Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:24, реферат
Описание работы
Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011 - 2015 годах - обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Для достижения поставленной цели предусматриваются: - опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры; - замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении; - выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….. 6 1. Основные теории и необходимость международной торговли в Республике Беларусь………………………………………………………….. 8 1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли………………………………………………………………………. 8 1.2 Современные теории международной торговли……………………….. 16 1.3 Необходимость международной торговли для Республики Беларусь 21 2. Виды и инструменты торговой политики……………………………….. 24 2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики……...................... 24 2.2 Экспорт в Республике Беларусь………………………………………… 37 3. Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………. 39 3.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 39 3.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………… 53 Заключение……………………………………………………………………. 59 Список использованных источников……………
Пошлина накладывается на таможенную
стоимость товара, которая определяется
в соответствии с законодательством каждой
страны и может отличаться от импортной
или экспортной цены товара, фиксируемой
статистикой. Но несмотря на видимую простоту
таможенного обложения, можно выделить
его некоторые особенности:
1. Чем выше уровень экономического
развития страны, тем, как правило,
ниже ставки импортных пошлин,
а экспортные практически отсутствуют
или носят фискальный характер. Так, средний
уровень импортных пошлин в соседних европейских
странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет
примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется
высокой конкурентоспособностью товаров
в развитых странах, как правило, их не
надо защищать пошлинами. [12]
2. Применяется скользящая шкала
таможенного тарифа, т.е. чем выше
уровень обработки товара, тем
выше пошлина, тем самым поддерживаются
национальные перерабатывающие отрасли
(табл. 2.1.2)
Таблица 2.1.2
Уровень импортных пошлин на товары с
различной степенью обработки (по странам),
в процентах от таможенной стоимости* [13]
1
2
3
4
Страна
Сырье
Полуфабрикаты
Готовые изделия
США
1,8
6,1
7,0
Австрия
0,8
4,7
16
Швейцария
0,2
1,2
3,1
ЕС
1,6
6,2
7,0
Япония
1,4
6,3
6,4
3. В международной практике к
таможенно-тарифным инструментам государственной
внешнеторговой политики, помимо таможенных
пошлин, относят также налог на добавленную
стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их
расчет привязан к таможенной стоимости
товара, а также заранее известны ставки
этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы,
взимаемые с товаров при их ввозе на территорию
страны, с теми НДС и акцизами, которые
взимаются с субъектов хозяйствования
данной страны при производстве и реализации
продукции в этой стране.
Воздействие тарифа на экономику отдельных
стран различно и зависит от экономического
веса страны. В мировой экономике страна
считается малой, если изменение спроса
с её стороны на импортные товары не приводит
к изменениям мировых цен. Страна считается
большой, если изменение спроса с её стороны
на импортные товары приводит к изменениям
мировых цен.
В результате введения тарифа любой страной
возникает несколько экономических эффектов.
Эффекты дохода и передела являются перераспределительными
эффектами тарифа и представляют собой
перемещение доходов от одних субъектов
экономической деятельности к другим
и не ведут к потерям экономики в целом.
Эффекты защиты и потребления представляют
в совокупности потери экономики от введения
тарифа. В случае малой страны введение
тарифа не сможет изменить мировые цены
и улучшить её условия торговли настолько,
чтобы компенсировать негативное воздействие
тарифа на экономику. Тариф либо распределяет
расходы внутри экономики, либо ведёт
к прямым экономическим потерям. Никакого
положительного экономического эффекта,
ведущего к экономическому росту в тех
или иных секторах, не возникает.
Введение
тарифа большой страной вызывает экономические
эффекты близкие, возникающим при введении
тарифа малой страной. Исключением является
эффект дохода, который в случае большой
страны распадается на две части – эффект
внутренних доходов, показывающий перераспределение
доходов от потребителей к государству
внутри страны, и эффект условий торговли,
показывающий перераспределение доходов
от иностранных производителей в бюджет
большой страны в результате увеличения
её условий торговли. Тариф оказывает
положительное воздействие на экономику
большой страны только в том случае, если
эффект условий торговли в стоимостном
выражении больше, чем сумма потерь, возникающих
в результате меньшей эффективности внутреннего
производства по сравнению с мировым и
сокращение внутреннего потребления товара.
Последствия введения таможенных пошлин.
