забастовок.

Результаты  оценки стран ежегодно приводятся в  документах, называемых «country strategy papers» («страновые стратегии»).

Таким образом, Банк позиционирует себя не просто как региональный банк развития, увязывая свою деятельность с прогрессом переходного  процесса в странах ЦВЕ, при этом официально Банк не может проводит вою деятельность в странах, не приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики, или не проводящих их в жизнь. В отличие от МФВ, который навязывает достаточно жёсткие условия конкретных макроэкономических показателей, ЕБРР проводит более мягкую политику, стремясь до последнего не свертывать свою деятельность в проблемных государствах.

Также следует  подчеркнуть, что ЕБРР, по сути, является коммерческим банком: статья 36 Соглашения об учреждении ЕБРР предусматривает  возможность распределения чистого  дохода между его акционерами (при  этом не может делаться исключений в зависимости от политики страны и ее соответствия целям Банка  – в отличие от доступа к  ресурсам). Рентабельность оплаченного  капитала ЕБРР, в среднем составляет около 7%, что можно назвать достаточно высоким показателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Банк международных расчетов

Банк международных расчетов (БМР; Bank for International Settlements) является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций. Он был создан в 1930 году в Базеле в Швейцарии центральными банками Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, тремя частными банками США во главе с банкирским домом Морганов и японскими частными банками.

Идея о создании банка  возникла в связи с решением, а  точнее с проблемой решения вопроса  о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.

Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных  долгов. Согласно этому плану, получившего  название “плана Юнга” (по имени его  автора ), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.

БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску  и распространению облигаций  германского займа  на рынках частных  капиталов. Он должен осуществлять расчеты  по этому займу и конверсию  доходов от займа в репарационные  платежи.

Основной капитал банка  установлен в 500 млн. золотых швейцарских  франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого  золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.

75% акций БМР принадлежит  центральным банкам и 25% - частным  банкам и лицам, банки-учредители  располагают более 50% акций. Высшим  органом управления Банка является  общее собрание руководителей  Центральных Банков стран, имеющих  акции банка. Физические и частные  юридические лица, располагающими  акциями банка, в собрании не  участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год  для того, чтобы утвердить доклад  о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков. Текущими  делами банка руководит Совет  директоров, в состав которого  входят 8 управляющих центральными  банками европейских стран: Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов  и 5 представителей финансовых, промышленных  и торговых кругов, назначаемых  этой восьмёркой. БМР имеет валютно-экономический  отдел, осуществляющий исследования  в области международных валютно-кредитных  отношений. Выпускает ежегодный  обзор, в котором даёт информацию и исследования международных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень.

Информация о работе Особенности деятельности международных финансовых институтов