Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:24, реферат

Описание работы

Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011 - 2015 годах - обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Для достижения поставленной цели предусматриваются:
- опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;
- замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;
- выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
6
1. Основные теории и необходимость международной торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………..
8
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……………………………………………………………………….
8
1.2 Современные теории международной торговли………………………..
16
1.3 Необходимость международной торговли для Республики Беларусь
21
2. Виды и инструменты торговой политики………………………………..
24
2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики……......................
24
2.2 Экспорт в Республике Беларусь…………………………………………
37
3. Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
39
3.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
39
3.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………
53
Заключение…………………………………………………………………….
59
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

shablon.docx

— 178.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:

1. Чем выше уровень экономического  развития страны, тем, как правило, ниже ставки импортных пошлин, а экспортные практически отсутствуют или носят фискальный характер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних европейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как правило, их не надо защищать пошлинами. [12]

2. Применяется скользящая шкала  таможенного тарифа, т.е. чем выше  уровень обработки товара, тем  выше пошлина, тем самым поддерживаются  национальные перерабатывающие отрасли (табл. 2.1.2)

Таблица 2.1.2

Уровень импортных пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах от таможенной стоимости* [13]

 

1

2

3

4

Страна

Сырье

Полуфабрикаты

Готовые изделия

США

1,8

6,1

         7,0

 

Австрия

0,8

4,7

16

Швейцария

0,2

1,2

3,1

ЕС

1,6

6,2

7,0

Япония

1,4

6,3

6,4


 

3. В международной практике к  таможенно-тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов.

Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект — потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Еще в первой трети нынешнего столетия большинство развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опирались на экономические инструменты регулирования: денежно-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в периоды экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.

Использовавшиеся до этого инструменты были по своей природе (характеру) экономическими, они не ограничивали самостоятельности субъектов хозяйствования во внешнеторговых операциях, не устанавливали запретов на ввоз-вывоз определенных товаров либо какого-то их количества и т. д. Поэтому они, например; оставляли возможности для преодоления таможенных барьеров высококонкурентными по цене иностранными товарами, у потребителей оставался выбор.

Таким образом, в начале 30-х годов появились количественные ограничения экспорта-импорта — прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в 1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД). [14]

Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и  регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных  ограничений при достижении поставленных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при  помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1) Лицензирование — это официальное  разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством  ведомствами на осуществление  ВЭД, а также на проведение  внешнеторговых операций с определенными  товарами.

Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая лицензия — это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством  ограничения в стоимостном или  физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт  определенных товаров на установленный  период времени.

Существуют различные формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают  размер экспорта-импорта на определенный  срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;

2) индивидуальные контингента —  самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные ограничения — сильный инструмент регулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнеторговых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской курятины и индюшатины, что за 2 года нанесла ущерб Республика Беларусь бразильским производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно новым направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.

1. Таможенно-административные:

1) система организации таможенного  контроля, включая процедуру таможенного  досмотра, открытие новых контрольно-пропускных пунктов и т.п.;

2) системы оценки таможенной  стоимости — возможные проволочки, связанные с отклонением таможенными  органами таможенной стоимости, указанной в сопроводительных документах;

3) запутанная система заполнения  таможенных документов, требующая больших сил, времени и специальной подготовки;

4) коррумпированность работников  таможенных органов, которые под  различными предлогами вымогают  взятки, не пропуская товар через  границу. (Этот барьер не является  инструментом государственной внешнеторговой политики, государство борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения товарных потоков.)

2. Технические требования к ввозимой  продукции: по технике безопасности, техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям.

3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения  контроля качества товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов качества) и т. д.

4. Нетарифные ограничения, базирующиеся  на санитарно-ги-гиенических нормах, требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце 1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с годовым оборотом до 500 млн. долл. [15]

5. Требования к упаковке, маркировке  товаров. Так, в США нарушение  этих правил ведет к запрету  ввоза товаров в страну или  к их обложению дополнительной  пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости. [16]

Информация о работе Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь