6. Налоги и налоговая политика.
Основной задачей налоговой политики
является мобилизация государством
финансовых ресурсов. Одновременно налоги,
воздействующие на цены, прибыли и доходы,
широко применяются государством в качестве
эффективного средства регулирования
экономики, в том числе и внешней торговли.
Помимо защиты внутреннего рынка от импорта
из-за рубежа помощью количественных и
скрытых нетарифных методов торговой
политики в практике международной торговли
активно используются методы расширения
экспорта, большая часть которых основана
на прямом или косвенном гарантировании
и субсидировании правительством национальных
экспортеров.
Приобретая разнообразные, зачастую
весьма замысловатые формы и осуществляясь
через весьма усложненные схемы, финансирование
направлено на снижение стоимости экспортируемого
товара и повышение тем самым его конкурентоспособности
на мировом рынке. Финансирование экспорта
может осуществляться как из правительственных
источников за счет государственного
бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных
учреждений (банков, фондов и пр.), а также
за счет частного сектора — самих экспортеров
и обслуживающих их банков.
Финансирование экспорта как метод торговой
политики следует отличать от рутинного
финансирования и кредитования экспортно-импортных
операций, представляющих собой простое
предоставление банками оборотного капитала.
Для проведения конкретных коммерческих
сделок. Финансирование, как метод торговой
политики предусматривает дискриминацию
против иностранных компаний в пользу
национальных производителей и экспортеров.
Наиболее распространенными финансовыми
методами торговой политики являются
субсидии, кредитование и демпинг.
Если правительство считает необходимым
стимулировать экспорт национальных производителей,
то оно может в той или иной форме предоставлять
им субсидии из бюджета.
Субсидия — денежная выплата, направленная
на поддержку национальных производителей
и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся
на:
прямые — непосредственные выплаты экспортеру
после совершения им экспортной операции
на сумму разницы его издержек и полученного
им дохода. Предметом прямого субсидирования
с начала 60-х годов являлись дорогостоящие
товары промышленного экспорта развитых
стран — суда, авиационная техника и пр.
Однако прямые субсидии запрещены правилами
ВТО и их применение слишком очевидно
для торговых партнеров, которые могут
использовать ответные меры:
косвенные — скрытое дотирование экспортеров
через предоставление льгот по уплате
налогов, льготные условия страхования,
займов по ставке ниже рыночной, возврат
импортных пошлин и прочие.
Субсидии могут предоставляться как
производителям товаров, конкурирующих
с импортом, так и производителям товаров,
которые продаются на экспорт.
Для производителей в обоих случаях субсидия
является негативным налогом, поскольку
он выплачивается им правительством, а
не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия наиболее замаскированный
и финансовый метод торговой политики
и дискриминации против импорта, предусматривающий
бюджетное финансирование производства
внутри страны товаров, конкурирующих
с импортными.
Специфическим
случаем внутренней субсидии является
субсидирование импорта, которое было
характерно для России и некоторых других
стран с переходной экономикой в начале
90-х годов. Необходимость субсидирования
Импорта была вызвана, прежде всего, от
директивно контролируемого обменного
курса национальной валюты и переходом
к плавающему валютному курсу. В результате
завышенные валютные курсы резко упали,
сделав импорт многих товаров, которые
необходимы для поддержания экономического
развития страны, невозможным, поскольку
они стали слишком дорогими для местных
покупателей. В результате правительства
были вынуждены финансировать часть импорта
за счет государственного бюджета, предоставляя
импортные субсидии импортерам.
Импортные субсидии, ставным образом
на разнице официального и рыночного валютных
курсов, существовали в 1992-1993 годов Беларуси.
На них тратилось около 3% ВНП. В Казахстане
в 1992 году они осуществлялись, кроме того,
через централизованный валютный фонд.
В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт
энергоносителей. На Украине в те же годы
субсидировался импорт горючего и угля
для продажи населению. Нередко правительства
не только субсидируют отрасли, конкурирующие
с импортом, но и предоставляют субсидии
экспортерам.
Экспортная субсидия — финансовый нетарифный
метод торговой политики, предусматривающий
бюджетные выплаты национальным экспортерам,
что позволяет продавать товар иностранным
покупателям по более низкой цене, чем
на внутреннем рынке, и форсировать тем
самым экспорт.
