Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:12, дипломная работа
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
проанализировать сущность ТНК, их форм и общих экономических преимуществ;
провести взвешенный анализ роли ТНК в мировой экономике, на рынке инвестиций, а также проанализировать особенности роли ТНК в российского экономики;
оценить деятельность Газпрома как представителя крупнейшей российской ТНК;
рассмотреть деятельность ТНК Ford на российском рынке.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль ТНК в мировой экономике…………………………………………6
1.1 Теоретические аспекты функционирования ТНК……………………………6
1.2 Экономические преимущества ТНК………………………………………….15
1.3 Воздействие ТНК на мировую экономику…………………………………..19
Глава 2. Функционирование российских ТНК………………………………….25
2.1 Влияние отечественных ТНК на экономику России……………………….25
2.2 Российские ТНК на рынке и их типы ……………………………………….28
2.3. Опыт экономической деятельности Газпрома..…………………………….36
Глава 3. Деятельность зарубежных ТНК на российском рынке………………..48
3.1 Место иностранных ТНК в российской экономике…………………………48
3.2 Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в
экономику России ………………………………………………………………..52
3.3 Опыт экономической деятельности Toyota Motor в России ………………58
Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...65
Приложения………………………………………………………………………...70
Седьмое. Совокупные зарубежные инвестиции всех транснациональных корпораций в настоящее время играют более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, более 90% прямых инвестиций за рубежом.
Формами вывоза капитала являются прямые и портфельные инвестиции, а также займы и кредиты. Причиной зарубежного инвестирования часто становится интерес к природным ресурсам принимающих стран с целью обеспечить гарантированное снабжение своих предприятий сырьем. За счет зарубежных инвестиций США, например, получают все импортируемые фосфаты, медь, олово, 75% марганцевой и железной руды, Япония - 40% бокситов, 50% никеля, 60% медной руды7.
Восьмое. Транснациональные корпорации ведут активную деятельность по созданию собственной сети информации. ТНК формируют в настоящее время единые для всего мира стандарты передачи и обработки информации, единообразные финансовые и информационные институты. Технологическое совмещение магистральных информационных и финансовых коммуникаций и сетей способствовало созданию нового информационно-финансового института и привело к сближению и постепенному слиянию информационной и финансовой сфер деятельности ТНК. Транснациональный капитал, в технологическом плане базирующийся на глобальных информационно-финансовых сетях и добивающийся мирового господства через информационные и финансовые рынки, породил новую транснациональную информационно-финансовую олигархию, одной из важных особенностей которой является способность гибко переносить свои центры управления и штаб-квартиры из одного узла корпоративной сети в другой, легко меняя принимающие страны с целью получения налоговых и других льгот.
Девятое. Происходит увеличение военной составляющей в производственной структуре ТНК. Многие современные крупные ТНК наряду с гражданской выпускают и продукцию военного назначения. Так, американская авиакосмическая корпорация United Technologies помимо чисто военной продукции производит лифтовое оборудование (отделение Otees), авиационные двигатели (отделение Pratt and Witney), специальные химикаты Inmont, вертолеты (отделение Sikorskii) и др. В то же время существует целый ряд ТНК, специализирующихся только на производстве вооружения. Это, прежде всего, Lokhid Martin, Nortrop Grumman, General Electric и другие8.
На современном этапе развития мирового хозяйства можно отчетливо проследить взаимозависимость двух направлений глобализации - рост ТНК и регионализации. Особенно сильно данная взаимосвязь прослеживается на примере ЕС, где миграция транснационального капитала резко возросла в условиях полномасштабных интеграционных процессах9. Происходившие в ЕС институциональные преобразования изменили инвестиционный климат и поставили ТНК перед необходимостью приспосабливать трансграничные операции к новым условиям размещения прямых иностранных инвестиций. В тоже время проводимая ТНК международная корпоративная интеграция имеет важное значение для усиления конвергенции национальных хозяйств в ЕС. Иными словами, с одной стороны, ТНК с их мощной сетью иностранных филиалов существенно увеличивали вклад в объединение национальных экономик в хозяйственный комплекс ЕС. С другой стороны, совершенствование механизмов функционирования Единого рынка стимулировало оптимизацию международного производства.
Регионализация приводит к положительным изменениям в инвестиционном климате, что, в свою очередь, приводит к усилению темпов роста транснационализации национальных экономик, объединенных в новый экономический блок10. Региональная интеграция активизирует трансграничные слияния и поглощения, которые становятся основным методом осуществления прямых иностранных инвестиций, что наглядно видно на примере ЕС. Главной задачей покупок и продаж компаний является приобретение стратегических активов, особенно нематериальных. Трансграничные слияния и поглощения уменьшают риски приобретающих компаний и способствуют более рентабельному ведению операций. Трансграничные слияния и поглощения изменяют национальную принадлежность предприятий без изменения места их размещения.
Весьма важным явлением в 90-е годы стали слияния и поглощения компаний, в то время как новых компаний появлялось относительно мало. Особая роль в этом отводилась стратегии конкуренции, согласно которой во многих отраслях производства наращивалась рыночная доля или же предпринимались попытки завоевать исключительное монопольное положение путем поглощения конкурентов. В соответствии с данной стратегией ТНК должны были быстро мобилизовать необходимый капитал. В данной стратегии проявляется различие между различными экономическими блоками.
Так, европейские ТНК отличаются склонностью к противостоянию друг другу, в то время как американские и японские более расположены к компромиссам и альянсам даже со своими конкурентами. Наиболее известные слияния произошли в нефтяном секторе при участии ведущих нефтяных компаний США (Эксон и Мобил, Шеврон и Тексако). Осуществленные в конце 2001 года данные слияния имели большое значение не только для нефтяного сектора мира, но и для мировой экономики в целом. Так, в октябре 2001 г. Texaco приобрела фирму Chevron за 35,1 млрд. долларов. В результате слияния корпорация Chevron-Texaco занимает 4-е место в мире по объему добычи нефти и газа и 5-е место среди нефтяных гигантов по рыночной капитализации в 100 млрд. долларов. Несколько раньше (1 декабря 2000 г.) мегаслияние стоимостью 81,38 млрд. долларов в форме поглощения осуществлено компанией Exxon по отношению к Mobil (раньше обе компании входили в Стандарт Ойл) с рыночной капитализацией в 275 млрд. долларов (1-я позиция в мире по этому показателю). В сентябре 1999 года произошло слияние двух французских компаний TotalFina и Elf Aquitaine. Эта сделка по обмену акциями, стоимостью в 48,7 млрд. долларов привела к поглощению Elf Aquitaine группой TotalFina. Объединенная компания Франс Ойл с рыночной капитализацией в 98,4 млрд. долларов занимает 5-е место в мире по объему добычи нефти. Слияние BP и Amoco, стоимостью 53,47 млрд. долларов, привело к том, что рыночная капитализация объединенной корпорации превысила 160 млрд. долларов (3-е место по капитализации). Рыночная стоимость РояйлДач/Шелл составляет 205 млрд. долларов (2-е место в мире)11.
Американские ТНК нередко становятся лидерами в крупных альянсах. Так, международный стратегический альянс Дelta создан c участием известных европейских авиакомпаний (Air France, Austrian Airlines), однако лидирует в нем американская Delta. Аналогичная ситуация сложилась в сфере рекламы - ведущими международными холдингами здесь выступают ТНК США12.
Однако в последние годы все отчетливее проявляется тенденция к объединению европейских корпораций перед лицом заокеанских соперников.
Например, в начале 2001 г. руководство компаний Telekom Italia SPA и Deutsche Telekom объявили о слиянии. Сделка оценивается в 79 млрд. долл. Ожидается, что новая корпорация будет иметь выручку в 63 млрд. долл. и рыночную стоимость в 200 млрд. долл., что позволит ей стать достойным конкурентом таких телекоммуникационных гигантов, как американская АТ&Т и японская NNT.Стремление к объединению у ТНК ЕС возникло после поглощения немецкого гиганта Mannesman, входившего в империю Deutsche Bank.англо-американской телекоммуникационной компанией Vodafone airtouch13.
Наиболее частым представляется создание вертикально-интегрированной компании (собственности ТНК) в национальной экономике или в экономическом блоке. При этом обеспечивается эффективность и гибкость в обеспечении основного производства сырьем и полуфабрикатами, обеспечиваются внутренние каналы реализации готовой продукции и, что наиболее значимо. Существенно уменьшаются риски пребывания ТНК на чужой территории. Вертикальная интеграция особенно эффективна при на трансакциях крупных, глобально ориентированных ТНК с многоотраслевым производством на региональной основе. Подобные компании, обладая диверсифицированной производственной базой, интегрированной системой обслуживания и развитыми сбытовыми связями, значительно усиливают свои позиции. Вертикальная интеграция позволяет ТНК сосредотачивать собственные основные ресурсы на производстве наукоемкой продукции, в то время как местные компании обеспечивают производство полуфабрикатов или стандартных товаров на условиях «аутсорсинга». Данный подход позволяет ТНК существенно увеличивать рентабельность производства.
В целом, дальнейшее
развитие ТНК подчиняется двум основным
направлениям в развитии регионализации,
а именно: повышению степени
конвергенции стран-участников интеграционной
группировки и увеличению
участников блоков. Все это существенно
воздействует на структуру и динамику
международного производства ТНК.
В экономической литературе, исследующей проблемы развития международных корпораций, все они разделены на три группы (приложение 1). К первой относят так называемые транснациональные корпорации (ТНК), которые представляют собой крупнейшие компании преимущественно с однонациональным акционерным капиталом и характером контроля над деятельностью всей корпорации. ТНК осуществляют свою деловую активность в других странах с помощью организации там филиалов и дочерних компаний, обладающих самостоятельными службами производства и сбыта продукции, научно-исследовательскими центрами и т.д. Типичными примерами подобных международных корпораций являются американские фирмы “Дженерал моторс”, “Форд”, ИБМ (IBM) и “Экссон”, швейцарский пищевой концерн “Нестле” и др.
Во вторую группу исследователи включают многонациональные корпорации (МНК). Это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами не только по ареалу их деятельности, но и по контролю над ними. МНК объединяют национальные компании двух или более стран на производственной и научно-технической основе, которые принадлежат собственникам из этих стран. В качестве примера такой многонациональной корпорации может служить англо-голландский химико-технологический концерн “Юнилевер”, существующий с 1907 г., англо-голландский концерн “Ройял датч - Шелл”, англо-итальянский резинотехнический концерн “Данлоп - Пирелли”, итало-французский автомобильный концерн “Фиат - Ситроен”.
Многонациональные объединения
предприятий исторически
В третью группу международных корпораций входят так называемые международные корпоративные союзы, чаще всего выступающие в организационной форме консорциумов. Эти образования создаются на производственной, научно-технической и коммерческой основе и представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов, создаваемых для решения крупных экономических задач. Классическим примером такого международного союза концернов является западноевропейский консорциум “Эрбас индастри”.
1.2 Экономические преимущества ТНК
Как указывалось выше, конечной целью транснациональных корпораций является присвоение прибыли. Для достижения этой цели у них имеется множество преимуществ по сравнению с другими участниками международных экономических отношений.
Основные побудительные мотивы ТНК при глобализации своего бизнеса:
1. Стремление к технологическому
лидерству, являющемуся в
2. Оптимизация
размера корпорации и экономия
масштаба организации, уже
3. Доступ к иностранным
природным ресурсам для
4. Борьба за новые, в том числе и иностранные, рынки сбыта, преодоление импортных барьеров.
5. Снижение себестоимости и увеличение конкурентоспособности своей продукции за счет рассредоточения производства и рационализации отдельных операций воспроизводственного процесса.
6. Внедрение единой
системы управления
7. Установление
прочного контроля за рынками
иностранных государств не
8. Рационализация
Естественно, что цели создания ТНК должны быть оправданы с экономической точки зрения. Поэтому важным в этом вопросе является показать, в чем экономические преимущества транснациональных корпораций при достижении поставленных задач.
Первое, о чем здесь следует упомянуть, это то, что ТНК восполняет ограниченность внутреннего рынка за счет зарубежных стран. Ведь не секрет, что любой рынок имеет свою емкость. И больше того, что купят, ты продать не сможешь. Поэтому компаниям приходится искать новые сбытовые пути. А ими часто становятся именно рынки зарубежных стран. Но выйти на них может не каждый. Может ли, например, небольшая фирма легко проникнуть на международный рынок и занять там достойное место? Если она не обладает каким-либо уникальным ресурсом, то это ей будет сделать очень трудно. Противоположная ситуация наблюдается в случае ТНК. Как правило, крупные компании имеют хорошо известную торговую марку и продукцию, которая пользуется спросом у потребителей (это очевидно, так как в противном случае компания просто не выжила бы в конкурентной борьбе). Кроме этого, крупная корпорация обладает значительными финансовыми ресурсами, что позволяет ей проводить маркетинговые исследования перед выходом на новый рынок. И таким образом компания, вступая на мировую арену бизнеса, ориентируется на определенный рыночный сегмент, который сможет обеспечить организации необходимый объем продаж и уровень прибыли.
Отсюда возникает второе преимущество ТНК - это относительная легкость проникновения на рынок. Возникает вопрос: почему легкость относительная? Этот момент связан с деятельностью правительства принимающей страны. Некоторые страны могут проводить протекционистскую политику в отношении своих компаний. Она предполагает принятие мер по сдерживанию процесса проникновения иностранных компаний на местный рынок. Однако в противоположность этому, то же правительство может всеми возможными средствами оказывать значительную помощь при экспансии конкретной корпорации на зарубежные рынки. Такую политику, например, ведут США. Сам же тезис о легкости проникновения компании на иностранный рынок связан с достижением корпорацией конкурентных преимуществ там, где она собирается или уже ведет свою деятельность15.
Информация о работе Особенности деятельности ТНК: опыт России