Можно привести немало аргументов “за”
и “против” введения и использования
таможенных тарифов.
Импортные тарифы снижают уровень экономического
благосостояния страны, ведут торговым
войнам, увеличивают налоговое бремя на
потребителей, показывает экспорт и сокращают
занятость. Они перераспределяют доходы
потребителей в пользу отечественных
производителей зачастую неконкурентоспособной
продукции и государственного бюджета.
Но потребители теряют больше от введения
импортных тарифов, чем получает государство
и национальные производители вместе
взятые. Чистые потери нации составляют
производственный эффект — затраты ресурсов
на производство худших отечественных
товаров и потребительский эффект — потеря
полезности, которую получили бы потребители,
если бы они не отказались от дополнительного
потребления импортных товаров в следствие
их удорожания после введения пошлин.
Однако разумная внешнеторговая политика,
использующая таможенно-тарифные методы
регулирования согласно рыночным принципам
может: пополнять бюджет, поддерживать
молодые наукоемкие отрасли, эффективно
перераспределять доходы населения, способствовать
постепенной трансформации социалистической
экономики в рыночную и т. д.
Еще в первой трети нынешнего столетия
большинство развитых стран, проводя свою
внешнеторговую политику, опирались на
экономические инструменты регулирования:
денежно-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные
средства, основными из которых были таможенные
пошлины.
Однако в периоды экономических кризисов,
подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных
ситуациях они оказались недостаточно
эффективными для защиты национальных
производителей от иностранной конкуренции,
предотвращения вывоза из страны стратегических
материалов, регулирования дефицита платежного
баланса и т. д.
Использовавшиеся до этого инструменты
были по своей природе (характеру) экономическими,
они не ограничивали самостоятельности
субъектов хозяйствования во внешнеторговых
операциях, не устанавливали запретов
на ввоз-вывоз определенных товаров либо
какого-то их количества и т. д. Поэтому
они, например; оставляли возможности
для преодоления таможенных барьеров
высококонкурентными по цене иностранными
товарами, у потребителей оставался выбор.
Таким образом, в начале 30-х годов появились
количественные ограничения экспорта-импорта
— прямая административная форма государственного
регулирования внешнеторгового оборота
как временное, 'чрезвычайное средство,
которое представляет собой жёсткий инструмент
нетарифного внешнеторгового регулирования.
Несмотря на временный характер при их
введении, а также запрет на их применение
в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения
прижились, хотя с начала 60-х годов развитые
капиталистические страны периодически
пытаются ограничить сферу их использования.
Так, в первой половине 70-х годов под их
действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных
товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 %
импорта промышленных изделий в эти страны
в 1981 год12 % импорта промышленно-развитых
стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД).
[14]
Относительная популярность количественных
ограничений обусловлена несколькими
факторами.
1. Способом их установления и
регулирования. Они не попадают,
как правило, под действие международных
договоров и соглашений, это довольно
гибкий инструмент внешнеторговой политики
государства. Его можно вводить, усиливать
(уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру
выдачи лицензий и т. д.), отменять, как
правило, без оглядки на наднациональные
международно-правовые акты, что нельзя
сказать о таможенно-тарифных инструментах.
2. Высокая эффективность количественных
ограничений при достижении поставленных
целей.
3. Широкий спектр целей и задач,
которые можно достичь при
помощи количественных ограничений.
В современной внешнеторговой политике
количественные ограничения применяются
по двум основным направлениям:
1) Лицензирование — это официальное
разрешение, выдаваемое, как правило,
специальными уполномоченными государством
ведомствами на осуществление
ВЭД, а также на проведение
внешнеторговых операций с определенными
товарами.
Разовая —
как правило, разрешение на экспорт-импорт
товаров в течение определённого срока.
Она является именной, т. е. выдается конкретной
фирме, которая не может передать ее другой
организации. В лицензии указываются важнейшие
параметры внешнеторговой сделки:
Глобальная (открытая)
лицензия — не содержит географических
ограничений на внешнеторговые операции
с товарами.
Автоматическая
лицензия — это разрешение, получаемое
фирмой автоматически после подачи заявки
в специальное государственное ведомство.
Очень похожа на генеральную лицензию,
но формальности, связанные с получением
лицензии, сильно сокращены, хотя действует
правовой механизм, контролирующий внешнеторговые
операции, что позволяет государству при
необходимости ужесточить правовой режим.
