Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:24, реферат
Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011 - 2015 годах - обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Для достижения поставленной цели предусматриваются:
- опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;
- замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;
- выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;
Введение………………………………………………………………………..
6
1. Основные теории и необходимость международной торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………..
8
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……………………………………………………………………….
8
1.2 Современные теории международной торговли………………………..
16
1.3 Необходимость международной торговли для Республики Беларусь
21
2. Виды и инструменты торговой политики………………………………..
24
2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики……......................
24
2.2 Экспорт в Республике Беларусь…………………………………………
37
3. Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
39
3.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
39
3.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………
53
Заключение…………………………………………………………………….
59
Список использованных источников……………
1.3 Необходимость
международной торговли для
Современный процесс социально-экономических преобразований в республике Беларусь, вхождение ее в мировое сообщество как суверенного государства требует изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики товарооборота и направлений его совершенствований.
Глубокий социально-экономический кризис, охвативший в начале 90-х гг. все бывшие союзные республики СССР, настойчивые попытки проведения в них экономических реформ, заставили по новому взглянуть на проблему экономических связей между образовавшимся странами СНГ и за их пределами. Сегодня в рамках глобального и регионального аспектов каждая страна стремится определить свое суверенное место в мировом сообществе, национальную стратегию устойчивого развития на основе только ей присущих геополитических, экономико-географических, научно-технических, производственных и других особенностей.
Также и для Беларуси актуален поиск своего места в мирохозяйственных экономических связях, расчет допустимого предела зависимости конкретных отраслей экономики от внешнеэкономических связей с теми или иными государствами. Государственная политика, определение наиболее эффективных моделей социально-экономического развития осуществляется в Беларуси в настоящее время с учетом мировых и региональных тенденций. Основным видом внешнеэкономических связей является внешняя торговля. Международная торговля развивается благодаря специализации отдельных стран по производству товаров и продаже за границу. Это означает, что в основе международной торговли лежит международное разделение труда.
Обязательное условие укрепления производственного потенциала – его коренная реконструкция и модернизация с целью обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В Беларуси в решении этого вопроса большую роль сыграло осуществление программы конверсии производства на машиностроительных предприятиях с относительно высоким научно-техническим потенциалом, а также внедрение уникальных передовых разработок и технологий. Вместе с тем Беларусь представляет собой достаточно емкий рынок продукции как потребительского, так и производственно-технического назначения.
Важная составляющая внешнеторгового потенциала – трудовые ресурсы. Республика Беларусь обладает относительно дешевой рабочей силой, но достаточно высококвалифицированной, которая может работать на совместных и зарубежных предприятиях, где используются передовые виды техники и технологии.
Фактором формирования внешнеторгового потенциала республики выступают природные ресурсы. И хотя Беларусь в этом отношении считается бедной страной, укреплению ее экспортного потенциала может благоприятствовать глубокая переработка минеральных и биологических ресурсов.
Один из главных параметров внешнеторгового потенциала – научно-техническая база. Беларусь по количеству зарегистрированных открытий, изобретений в расчете на 10 тыс. рабочих и служащих традиционно занимает лидирующее место в СНГ, а по ряду научных направлений сохраняет ведущее положение в мире.
Беларусь – одна из стран-учредительниц ООН и ее член с 1945 г. Поэтому наша страна стремится активно сотрудничать с ее организациями (ЕЭК, ЮНЕСКО и др.), постоянно подтверждая свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека.
Беларусь продолжает занимать позицию конструктивного сотрудничества с такими международными экономическими финансовыми организациями, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В условиях усиления мировой экономической интеграции Беларусь может стать «мостом» между Европой и Азией. Опыт экономического развития Южной Кореи, Китая и других стран Азии также представляет большой интерес для хозяйственного развития Беларуси.
Таким образом, для Беларуси очень важно использовать преимущества глобализации мировой экономики. Она способствует интернационализации науки и производства. научно-производственное сотрудничество приводит к диверсификации хозяйственных связей предприятий разных отраслей промышленности, особенно высокотехнологичных. Укрепление научно-производственных и торгово-экономических связей предприятий с зарубежными партнерами современные комплексные методы международного межфирменного сотрудничества, создавать мощные корпорации в различных организационно-экономических и правовых формах. Сегодня Беларусь во многом может активизировать свою внешнеторговую деятельность посредством образования и функционирования свободных экономических зон.[8]
2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики
1 |
2 |
3 |
4 |
По способу взимания |
Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. |
Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров |
Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин. |
По объекту обложения |
Импортные |
Экспортные |
Транзитные |
По характеру |
Сезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев. |
Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий: а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров; б) если действительно был факт демпинга. |
Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством. |
По происхождению |
Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма. |
Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения. |
Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов. |
По способу вычисления |
Номинальные |
Эффективные |
-- |
По типам ставок |
Постоянные |
Переменные |
-- |
Информация о работе Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь