Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:24, реферат
Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011 - 2015 годах - обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Для достижения поставленной цели предусматриваются:
- опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;
- замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;
- выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;
Введение………………………………………………………………………..
6
1. Основные теории и необходимость международной торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………..
8
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……………………………………………………………………….
8
1.2 Современные теории международной торговли………………………..
16
1.3 Необходимость международной торговли для Республики Беларусь
21
2. Виды и инструменты торговой политики………………………………..
24
2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики……......................
24
2.2 Экспорт в Республике Беларусь…………………………………………
37
3. Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
39
3.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
39
3.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………
53
Заключение…………………………………………………………………….
59
Список использованных источников……………
— выдавать заключения о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь;
— защищать интересы экспортеров Беларуси в случае их явной или скрытой дискриминации на внешних рынках, содействовать урегулированию торговых споров;
— проводить торговые выставки и ярмарки, специализированные симпозиумы и конференции, кампании по развитию экспорта товаров и услуг, осуществлять рекламную деятельность.
Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских товаров и услуг является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Предлагается снизить уровень тарифов на перевозки сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Финансирование соответствующего комплекса мероприятий может осуществляться из фонда поддержки экспорта. С помощью его средств возможно оказание технической помощи экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.
Следует определить 2—3 отрасли, способные
при финансовых инвестициях, технологическом
перевооружении многократно увеличить
производство конкурентоспособной на
мировом рынке продукции. Государству
следует продолжить оказывать и "точечную"
финансовую поддержку наиболее экспортоориентированным
производствам и одновременно осуществлять
контроль за целевым использованием выделенных
ресурсов. В соответствии с положением
Совета Министров Республики Беларусь
№ М22 от 23 октября 1999 г. в республике проводится
эксперимент по государственной поддержке
товаропроизводителей-
Приоритетным направлением экспортной политики должно стать развитие таких форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень производства. Это производственная кооперация, создание совместных предприятий, обмен технологиями и "ноу-хау", экспорт услуг, проведение совместных НИОКР, лизинг техники и оборудования, организация финансово-промышленных групп, свободных экономических зон. В связи с этим необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей внедрению данных форм в отечественную практику и позволяющей осуществлять деятельность в рамках недавно принятого Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
При формировании стратегии развития ВТП Беларуси необходимо учитывать, что прежде всего экономические методы являются действенным средством мобилизации экспортного потенциала. Необходимы либерализация деятельности экспортеров, снижение оказываемого на них командно-административного давления. В то же время, большое значение для дальнейшего развития экспорта и сокращения бартерных операций имеет макроэкономическая ситуация в республике, в частности уровень инфляции не должен превышать 0,5—1,5 % в месяц.
В процессе разработки внешнеторговой политики должен быть соблюден необходимый баланс, обеспечивающий единство государственных интересов и интересов конкретных экспортеров. Причем государственные интересы призваны в максимальной степени учитывать требования и подходы экономических групп и отдельных экспортеров. Одним из направлений развития внешнеэкономической деятельности является активное участие Республики Беларусь в мировых торгово-экономических организациях. В настоящее время крайне актуально вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это не только позволит расширить объемы экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки (вследствие избежания дискриминации и применения антидемпинговых мер по отношению к белорусским экспортерам), но и создаст благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала.
С другой стороны, после вступления в ВТО Республика Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации — осуществить либерализацию внешнеторгового режима. Либерализация мировой торговли, согласно основным положениям ВТО, должна происходить путем последовательного сокращения уровня импортных таможенных пошлин, устранения нетарифных барьеров, сокращения поддержки отечественных производителей.
При определении начального уровня связывания таможенных пошлин следует исходить из объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен. Однако действующие цены несовершенны, их нельзя в полной мере использовать непосредственно для расчета таможенных пошлин. Здесь необходимо учитывать и другие факторы, оказывающие значительное влияние на уровни таможенных пошлин, а именно:
— степень чувствительности товара к тарифной защите;
— уровень конкурентоспособности продукции;
— уровень занятости населения в отрасли;
— замещаемость товара.
Таким образом, для Республики Беларусь с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности.
Я считаю, что в нашей стране существует множество проблем во внешнеторговой политике. Они связаны и с законодательством и с нехваткой опыта. Так существующий в настоящее время комплекс мер нетарифного регулирования внешней торговли государства (квотирование, лицензирование, регистрация контрактов, установка минимальных экспортных цен, множество запретов и ограничений на экспорт и импорт) нуждается в значительном упрощении. В настоящее время исполнительные органы власти берут на себя функции нетарифного регулирования, что вызывает негативную реакцию субъектов хозяйствования. Требует развития законодательство о защитных мерах в целях недопущения демпинга нерезидентами Республики Беларусь, т.к. например иностранные государства часто, используют антидемпинговое законодательство против предприятий Республики Беларусь.
Нехватку опыта может восполнить вступление Беларуси во Всемирную Торговую Организацию. Но для этого необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, которым предстоит участвовать в переговорах по доступу к рынкам товаров и услуг, совершенствование существующего Таможенного тарифа Республики Беларусь, подготовку и принятие пакета законодательных актов по широкому спектру международных экономических отношений, координацию действий с партнерами по Таможенному союзу, фактическое использование механизмов и процедур многосторонней торговой системы в управлении внешнеэкономическим комплексом Республики Беларусь.
Важное место в деятельности многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений отводится наблюдению за национальной торговой политикой стран-членов ВТО. Став полноправным участником ВТО, Республика Беларусь автоматически включится в процесс функционирования механизма обзора национальной торговой политики. Целесообразно поэтому уже сейчас ввести в Республике Беларусь практику обзора внешнеэкономической деятельности, состоящую в подготовке и публикации официальных ежегодных информационно-аналитических отчетов о внешнеторговой политике и практике, а также комментариев вновь принятых и усовершенствованных законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность Беларуси. Это позволит отслеживать тенденции в использовании количественных ограничений и других нетарифных мер, положение дел в области лицензирования, правительственных закупок, деятельности государственных торговых предприятий, использования экспортных субсидий и т.п.
Информация о работе Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь