Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:12, дипломная работа
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
проанализировать сущность ТНК, их форм и общих экономических преимуществ;
провести взвешенный анализ роли ТНК в мировой экономике, на рынке инвестиций, а также проанализировать особенности роли ТНК в российского экономики;
оценить деятельность Газпрома как представителя крупнейшей российской ТНК;
рассмотреть деятельность ТНК Ford на российском рынке.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль ТНК в мировой экономике…………………………………………6
1.1 Теоретические аспекты функционирования ТНК……………………………6
1.2 Экономические преимущества ТНК………………………………………….15
1.3 Воздействие ТНК на мировую экономику…………………………………..19
Глава 2. Функционирование российских ТНК………………………………….25
2.1 Влияние отечественных ТНК на экономику России……………………….25
2.2 Российские ТНК на рынке и их типы ……………………………………….28
2.3. Опыт экономической деятельности Газпрома..…………………………….36
Глава 3. Деятельность зарубежных ТНК на российском рынке………………..48
3.1 Место иностранных ТНК в российской экономике…………………………48
3.2 Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в
экономику России ………………………………………………………………..52
3.3 Опыт экономической деятельности Toyota Motor в России ………………58
Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...65
Приложения………………………………………………………………………...70
Примечательно, что в опубликованном в сентябре рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия ухудшила свои позиции по сравнению с прошлым годом, опустившись с 53 на 62 место среди 125 стран. Наиболее низкие оценки опять заслужили качество государственных институтов (в первую очередь - судебная система, которая признается недостаточно независимой от исполнительной власти), а также защита прав миноритарных инвесторов.
При всех известных нареканиях к методикам подобных исследований, необходимо признать, что в глобальном масштабе привлекательность российской экономики все еще недостаточна, чтобы резко увеличить инвестиций в среднесрочной перспективе и привлечь значительные средства консервативных институциональных и стратегических инвесторов.
3.3 Опыт экономической деятельности Toyota Motor в России
Компания Toyota Motor основана в 1937 году. Сейчас у фирмы 12 собственных заводов и ряд дочерних компаний и субподрядчиков в Японии и 51 сборочный завод за рубежом. Toyota поставляет свои автомобили в 170 стран и регионов.
На сегодняшний день Тойота -один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд. В группе Toyota - множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.
С начала 90-х годов, когда в России появились первые официальные дилеры компании, начинается история активного продвижения бренда Toyota на российском рынке.
В 1998 году компания открыла Московское представительство Toyota Motor Corporation, которое было создано, чтобы оценивать рыночную ситуацию и способствовать увеличению продаж через торговые компании и сеть дилеров в основных регионах России. В связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО "Тойота Мотор". Объявление об этом прозвучало в 2001 году в рамках московского Автосалона.
С 1 апреля 2002 года ООО "Тойота Мотор" начало свое функционирование на территории России. Эта компания является стратегической базой компании Toyota, которая играет ключевую роль в развитии бизнеса по продаже автомобилей и запасных частей Toyota и Lexus в России. Затем, в связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО «Тойота Мотор».
В настоящий момент в России продажами автомобилей Toyota занимаются 35 официальных дилеров компании: 9 из них находятся в Москве, 5 в Санкт-Петербурге, 3 в Екатеринбурге, 1 в Уфе, 1 в Челябинске, 2 в Самаре, 1 в Казани, 1 в Ростове-на-Дону, 1 в Перми, 1 в Нижнем Новгороде, 1 в Тольятти, 1 в Краснодаре, 1 в Красноярске, 1 в Тюмени, 1 в Сургуте, 1 в Новосибирске, 1 в Новокузнецке, 1 в Воронеже, 1 в Томске и 1 в Кемерово. Также продажами автомобилей марки Toyota занимаются 2 официальных дилера Toyota в Казахстане и 1 в Беларуси. Все они не только продают автомобили и запасные части Toyota, но и обеспечивают сервисное обслуживание в полном соответствии с высокими стандартами качества Toyota51.
По итогам исследования журнала «Эксперт», Toyota занимает следующее место в рейтингу крупнейших компаний (таб. 3 )
Таблица 3. Рейтинг Toyota в числе крупнейших компаний52
Год |
Место в Эксперт-400 (до 2004 г. в Эксперт-200) |
2005 |
43 |
2006 |
48 |
2007 |
33 |
Все дилеры Toyota в России соответствуют ряду довольно жестких требований, которые предъявляются к дилерам компании во всем мире, а также к способам и методам ведения бизнеса. В основе их лежит концепция трех S. Первая S - собственный автосалон (Showroom), вторая S - наличие современной сервисной станции (Service Shop), третья - наличие склада запчастей (Spare Parts Shop).
Для компании Toyota Россия является одним из наиболее приоритетных рынков.
Российский автомобильный рынок абсолютно уникален. Он очень динамично развивается, обладает огромным потенциалом. Для России в компании Toyota была разработана собственная маркетинговая стратегия, основанная на глубоком изучении всех особенностей рынка.
Сегодня на российском рынке компания Toyota следует стратегии продвижения 10 основных моделей: шести легковых автомобилей - Auris, Camry, Avensis, Corolla, Corolla Verso и Yaris, трех внедорожников - Land Cruiser 100, Land Cruiser Prado и RAV4, а также Hiace, представленного в классе коммерческих автомобилей.
Компания выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino.
За 2005-2006 финансовый год, закончившийся 31 марта 2006, корпорация продала 7,97 млн автомобилей. Выручка за этот период составила $190,3 млрд, операционная прибыль - $16,9 млрд, чистая прибыль - $12,3 млрд53.
В 2006 году Toyota продала 9,018 млн автомобилей. Продажи автомобилей по маркам представлены в приложении 5.
Год |
Объем реализации, млн. руб. |
Объем реализации в долл.США, млн. долл. |
Балансовая прибыль/убыток, млн. руб. |
Чистая прибыль (до 2004
г. - прибыль после налогообложения) |
2003 |
— |
— |
— |
— |
2004 |
37757,90 |
1310,10 |
2409,10 |
1869,60 |
2005 |
50664,10 |
1790,90 |
2367,40 |
1789,90 |
2006 |
83555,60 |
50664,10 |
3431,90 |
2635,00 |
В I квартале 2007 года Toyota Motor впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors. GM удерживала звание «крупнейшего автопроизводителя в мире» на протяжении 76 лет. Но последние годы GM, как и другие американские автопроизводители, переживает кризис и вынуждена сокращать производство - освободившееся место на рынке занимают конкуренты, и в первую очередь Toyota. 24 апреля японская компания сообщила, что выпустила в I квартале 2,37 млн автомобилей и продала 2,35 млн. Таким образом, она впервые опередила GM, у которой соответствующие показатели составили 2,34 млн и 2,26 млн машин.
В апреле 2005 Toyota подписала соглашение с Минэкономразвития России и администрацией Санкт-Петербурга о строительстве в городе (промзона Шушары) автомобильного завода. Производство было открыто 21 декабря 2007 года; на первом этапе завод будет выпускать 20 тыс. автомобилей класса «Е» Toyota Camry в год для внутреннего российского рынка (в дальнейшем возможны поставки на экспорт). В дальнейшем объём производства будет увеличен до 50 тыс. автомобилей в год, а в перспективе - до 200-300 тыс. машин. Объём инвестиций в проект расценивается на уровне около $150 млн. Штат предприятия составит около 600 человек.
Как показывает мировая практика, глобализация охватывает всю социальную сферу мирового сообщества и, в частности, социально-трудовые отношения. Приходится констатировать тот факт, что на сегодня в процессах глобализации определяющими остаются интересы, прежде всего, сильных экономик, представителями которых являются транснациональные корпорации (ТНК), успешно и жестко конкурирующие на мировых рынках.
В настоящее время
Используя свою финансовую мощь, крупнейшие корпорации вытесняют национальных инвесторов из наиболее привлекательных секторов экономики, создают жесткое давление на национальных производителей, зачастую используя методы нечестной конкуренции.
ТНК расширяя свое присутствие, устанавливают стандарты не только в сфере управления, но также влияют на социальную идентификацию населения принимающей стороны.
В настоящее время оценки деятельности ТНК и их влияния на экономическое развитие национальных экономик и безопасность государств достаточно неоднозначны и имеют как положительное, так и отрицательное содержание. Так, с одной стороны, считается, что ТНК являются основным структурным элементом экономики большинства стран, ведущей силой их развития и повышения эффективности производств, с другой - очевидно, что ТНК могут выступать источником ряда негативных социально-экономических процессов, связанных с мотивами их деятельности.
Размах деятельности транснациональных корпораций характеризуется огромными масштабами.
Рыночная капитализация некоторых ТНК составляет порядка 300-500 млрд. долл. США, а ежегодные объемы продаж колеблются в пределах 150-200 млрд. долл. США.
Здесь нужно также учитывать тот факт, что практически вся торговля сырьем на мировых рынках осуществляется под контролем ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой; 85% - медью, бокситами; 80% - оловом, чаем; 75% - натуральным каучуком, сырой нефтью.
Анализ показывает, что за последние годы наблюдается существенный рост количества зарубежных филиалов ТНК по сравнению с увеличением числа материнских компаний.
В то же время нужно отметить, что основная часть материнских транснациональных корпораций, в частности свыше 80%, и около 33% аффилированных сосредоточено на территории промышленно развитых государств, таких как США, страны ЕС и Япония.
Так, в частности, 23 материнские компании из 100 крупнейших ТНК расположены в США, 16 в Японии, 13 во Франции, 9 в Германии и 10 в Великобритании. А в развивающихся странах расположено 19,5% материнских и почти 50% зарубежных филиалов, в новых независимых государствах постсоветского пространства соответственно примерно 0,5% и 17%.
В настоящее время
ведущую роль в глобальных процессах
играют ТНК США, по характеру и
масштабам торгово-
Стоит отметить, что главную роль в деятельности крупнейших ТНК мира играют 4 комплекса: электроника, нефтепереработка, производство продуктов питания и автомобилестроение.
Их продажи составляют около 80% общей активности ТНК. Из 100 крупнейших ТНК вышеперечисленными видами деятельности занимаются более 30 корпораций, причем 25 компании относятся к первым двум отраслям.
В целом ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями. Это является прямым следствием стремления компаний диверсифицировать свою деятельность и обеспечить свое присутствие в достаточно широком спектре отраслей. Так, например, каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей.
С конца XIX века развитие ТНК прошло ряд этапов от картелей и синдикатов первого поколения, трестов второго поколения, концернов и конгломератов третьего поколения к глобальным корпорациям четвертого и пятого поколений ТНК.
Таким образом, ТНК - это достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее пристального внимания, национального и международного контроля.
Информация о работе Особенности деятельности ТНК: опыт России