Особенности деятельности ТНК: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
проанализировать сущность ТНК, их форм и общих экономических преимуществ;
провести взвешенный анализ роли ТНК в мировой экономике, на рынке инвестиций, а также проанализировать особенности роли ТНК в российского экономики;
оценить деятельность Газпрома как представителя крупнейшей российской ТНК;
рассмотреть деятельность ТНК Ford на российском рынке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль ТНК в мировой экономике…………………………………………6
1.1 Теоретические аспекты функционирования ТНК……………………………6
1.2 Экономические преимущества ТНК………………………………………….15
1.3 Воздействие ТНК на мировую экономику…………………………………..19
Глава 2. Функционирование российских ТНК………………………………….25
2.1 Влияние отечественных ТНК на экономику России……………………….25
2.2 Российские ТНК на рынке и их типы ……………………………………….28
2.3. Опыт экономической деятельности Газпрома..…………………………….36

Глава 3. Деятельность зарубежных ТНК на российском рынке………………..48
3.1 Место иностранных ТНК в российской экономике…………………………48
3.2 Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в
экономику России ………………………………………………………………..52
3.3 Опыт экономической деятельности Toyota Motor в России ………………58

Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...65
Приложения………………………………………………………………………...70

Файлы: 1 файл

Деятельность транснациональных корпораций в России.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Активность J ТНК несколько возросла J после утверждения Госдумой J в 1995 г. J Федерального закона «О J соглашениях о разделе J продукции». Согласно этому J закону иностранному инвестору J предоставляется право пользования J участками недр на J основе специального соглашения J с государственными органам J РФ о разделе J произведенной продукции между J Россией и иностранным J инвестором. В соглашении J оговаривается особый порядок J налогообложения, при котором J отменяется взимание сборов, J пошлин и других J платежей за исключением J налога на прибыль J и за право J пользования недрами.

Первой иностранной J компанией, получившей лицензию J на освоение месторождений J нефти по проекту J «Сахалин-2» на основе J соглашения о разделе J продукции, стала международная J корпорация «Сахалин энерджи», J крупнейшими акционерами которой J являются американские ТНК J «Маратон», «Мак Дермотт» J и японские ТНК J «Мицуи» и «Мицубиси». J

В течение последних J лет с топливно-энергетическим J комплексом соперничает пищевая J промышленность по привлекательности J для иностранных ТНК. J Например, крупнейшая корпорация J в сфере пищевой J промышленности «Нестле» (Швейцария) J использует в своей J стратегии на российском J рынке ускоренную скупку J контрольных пакетов акций J у находящихся в J тяжелом финансовом положении J кондитерских фабрик. В J 1995 г. она J приобрела контрольный пакет J акций самарской кондитерской J фабрики «Россия». В J 1996 г. корпорация J «Нестле» купила еще J один контрольный пакет J акций там же, J в Самаре, J у фабрики «Кондитер», J а в 1998 J г., расширив географическое J направление своей деятельности, J - у фабрик J «Алтай» (Барнаул) и J «Камская» (Пермь).

Некоторые ТНК J в сфере пищевой J промышленности идут по J другому пути. Вместо J скупки акций действующих J предприятий и их J коренной реконструкции они J строят новые, оборудованные J по последнему слову J техники кондитерские фабрики. J Тщательно изучив особенности J спроса на российском J рынке, эти компании J наряду со своей J традиционной продукцией приступают J к выпуску изделий, J отвечающих вкусам россиян, J изготовленных по русским J рецептам и с J русскими названиями. Так J поступила английская компания J «Кэдбери Швепс труп», J построив в 1996--1997 J гг. в г. J Чудово (Новгородская область) J кондитерскую фабрику по J выпуску наряду со J своей традиционной продукцией J - батончиков молочного J шоколада - плиточного J горького шоколада «Новгород» J и «Ростов».

Свои производства J и предоставление услуг J в России развернули J фирмы, специализирующиеся на J торговле и общественном J питании. Их деятельность J способствует конвергенции потребностей J и вкусов потребителей. J Показателем успеха распространения J стандартных услуг компании J «Мак Доналдс» может J служить открытие в J России  более J 300ресторанов.

С середины J 90-х гг. международные J компании активизировали свою J деятельность и на J российском фондовом рынке. J Приватизация государственных предприятий J дает возможность использовать J такой метод привлечения J иностранных инвесторов, как J продажа им акций J и других ценных J бумаг. Отсюда все J большее значение приобретает J становление фондового рынка J на федеральном и J региональном уровнях.

Таким образом, оценки деятельности иностранных ТНК и их влияния на экономическое развитие  России неоднозначны и содержат аргументы за и против. Как показал опыт, деятельность ТНК по-разному влияет на экономику (приложение 2). Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что  благоприятные последствия присутствия ТНК заключаются  в следующем:

  • расширение  притока капитала  и  экспорта;
  • модернизация методов  управления  и маркетинга;
  • приток  новых технологий;
  • улучшение поставок на внутренний рынок;
  • рост доходов населения, задействованного в международных  компаниях и  компаниях местных субпоставщиков46.

3.2 Проблемы  привлечения прямых иностранных  инвестиций в

экономику России

Согласно закону об иностранных  инвестициях иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности па территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а  также услуг и информации.

Прямые инвестиции иностранных  фирм рассматриваются не только как  дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как способ получения доступа к новой, более  совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования47.

Иностранные инвестиции могут содействовать  ускорению создания новых производств.  В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (в отличие от отечественной литературы, где дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции). Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная  компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах  (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в  обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). При портфельных инвестициях  их владельца имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует. Привлечение иностранных инвестиций в российскую  экономику должно способствовать решению следующих проблем  социально-экономического развития:

  • освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;
  • продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
  • содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
  • содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
  • создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации  производства;
  • освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
  • содействие развитию производственной инфраструктуры48.

Однако, по вопросу привлечения  в Россию иностранного  капитала, у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения зрения:

1) иностранный капитал следует  привлекать в максимальной  степени,  снимая при этом все барьеры  и ограничения;

2) иностранные инвестиции при  их неограниченном и регулируемом             притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней» возможно, и политической независимости.

Исходя из положений второй точки  зрения делается вывод о том,             что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в  экономику России).

В структуре организационных  форм деятельности прямых иностранных  инвесторов в России преобладают  совместные и иностранные предприятия. Филиалы иностранных юридических лиц не распространены.

Следует заметить, что  количество реально функционирующих  в российской экономике предприятий с участием иностранного капитала не превышает, по разным оценкам, 40-50% от числа зарегистрированных.

Принятый в 1999 г. Федеральный закон  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» № 160-ФЗ направлен  на создание благоприятного инвестиционного  климата, привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также констатирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.

Законодательство предусматривает, что иностранное инвестирование может осуществляться не только путем долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц, приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, приобретения иных имущественных прав и осуществления иной, не запрещенной действующим законодательством  инвестиционной деятельности.

Для практики важно и то, что инвестиционное законодательство прямо    предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении разгосударствления и приватизации.

Для регулирования прямых иностранных  инвестиций в России большое значение имеет еще целый ряд законов и других нормативных документов, в особенности федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 2 ян варя 2000 г.), «О соглашениях о разделе продукции» (от 7 января 1999 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. август  2001 г.) и Гражданский кодекс РФ.

В целях повышения инвестиционной привлекательности России принят ряд  поправок к действующему законодательству, которые вступили в силу с 1 января 2002 г. Так, Закон «О внесении изменений и дополнений в  часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты  законодательства РФ о налогах и сборах» меняет систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).

Данный законопроект предусматривает возмещение сумм НДС по СРП в  более короткие сроки по сравнению с нормами действующего законодательства, а также определяет состав возмещаемых расходов.

Государственное регулирование  иностранных инвестиций в России  ведется не только на федеральном уровне, но и органами власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

Органы власти субъектов  Федерации осуществляют правовое регулирование иностранного инвестирования на своей территории. В настоящее время примерно в 50 российских регионах действуют специальные законы об иностранных капиталовложениях, в остальных они регулируются общими инвестиционными законами, принятыми практически повсеместно.

Однако пока еще не все принятые в регионах законы об иностранных             инвестициях приведены в полное соответствие с федеральным законодательством. Имеется разнобой в законах и между самими регионами. В некоторых из них пытаются регулировать деятельность иностранных инвесторов, наделив местные органы власти избыточными  бюрократическими прерогативами и осуществляя излишний  административный контроль.

Необходимо также отметить, что текущем году продолжают проявляться негативные тенденции в деятельности Правительства и других органов государственной власти. Возрос бюрократизм, снизилась согласованность в совместной деятельности ведомств, ряд принимаемых решений по регулированию экономических процессов недостаточно продуман.

Надо напомнить, что  по данным исследования Всемирного банка  на  современном этапе развития мировой экономики деятельность государственных институтов оказывает сильное влияние на формирование инвестиционного  климата.  Помимо этого, можно отметить и другие причины, оказывающие негативное влияние на инвестиционный климат (рис.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат49

Следует учитывать, что  сохраняются институциональные  ограничения для активизации  инвестиционной деятельности. Финансовая система не обладает достаточной мощностью, чтобы аккумулировать все имеющиеся в экономике сбережения и трансформировать их в капиталовложения. На протяжении длительного периода норма сбережений в российской экономике значительно превосходит норму накопления (по результатам 2007 года разрыв между ними превышает 14%). На протяжении ряда лет Россия не использует в полной мере инвестиционные ресурсы, имеющиеся в экономике, а выступает в качестве кредитора для зарубежных экономик. Кроме того, существует диспорпорция между структурами инвестиционных ресурсов и спроса на капиталовложения: российская экономика испытывает недостаток «длинных» инвестиционных ресурсов, которые нужны для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Капиталовложения в  российскую экономику расцениваются  как достаточно рискованные, потому инвесторы предпочитают наиболее ликвидные краткосрочные инструменты:

  • по результатам 2007года инвестиции в основной капитал в 5,9 раз ниже, чем инвестиции в финансовые инструменты (1210,0 млрд. руб. и 7140,5 млрд. руб. соответственно). При этом капиталовложения в краткосрочные финансовые инструменты  возросли почти в 2,9 раза, а их доля в структуре совокупных финансовых вложений за 2007год составила 87,9%;
  • в структуре иностранных капиталовложений высока доля прочих инвестиций  - 70% (в данную категорию входят торговые кредиты, займы международных финансовых организаций и правительств иностранных государств и т.д.). 50

Следует также отметить, что быстрый рост инвестиций в  последние 7 лет не является достаточным, модернизация многих секторов экономики (в первую очередь – обрабатывающих отраслей промышленности, а также ТЭКа и транспортной инфраструктуры, где требуются капиталоемкие проекты с длительным сроком реализации) не осуществлена, и конкурентоспособность многих российских производителей не растет, о чем свидетельствуют снижающиеся или остающиеся на умеренном уровне темпы роста промышленного сектора. 

Среди причин, препятствующих инвестиционной деятельности, также  можно отметить следующие:

  • риски защиты прав собственности;
  • замедление структурных реформ;
  • коррупция.

Информация о работе Особенности деятельности ТНК: опыт России