"Принципиальное различие между
импортным тарифом и субсидированием
экспорта как средствами торговой политики
заключается в том, что импортный тариф
приводит к повышению внутренней цены
на импортные товары, в то время как экспортная
субсидия приводит к повышению внутренней
цены экспортных товаров. Импортный тариф,
вводимый большой страной” улучшает ее
условия торговли, снижает цену ее импорта,
и увеличивает относительное предложение
местных товаров, конкурирующих с импортом,
одновременно снижая спрос на импорт.
Экспортная субсидия, вводимая большой
страной, производит обратный эффект:
ухудшает ее условия торговли, увеличивая
цену ее экспорта, но увеличивая при этом
и относительное предложение на экспорт
и сокращая внутренний спрос на экспортируемые
товары. Импортный тариф улучшает условия
торговли страны за счет остального мира.
Экспортная субсидия ухудшает условия
торговли страны в пользу остального мира.
Оба инструмента торговой политики оказывают
искажающее воздействие на внутренние
цены и структуру потребления в стране,
их использующей.
Таблица 2.1.3.
Импортный тариф и экспортная субсидия
1 |
2 |
3 |
|
Импортный тариф |
Экспортная субсидия |
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке |
сокращается |
увеличивается |
Относительная цена экспорта товаров
на мировом рынке ЕС |
увеличивается |
сокращается |
Условия торговли |
улучшаются за счет других стран |
ухудшаются в пользу других стран |
Внутренняя цена импортных товаров |
увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.) |
остается прежней |
Внутренняя цена экспортных товаров |
остается прежней |
увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.) |
Внутренний спрос на экспортные товары |
остается прежним |
снижается |
Внутренний спрос на импортные товары |
снижается |
остается прежним |
2.2 Экспорт в Республике Беларусь
По некоторым
товарным позициям Беларусь играет весьма
существенную роль в мировой торговле.
Каждый третий карьерный самосвал в мире
носит марку «БелАЗ», а 7% представленных
на рынке тракторов выпущены РУП «Минский
тракторный завод». Продукция белорусского
машиностроения –– серьезный игрок на
мировой торговой площадке. Спросом зарубежных
потребителей пользуются комбайны «Гомсельмаш»,
погрузчики и спецтехника «Амкодор», грузовые
автомобили и автобусы «МАЗ», а также другая
техника.
Калийные удобрения производства ОАО
«Беларуськалий« составляют основную
статью белорусского экспорта. Предприятием
производится каждая шестая тонна калийных
удобрений на земном шаре. Продукция ОАО
«Беларуськалий» поставляется в страны Европы,
Восточной Азии, Средиземноморья, Южной
Африки, Индии, Китая, Южной и Северной
Америки.
На долю отечественных переработчиков
молока приходится около 4–5% рынка всей молочной
продукции. Доля произведенного в Беларуси
сливочного масла составляет около 8% рынка,
сыра –– 5-6%. Беларусь входит в пятерку
крупнейших поставщиков молочной продукции
в мире. К 2015 году в стране планируется
нарастить экспорт продовольствия молочных
продуктов до $7 млрд.
Расположение Беларуси на пересечении трансъевропейских транспортных
коридоров создает платформу для расширения
экспорта транспортных услуг, на долю
которых приходится более половины общего
объема экспортных услуг.
В мае 2011 года постановлением Совета Министров
Республики Беларусь утвержденаНациональная
программа развития экспорта Республики
Беларусь на 2011–2015 годы. Документ предусматривает
рост экспорта товаров и услуг в течение
этого периода в 2,2 раза и выход к 2015 году на
устойчивое положительное сальдо в размере
0,5–0,6% к ВВП.
Долю высокотехнологичной продукции
в общем объеме экспорта планируется довести
до 14-15%, долю услуг - не менее чем до 20%,
долю продукции машиностроения –– до
20,3%. Также ставится задача нарастить экспорт
сельскохозяйственной продукции не менее
чем в 2,2 раза, фармацевтической продукции
–– в 4 раза. В центре внимания останутся
вопросы развития Таможенного союза Беларуси,
России и Казахстана, дальнейшего формирования
ЕЭП с возможностью присоединения новых
членов.
Положения программы ежегодно корректируются.
За 2014 год
Экспорт товаров – 36,4 млрд. долларов,
сократился на 2,2%. Объем внешней торговли
товарами и услугами составил 87,5 млрд.
долларов и по сравнению с 2013 годом сократился
на 2,9 млрд. долларов или на 3,2%.
Экспорт товаров и услуг – 43,5 млрд. долларов,
сократился на 1,1%. Объем внешней торговли
товарами и услугами составил 87,5 млрд.
долларов и по сравнению с 2013 годом сократился
на 2,9 млрд. долларов или на 3,2%.
Динамика объемов
внешней торговли товарами Республики
Беларусь приведена в таблице 2.2.1. [17]
(млн. долларов
США)
Таблица 2.2.1
Динамика объемов
внешней торговли товарами Республики
Беларусь
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2014 в % к
2013 |
Оборот |
15 972 |
32 687 |
60 168 |
87 190 |
92 464 |
80 226 |
77 180 |
96,2 |
Экспорт |
7 326 |
15 979 |
25 284 |
41 419 |
46 060 |
37 203 |
36 392 |
97,8 |
Импорт |
8 646 |
16 708 |
34 884 |
45 771 |
46 404 |
43 023 |
40 788 |
94,8 |
Сальдо |
-1 320 |
-729 |
-9 600 |
-4 352 |
-344 |
-5 820 |
-4 396 |
|
- Особенности осуществления
внешнеторговой политики в Республике
Беларусь
3.1 Анализ состояния и
перспектив развития внешнеторговой
деятельности Республики Беларусь
Беларусь - это
малая страна с открытой экономикой. Данный
статус предопределяет высокую степень
зависимости от ВЭД прежде всего внешней
торговли. Для внешнеэкономической политики
Республики Беларусь свойственна такая
ситуация, которая находится в стадии
экономического и финансового кризиса.
По итогам 2000 года, 60% расходной части своего
бюджета Беларусь направляет на погашение
государственного внутреннего и внешнего
долга, который составил 120% к валовому
внутреннему продукту.
Правомерно
будет сделать вывод, что основой критического
состояния экономики Республики Беларусь
служат замедленные темпы структурного
реформирования, как то;
-запоздалый
процесс приватизации;
-дестабилизация
банковской системы;
-недостаточные
объемы валютных резервов;
-непривлекательность
страны для иностранного инвестирования;
-значительные
убытки от применения эмбарго в отношении
Югославии, Ливии, Ирака;
-неразрешенность
платежного кризиса и т.д.
Основными законами,
регулирующими внешнеэкономическую деятельность
в Республике Беларусь, являются законы:
"Об основах внешнеэкономической деятельности"
(принят 24.10.1990 г.), "Об иностранных инвестициях
на территории Республики Беларусь"
(14.11.1991г.), "Таможенный кодекс Республики
Беларусь" (06.01.1998 г.), "О таможенном
тарифе" (05.12.1997 г.), "Об экспортном
контроле" (06.01.1998 г.), "О мерах
по защите экономических интересов Республики
Беларусь при осуществлении внешней торговли
товарами" (02.12.1999 г.).
С 1996 г. режим
внешней торговли в Республике Беларусь
формируется под воздействием Таможенного
союза четырех стран — России, Беларуси,
Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному
союзу присоединился Таджикистан). Внутри
этого союза Беларусь развивает особо
тесное сотрудничество с Россией, на которую
в настоящее время приходится около 55 %
внешней торговли страны. Таможенный союз
призывает к полному согласованию внешних
тарифов на импорт, введению единых правил
торговли с третьими странами, а также
к отмене всех налогов на экспорт. В этих
областях с начала 1997 г. отмечается прогресс:
все внутренние тарифы на торговлю с членами
союза отменены, что привело к возникновению
зоны свободной торговли. Беларусь и Россия
практически полностью согласовали все
тарифные ставки в торговле с третьими
странами. Казахстан и Кыргызская Республика
согласовали около 50 % своих внешнеторговых
тарифов. Члены союза работают также над
проектом соглашения о создании единого
экономического пространства. С начала
1998 г. вступил в силу порядок приобретения
гражданства, обеспечения свободного
передвижения физических лиц и облегчения
перевода денежных средств.