Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:24, реферат

Описание работы

Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011 - 2015 годах - обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Для достижения поставленной цели предусматриваются:
- опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;
- замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;
- выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
6
1. Основные теории и необходимость международной торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………..
8
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……………………………………………………………………….
8
1.2 Современные теории международной торговли………………………..
16
1.3 Необходимость международной торговли для Республики Беларусь
21
2. Виды и инструменты торговой политики………………………………..
24
2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики……......................
24
2.2 Экспорт в Республике Беларусь…………………………………………
37
3. Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
39
3.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
39
3.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………
53
Заключение…………………………………………………………………….
59
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

shablon.docx

— 178.55 Кб (Скачать файл)

Третий параметр - близкие и обслуживающие отрасли - характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.

Близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке.

Наконец, четвертый параметр - стратегия фирмы и конкуренция - связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управлений которая была бы одинаково применима для всех.

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.

Очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм отличается низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.

Большинство конкурентоспособных компаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Итальянские ювелирные фирмы сосредоточены в города: Ареццо и Валенца, компании по производству кухонных ножей и вилок - в Золингене (Германия), Секи (Япония) и т. д.

Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем та же конкуренция на внутреннем рынке разрешает активно искать внешний сбыт при условии достаточной конкурентоспособности товара.

Таким образом, рассмотрев основные теории международной торговли, следует констатировать, что многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Необходимость  международной торговли для Республики  Беларусь

Современный процесс социально-экономических преобразований в республике Беларусь, вхождение ее в мировое сообщество как суверенного государства требует изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики товарооборота и направлений его совершенствований.

Глубокий социально-экономический кризис, охвативший в начале 90-х гг. все бывшие союзные республики СССР, настойчивые попытки проведения в них экономических реформ, заставили по новому взглянуть на проблему экономических связей между образовавшимся странами СНГ и за их пределами. Сегодня в рамках глобального и регионального аспектов каждая страна стремится определить свое суверенное место в мировом сообществе, национальную стратегию устойчивого развития на основе только ей присущих геополитических, экономико-географических, научно-технических, производственных и других особенностей.

Также и для Беларуси актуален поиск своего места в мирохозяйственных экономических связях, расчет допустимого предела зависимости конкретных отраслей экономики от внешнеэкономических связей с теми или иными государствами. Государственная политика, определение наиболее эффективных моделей социально-экономического развития осуществляется в Беларуси в настоящее время с учетом мировых и региональных тенденций. Основным видом внешнеэкономических связей является внешняя торговля. Международная торговля развивается благодаря специализации отдельных стран по производству товаров и продаже за границу. Это означает, что в основе международной торговли лежит международное разделение труда.

Обязательное условие укрепления производственного потенциала – его коренная реконструкция и модернизация с целью обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В Беларуси в решении этого вопроса большую роль сыграло осуществление программы конверсии производства на машиностроительных предприятиях с относительно высоким научно-техническим потенциалом, а также внедрение уникальных передовых разработок и технологий. Вместе с тем Беларусь представляет собой достаточно емкий рынок продукции как потребительского, так и производственно-технического назначения.

Важная составляющая внешнеторгового потенциала – трудовые ресурсы. Республика Беларусь обладает относительно дешевой рабочей силой, но достаточно высококвалифицированной, которая может работать на совместных и зарубежных предприятиях, где используются передовые виды техники и технологии.

Фактором формирования внешнеторгового потенциала республики выступают природные ресурсы. И хотя Беларусь в этом отношении считается бедной страной, укреплению ее экспортного потенциала может благоприятствовать глубокая переработка минеральных и биологических ресурсов.

Один из главных параметров внешнеторгового потенциала – научно-техническая база. Беларусь по количеству зарегистрированных открытий, изобретений в расчете на 10 тыс. рабочих и служащих традиционно занимает лидирующее место в СНГ, а по ряду научных направлений сохраняет ведущее положение в мире.

Беларусь – одна из стран-учредительниц ООН и ее член с 1945 г. Поэтому наша страна стремится активно сотрудничать с ее организациями (ЕЭК, ЮНЕСКО и др.), постоянно подтверждая свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека.

Беларусь продолжает занимать позицию конструктивного сотрудничества с такими международными экономическими финансовыми организациями, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В условиях усиления мировой экономической интеграции Беларусь может стать «мостом» между Европой и Азией. Опыт экономического развития Южной Кореи, Китая и других стран Азии также представляет большой интерес для хозяйственного развития Беларуси.

Таким образом, для Беларуси очень важно использовать преимущества глобализации мировой экономики. Она способствует интернационализации науки и производства. научно-производственное сотрудничество приводит к диверсификации хозяйственных связей предприятий разных отраслей промышленности, особенно высокотехнологичных. Укрепление научно-производственных и торгово-экономических связей предприятий с зарубежными партнерами современные комплексные методы международного межфирменного сотрудничества, создавать мощные корпорации в различных организационно-экономических и правовых формах. Сегодня Беларусь во многом может активизировать свою внешнеторговую деятельность посредством образования и функционирования свободных экономических зон.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и инструменты торговой политики

2.1 Основные инструменты  внешнеторговой политики

 

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.

Основные функции таможенного тарифа страны:

1. Реализация фискальных целей  государства, так в Российской  Федерации в 1995 год таможенные  сборы обеспечили 38,6 трлн. RUR, что  составило 25% доходной части годового бюджета. [9]

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчатобумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфических выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более. [10]

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

4. Использование в качестве орудия  борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущественно в обмен на встречные уступки других государств, в первую очередь США и Японии, в рамках многосторонних переговоров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов средний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%. [11]

5. Осуществление жесткого государственного  контроля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития  экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества классификаций таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф. Когда  говорят о таможенном тарифе, имеют — ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в  рамках регионального торгово-экономического  объединения стран таможенного  союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в виде таблицы 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Виды таможенных пошлин

1

2

3

4

По способу взимания

Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара.

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные

Транзитные

По характеру

Сезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был факт демпинга.

Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.

По происхождению

Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.

Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения.

Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

--

По типам ставок

Постоянные

Переменные

--

Информация о работе Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь