Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:50, курсовая работа
В данной работе речь пойдет о международных и межгосударственных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации (далее – РФ).
Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных явлений последних десятилетий (распада СССР, путча, резких падений курса рубля, недавнего кризиса) Россия наконец то выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.
Для написания работы необходимо разобраться в терминологии. Что же такое финансовый институт? Финансовый институт - это финансовый посредник между кредиторами и заемщиками или между сберегателями и инвесторами.
Введение
Международные финансовые институты: общая характеристика
1.1 Международный банк реконструкции и развития
1.2 Международная ассоциация развития
1.3 Международная финансовая корпорация
1.4 Межгосударственный валютный комитет
1.5 Европейский банк реконструкции и развития
1.6 Банк международных расчетов
Особенности деятельности международных финансовых институтов в разных странах (на примере России)
2.1 Анализ развития банков
2.2 Развитие биржевой деятельности в России и в США, Великобритании, Японии
2.3 Развитие взаимного страхования в России и Франции, Германии, Англии
3. Участие Российской федерации в деятельности международных финансовых институтов на современном этапе
Заключение
Список литературы.
Финансовые условия участия России в МВФ
В ходе дискуссий о вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд долл. (3,5—6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. В соответствии с девятым общим пересмотром квот (1990—1992 гг.) итоговая сумма квот стран — членов Фонда была увеличена на 50% и в результате одиннадцатого пересмотра (1998—1999 гг.) — еще на 45% (табл. 1).
КВОТЫ РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН СНГ И БАЛТИИ В МВФ
Страны |
Первоначальные квоты, млн СДР |
В соответствии с девятым пересмотром квот (1992 г.) |
В соответствии с одиннадцатым пересмотром квот (1999г.) | ||
млн СДР |
доля |
млн СДР |
доля | ||
в общей |
в общей | ||||
сумме |
сумме | ||||
квот, % |
квот, % | ||||
Азербайджан |
78,0 |
117,0 |
0,08 |
160,9 |
0,076 |
Армения |
45,0 |
67,5 |
0,05 |
92,0 |
0,043 |
Белоруссия |
187,0 |
280,4 |
0,20 |
386,4 |
0,182 |
Грузия |
74,0 |
111,0 |
0,08 |
150,3 |
0,071 |
Казахстан |
165,0 |
247,5 |
0,17 |
365,7 |
0,172 |
Киргизия |
43,0 |
64,5 |
0,04 |
88,8 |
0,042 |
Латвия |
61,0 |
91,5 |
0,06 |
126,8 |
0,060 |
Литва |
69,0 |
103,5 |
0,07 |
144,2 |
0,068 |
Молдавия |
60,0 |
90,0 |
0,06 |
123,2 |
0,058 |
Россия |
2876,0 |
4313,1 |
3,00 |
5945,4 |
2,804 |
Таджикистан |
40,0 |
60,0 |
0,04 |
87,0 |
0,041 |
Туркменистан |
32,0 |
48,0 |
0,03 |
75,2 |
0,035 |
Узбекистан |
133,0 |
199,5 |
0,14 |
275,6 |
0,130 |
Украина |
665,0 |
997,3 |
0,69 |
1372,0 |
0,647 |
Эстония |
31,0 |
46,5 |
0,03 |
65,2 |
0,031 |
Всего |
4559,0 |
6837,3 |
4,76 |
9458,7 |
4,46 |
По величине квоты (5,9 млрд СДР, или 8,3 млрд долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция). Однако, располагая 43381 голосом (2,9% общего количества на 30 апреля 1998 г.), она, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает собственного исполнительного директора.
Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты (979 млн СДР, или 1,3 млрд долл.). Взнос в валюте других четырнадцати республик бывшего СССР — 573 млн СДР (0,8 млрд долл.). Остальная часть подписки оплачена национальной валютой либо путем передачи Фонду беспроцентных не обращающихся на рынке векселей.
Обязанности России как члена МВФ
Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ.
Во-первых, обязанностью являются устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастию в дискриминационных валютных соглашениях. Однако устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение переходного периода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.
Вначале Россия и другие страны бывшего СССР, используя Статью XIV, ввели внутреннюю, т.е. для резидентов (юридических и физических лиц), конвертируемость валют. Россия официально приняла обязательства, налагаемые Статьей VIII устава, с июня 1996 г. Это означает распространение конвертируемости рубля по текущим операциям и на нерезидентов. В 1994 г. к Статье VIII присоединились страны Балтии, а с 1995 г. — ряд стран СНГ (к концу 1998 г. продолжали воздерживаться от принятия соответствующих обязательств Азербайджан, Белоруссия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).
Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля.
Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. Поэтому в России используется то регулируемое, то свободное плавание курса рубля. Вместе с тем Статья IV обязывает страны-члены при проведении валютной политики сотрудничать с Фондом. Нормы, которыми страны должны руководствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не сдерживать искусственно изменение валютного курса, если оно вызвано фундаментальными экономическими факторами; 2) прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным хаотичным, дезорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) не использовать механизм курсообразования в целях получения несправедливых конкурентных преимуществ перед другими странами-членами. МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.
В-третьих, предпосылкой делового взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, представление Фонду статистических данных о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и характера макроэкономической политики. Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов Фонда, использовать их опыт. В 90-х годах на долю бывшего СССР приходилось 45% объема технической помощи МВФ странам-членам. Помимо консалтинговых услуг МВФ оказывает странам СНГ и Балтии содействие в подготовке и повышении квалификации кадров. Эти страны благодаря членству в Фонде получили возможность более эффективно участвовать в выработке решений, определяющих эволюцию мирового валютно-кредитного механизма.
Заключение
Подводя итог курсовой работе
можно говорить о том, что Россия
является полноправным членом практически
всех международных и
О положении России в международных финансовых институтах можно судить по количеству ее квот в МВФ, поскольку, являясь членом практически любой международной финансовой организации, государство должно состоять в МВФ. Сейчас квота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. На данный момент квота России в МВФ, как уже говорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств - около $9,9 млрд. К концу декабря 2002 года Россия собирается выплатит часть своего долга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты России в МВФ.
Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Так в 2006 финансовом году оказание помощи Всемирным Банком развивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям:
- ускоренное облегчение бремени задолженности;
- помощь в борьбе с ВИЧ/СПИДом;
- многосторонняя поддержка программ сокращения бедности;
- повышение эффективности
деятельности в области
Список использованной литературы:
I. Официальные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
2. Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г. N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития"// "Российской газете" от 29 мая 1992 г.
3. Указ Президента РФ от 21 августа 2000 г. N 1546 "Об управляющем от Российской Федерации в Международном валютном фонде"//СЗ РФ от 28 августа 2000 г., N 35, ст. 3557; .
4. Указ Президента РФ от 21 августа 2000 г. N 1546 "Об управляющем от Российской Федерации в Международном валютном фонде"//СЗ РФ от 28 августа 2000 г., N 35, ст. 3557;
5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"(с изменениями от 12 марта, 30 июня 2002 г.)//СЗ РФ 31 декабря 2001 г., N 53 (Часть I)
6. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ.
8. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ.
9. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1.
II Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов.
10. Акимова В.В. ,Борзых В.Н. Взаимное страхование: мировой и российский опыт. – М.: «Весь мир», 2006.
11. Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская Н.А. Деньги и финансовые институты – СПб: «Издательство “Питер”», 2000.
12. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг т биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
13. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: правовые аспекты учреждения и деятельности. – М.: «Инфра – М», 2001.
14. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 2007.)
III. Статьи из периодических изданий.
15. Козлов Н.Б. Банк и инвестиционные компании на российском фондовом рынке. // Всероссийский экономический журнал. – 2003. - №1.
16. Николенко Н.П. Роль страховых компаний в реформе пенсионной системы России. // Финансы. – 2000. - № 11.
17. Потемкин А. Московская межбанковская валютная биржа: реалии и перспективы. // Рынок ценных бумаг. – 2007. - № 12(267).
18. Хмыз О.В. Инвестиционные компании – альтернативные объекты инвестирования для индивидуальных вкладчиков. // Финансы. – 2004. - № 1.
19. Чалдаева Л.А. Фондовая биржа – структурообразующий центр фондового рынка. // Финансы и кредит. – 2001. - № 7(79).
20. Школяр Н. Международные банки развития и Россия. // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 12.
IV. Статистические сборники и справочная литература.
21. Сайт Фонда поддержки малого бизнеса в России,2011, www.microcredit.ru
22. Сайт МИД РФ, 2011, www.mid.ru
23. Сайт ЕБРР,2011, www.ebrd.com
Информация о работе Особенности деятельности международных финансовых институтов