Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.
Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов , характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Таблица 3.2. – Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
|
*без учета ФСЗН
Источник: [10]
В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.3. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.
Таблица 3.3 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2001-2005 гг., %
|
Источник: [10]
Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей.
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента [10].
Следует отметить, что вторая половина 2010-х годов отмечается наступлением мирового финансового кризиса, что не смогло не повлиять на макроэкономическое развитие Республики Беларусь. Так, сокращение темпов роста ВВП Республики Беларусь начало отмечаться уже в 2007 году, достигнув минимального значения в 2009 году (таблица 3.4.). Это не могло не сказаться на результатах и направлении налогово0бюджетной политики, которая, в первую очередь была направлена на снижение налоговой нагрузки и упрощении налоговой системы страны.
Таблица 3.4. – Динамика валового внутреннего продукта Республики Беларусь за 2001-2011 г.г
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Валовой внутренний продукт: | |||||||||||
в текущих ценах, млрд. руб. |
17 173 |
26 138 |
36 565 |
49 992 |
65 067 |
79 267 |
97 165 |
129 791 |
137 442 |
164 476 |
274 282 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
104,7 |
105,0 |
107,0 |
111,4 |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,7 |
105,3 |
Источник: ВВП//Сайт белорусского статистического
комитета [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://belstat.gov.by/homep/
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки явлись основными направлениями фискальной политики Республики Беларусь на указанном этапе этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.
Работа по упрощению налоговой системы проводилась комплексно и включала в себя следующие мероприятия [4, с. 28]:
1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц [4, с. 30].
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.
В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.
Упрощенный порядок налогообложения применяется также при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.
С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом, который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.
Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы.
4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.
В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере – в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой.
В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.
Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь