Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 20:24, реферат

Описание работы

Основные принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Основная цель внешнеэкономической деятельности в 2011 - 2015 годах - обеспечение сбалансированности развития экономики на основе опережающих темпов роста экспорта над импортом. Для достижения поставленной цели предусматриваются:
- опережающий по отношению к ВВП рост экспорта товаров и услуг и совершенствование его структуры;
- замедление роста импорта на основе прямого и косвенного импортозамещения в производстве и потреблении;
- выход на нулевое сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2014 году;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
6
1. Основные теории и необходимость международной торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………..
8
1.1 Классические и неоклассические теории международной торговли……………………………………………………………………….
8
1.2 Современные теории международной торговли………………………..
16
1.3 Необходимость международной торговли для Республики Беларусь
21
2. Виды и инструменты торговой политики………………………………..
24
2.1 Основные инструменты внешнеторговой политики……......................
24
2.2 Экспорт в Республике Беларусь…………………………………………
37
3. Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
39
3.1 Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
39
3.2 Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………
53
Заключение…………………………………………………………………….
59
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

shablon.docx

— 178.55 Кб (Скачать файл)

Объемы импорта товаров в долларовом эквиваленте возросли на 27%, в основном за счет расширения импортных поставок из стран СНГ (прирост составил 39,9%) при незначительном росте импорта из стран дальнего зарубежья (на 3,8%). Значительное увеличение стоимости импортных поставок обусловлено в основном высоким уровнем цен импортных товаров. При росте физических объемов импорта на 5,6% по сравнению с 2000 года средние цены ввозимых товаров в 2001 году были выше на 25,7%. Импорт инвестиционных товаров сократился по сравнению с 2000 годом на 7,9%.

 

Рис. 3.1.1. Консолидированный торговый баланс

 

Ухудшение внешнеторговой конъюнктуры в течение 2001 года негативно отразилось на результатах внешнеэкономической деятельности предприятий республики. Отрицательное сальдо торгового баланса возросло в 1,4 раза, составив 10,6% к ВВП за 2000 год. При этом в торговле со странами СНГ дефицит торгового баланса увеличился в 2,3 раза, а в торговле со странами дальнего зарубежья сложилось положительное сальдо экспортно-импортных операций против дефицита в 2000 году. (Приложение 3)

В 2001 году значительной переориентации товарных потоков республики не произошло. Как и в предыдущие годы., основными торговыми партнерами оставались: Россия – 58,6% общего товарооборота, Украина – 5,7, Германия – 5,2, Польша – 3,1%. На их долю приходилось 72,6% всей стоимости внешнеторгового оборота Беларуси. (Приложение 4)

По-прежнему, определяющее влияние на общие итоги внешней торговли республики продолжает оказывать Российская Федерация. Объемы взаимной торговли с Россией возросли на 33,1% больше, чем в 2000 год.

Стоимость экспорта в Российскую Федерацию за 2001 год увеличилась по сравнению с 2000 годна 16,8%. На долю России приходилось 51% покупок белорусских товаров вместо 54,2% в 2000 году. Физический объем экспорта возрос на 8,9%. Средние цены на товары, экспортируемые в Россию, увеличились по сравнению с 2000 года на 8%.

Основными статьями белорусского экспорта в 2001 году оставались машины, оборудование и транспортные средства – 26,3% от общей стоимости экспорта, минеральные продукты – 20 % и продукция химической промышленности – 19,7%. Объемы экспорта возросли по всем основным разделам товарной структуры. Наиболее значительно увеличились зарубежные поставки минеральных продуктов (в 2,6 раза) и продукции пищевой промышленности и сырья для ее производства (на 22,4%).

Импортировано из России товаров на 46,9% больше, чем в 2000 г., при росте физического объема импорта на 9,6%. Средние цены импорта из России возросли за этот период на 34,8%. В итоге импорт товаров из России превысил экспорт на 47%, что обусловило расширение дефицита в торговле с этой страной в 3,3 раза по сравнению с 2000 году. В 2001 году было характерно сокращение по сравнению с 1999 года доли бартерных поставок во внешней торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 24%, в том числе: в страны СНГ – 32,1%, в Россию – 33,9, в страны дальнего зарубежья – 8,2%. Удельный вес бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На бартерные операции приходилось 26,5 % общего объема белорусского экспорта вместо 35,6% в 2000 годи 21,7% вместо 29% - импорта товаров.

По данным Нацбанка, объемы экспорта и импорта услуг за 2001 году увеличились по сравнению с 2000 годна 21,6%. При этом экспорт услуг увеличился на 35,4%, импорт сократился на 2,4%. Основными потребителями услуг были страны дальнего зарубежья. На их долю приходилось 64% общего объема экспорта услуг республики и 57,9% - общего объема импорта услуг от торговли услугами сложилось положительное сальдо и по сравнению с предыдущим годом оно увеличилось в 1,9 раза.

3.2 Пути совершенствования  внешней торговли Республики  Беларусь на современном этапе

 

Экономические преобразования в республике включают в качестве центрального направления и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986годсоюзным правительством, а с 1991год – белорусским.

В основу внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь изначально были положены принципы либерализации внешнеэкономической деятельности, которые были сформулированы, как указывалось выше, в конце 80-х годы в СССР. В соответствии с данными принципами приоритеты РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ во внешнеэкономической деятельности на этапе формирования состояли в следующем:

- либерализация ВЭД;

- расширение интеграционных связей со странами СНГ и обеспечении эффективности вхождения Беларуси в мировую экономику;

- развитие экспорта, как основного источника валютных поступлений;

- обеспечений импортных поставок для обеспечения структурной перестройки;

- защите интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Стратегически важной целью для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %, тракторов —20 %, минеральных удобрений — 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства).

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США. Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники, подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа и стали, прутки из железа и стали, металлокорд и др.). Названные товарные группы составляют более 50 % экспорта республики.

Анализ товарной структуры экспорта позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции. Так, например, гордость республиканской экспортной индустрии — Белорусский металлургический завод, на который приходится 34 % экспорта продукции Минпрома, ежесуточно в процессе производства потребляет природного газа на сумму 30—40 млрд неденоминированных белорусских рублей и электроэнергии столько, сколько вся Гомельская область. Другой пример: экспорт в Польшу и Латвию — основные торговые партнеры Беларуси в дальнем зарубежье — состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно развитых стран эта доля приближается к 40 %. Эти примеры говорят о том, что нам давно следовало взять на вооружение опыт Запада и Японии 70-х гг., когда резко возросли цены на энергоресурсы. В тот период указанные страны осуществляли интенсивный комплекс инвестиционных, технологических, управленческих и т. п. решений, позволивших на 30—50 % снизить потребление энергоресурсов.

В дальнейшем при формировании внешнеторговой политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

В данном аспекте императивом экономического развития должна стать государственная поддержка экспорта путем активного и заинтересованного участия властных структур на местах в реализации экспортоориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта, окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.

Не менее важной задачей является создание системы государственной поддержки экспорта в форме страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени.

Во-первых, речь идет прежде всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается следующая градация правительственных гарантий: 50 % от стоимости — при производстве продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30 % — при производстве импортозамещающей продукции на нее ниже, чем на импортную.

Во-вторых, разработка и принятие ежегодной программы внешторговой деятельности, содержащей основные ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и государственных органов управления.

Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная финансовая поддержка. В данной связи при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:

— предоставление Правительством Республики Беларусь в лице Министерства финансов гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, необходимых для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;

— льготное кредитование экспортеров, с выплатой процентов в размере половины учетной ставки (ставки рефинансирования) Национального банка Республики Беларусь;

— страхование экспортных кредитов с целью обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков;

— долевую государственную поддержку эффективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к ним доверие отечественных и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

— организацию в республике экспортно-импортного банка, который будет оказывать существенную поддержку в развитии экспортоориентированных производств и технологий.

Необходима также помощь государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.

В определенной степени информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет Центр маркетинга и конъюнктуры цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются недостаток информации о рынке (85,1 %), отсутствие полной информации о конкурентах (41,2 %), незнание механизма функционирования международных рынков (62,7 %), несовершенство законодательства в области налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2 %)8. Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны:

— оказывать содействие в организации зарубежных деловых визитов, обеспечивать дипломатическую поддержку наиболее значимых экспортных проектов;

— осуществлять проведение предварительных маркетинговых исследований, предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию;

— консультировать экспортеров по вопросам действующего зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к товарам;

Информация о работе Особенности осуществления внешнеторговой политики в Республике Беларусь