2) Контингентирование (квотирование)
— официально установленные государством
ограничения в стоимостном или
физическом (количественном) выражении,
вводимые на импорт или/и экспорт
определенных товаров на установленный
период времени.
Существуют различные формы квотирования:
1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают
размер экспорта-импорта на определенный
срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев
и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается,
может указываться список стран, на которые
распространяется данное ограничение,
если оно не всеобщее, т. е. не распространяется
на все страны;
2) индивидуальные контингента —
самый распространенный метод контингентирования,
который предусматривает разбивку общего
объема экспорта-импорта, предусмотренного
квотой по странам:
По направлению движения товаропотоков:
1) экспортные
2) импортные
Количественные ограничения — сильный
инструмент регулирования и воздействия
на фирмы-участницы внешнеторговых операций.
Так, ЕС квитирует импорт бразильской
курятины и индюшатины, что за 2 года нанесла
ущерб Республика Беларусь бразильским
производителям этих продуктов, как они
утверждают, в 40 млн долларов.
Относительно новым направлением использования
количественных ограничений стало "добровольное"
ограничение экспорта — это соглашение,
навязанное экспортеру, под угрозой санкций
предусматривающее принятие им на себя
обязательства добровольно сократить
экспорт определенных товаров в импортирующую
страну. Эти ограничения появились в странах
ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых
текстильных изделий, проката черных металлов,
продукции легкой промышленности и т.д.
Исторически первым было заявление правительства
Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении
экспорта хлопчатобумажных изделий в
США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов
почти 2/3 экспорта этой продукции было
охвачено "добровольными" ограничениями.
По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов
такой формой протекционизма было охвачено
5% импорта промышленно развитых стран.
Меры так называемого "скрытого"
или "косвенного" протекционизма,
которые играют весьма существенную роль
в торгово-политической борьбе, на поверхности
не видны, действуют как бы из-за кулис,
замаскированно. На первый взгляд, они
затрагивают лишь внутренний товарооборот
или просто регулируют правила изготовления,
упаковки, маркировки товара и вроде бы
не имеют никакого отношения к внешней
торговле. И тем не менее, их воздействие
на внешнеторговый оборот весьма значительно.
Это подтверждает хотя бы тот факт, что
они занимают все большее место на переговорах
в рамках ГАТТ/ВТО.
Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.
1. Таможенно-административные:
1) система организации таможенного
контроля, включая процедуру таможенного
досмотра, открытие новых контрольно-пропускных
пунктов и т.п.;
2) системы оценки таможенной
стоимости — возможные проволочки,
связанные с отклонением таможенными
органами таможенной стоимости, указанной
в сопроводительных документах;
3) запутанная система заполнения
таможенных документов, требующая больших
сил, времени и специальной подготовки;
4) коррумпированность работников
таможенных органов, которые под
различными предлогами вымогают
взятки, не пропуская товар через
границу. (Этот барьер не является
инструментом государственной внешнеторговой
политики, государство борется с ним, но,
тем не менее, это серьезное препятствие
на пути движения товарных потоков.)
2. Технические требования к ввозимой
продукции: по технике безопасности,
техническим и технологическим стандартам
закрывают путь на внутренний рынок иностранной
технике из развивающихся стран, которая
не может соответствовать высоким нормам.
Однако здесь важен принцип равенства
в применении данных стандартов по отношению
к национальным и иностранным производителям.
3. Ограничения,
заложенные в процедуре прохождения
контроля качества товаров, их стандартизации
(т. е. непризнание иностранных сертификатов
качества) и т. д.
4. Нетарифные ограничения, базирующиеся
на санитарно-ги-гиенических нормах,
требованиях здравоохранения и мерах
по охране окружающей среды. Так, в конце
1996 года Китай запретил импорт курятины
из 10 штатов США в качестве карантинной
меры, призванной не допустить распространения
в КНР птичьего гриппа. Таким образом,
под угрозой оказался американский экспорт
в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл.
[15]
5. Требования к упаковке, маркировке
товаров. Так, в США нарушение
этих правил ведет к запрету
ввоза товаров в страну или
к их обложению дополнительной
пошлиной в размере 10 % таможенной
стоимости. [16]