Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.
Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.
Содержание
Введение. 1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики. 2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM). 3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь. Заключение. Литература. Приложение |
стр 3 5
14
20 34 36 38 |
Введение
Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономические проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
Как известно, двигательные механизмы немонополистической высоко развитой рыночной экономики одновременно содержат в себе элементы стагнации экономического развития. Это наблюдается, прежде всего, в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и, прежде всего, рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.
Макроэкономический же анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание объема производства при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса.
Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства
Учитывая, что основным «значительным» фактором, влияющим на экономическую деятельность субъектов экономики, являются финансы, государство использует доступные источники средств. И поэтому, составляющей частью стабилизационной политики является фискальная политика государства.
Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
В данной работе будут рассмотрены инструменты и моделирование фискальной политики (модель IS-LM) и их применение в ходе государственного регулирования рыночного хозяйства.
Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
Данная тема ввиду ее актуальности широко представлена в научной печати. Особенно следует отметить статьи Киреева Е.Ф. «Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации» в которой он анализирует основные итоги налоговой реформы в Республике Беларусь. А также статью Крылова Е. «Налоговая политика в 2010 году» в которой изучаются основные направления налоговой политики и ее результаты в Беларуси.
Поставленные задачи определили
структуру курсовой работы, которая включает
в себя введение, три главы, заключение, список использованных
источников и приложение.
1. Сущность, инструменты и
цели фискальной политики.
В настоящее время все больше внимание правительства различных стран уделяют проблемам национальных экономик и их решения с помощью государственных рычагов. Таким образом, роль государства в экономике постепенно расширяется.
Роль же государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Перечислим важнейшие из них:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действуют Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю за качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т. п.;
б) стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной ллаты, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.
Однако, этот перечень имеет поверхностный характер и, конечно же, далеко не исчерпан. Хотелось бы остановиться на важнейшей из функций – стабилизации экономики. Здесь следует выделить в первую очередь антициклическую политику, и соответственно- антиинфляционную и политику борьбы с безработицей. Это, можно сказать, самые страшные «болезни» экономики и государство может оказывать на них воздействие через: 1) свои расходы, 2) налогообложение. Манипуляции этими инструментами с целью стабилизации экономики можно определить, как фискальную политику.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов - трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Рассмотрим эти инструменты более подробно. Остановимся, прежде всего, на системе налогообложения.
Большое значение имеют принципы, на которых должно строится налогообложение:
1. Уровень налоговой ставки
2. Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
3. Обязательность уплаты налогов.
Налоговая система не должна
оставлять сомнений у
4. Система и процедура уплаты
налогов должны быть простыми,
понятными и удобными для
5. Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой
к изменяющимся общественно-
Следует, упомянуть и о категориях налогообложения.
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью).
Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.
Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:
1) необлагаемый минимум объекта налога;
2) изъятие из обложения
3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);
4) понижение налоговых ставок;
5) вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
6) налоговый кредит (отсрочка взимания
налога или уменьшение суммы
налога на определенную
Таким образом, налоговый вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит – сумму налога (так называемое налоговое обязательство).
Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения).
Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение их по мере возрастания дохода (налоговой базы).
Налогам отводится роль влияющего фактора на темпы развития экономики. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно бόльшую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. (рис.1.1). Срабатывает эффект мультипликации.
Рис.1.1. Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели.
Экономический смысл эффекта мультипликации здесь таков. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, однако это приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. Графически это можно проиллюстрировать так (рис.1.1). При понижении ставки налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Так как значение МРС в Республике Беларусь колеблется в пределах 0,8 (по оценке сотрудника Национального института гуманитарных наук Заико Л.), а ставка налога на прибыль была поэтапно снижена с 28 до 20 %, то значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2 = 20% составило бы соответственно AD1 = a + 0,8Y(1-0,28) + I = a + 0,576Y+ I и AD2 = a + 0,8Y(1-0,20) + I = a + 0,640Y + I.
Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.
Однако это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики. Автоматические стабилизаторы — это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и уменьшению его в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
Если по каким-либо причинам в экономике наступает падение инвестиционного спроса, то за ним последует падение совокупного спроса, а это через мультипликатор вызовет, в свою очередь, еще большее падение равновесного уровня ВВП. Но, как мы видим из вышеуказанного примера, такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога. Наличие налоговой ставки t на доходы уменьшает величину мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t.
Исследования известного экономиста Артура Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы госбюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов госбюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ого барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижается уровень доходы госбюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется "кривой Лаффера" (рис.1.2).
Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь