Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Фиск политика в рамках модели IS LM.doc

— 877.50 Кб (Скачать файл)

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов , характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).

 

Таблица 3.2. – Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели

Ед. изм.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.*

2005 г.*

1.Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

17173,2

26138,3

36564,8

49991,8

63678,9

2.Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными  и внебюджетными фондами, без  ФСЗН)

млрд. руб.

5747,1

8636,1

12210,6

16669,1

23413,6

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

4.Уд. вес недоимки по доходам  и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)

%

2,3

2,5

2,1

1,4

1,2

5.Общая совокупная налоговая  нагрузка (централизация)

%

34,3

33,9

34,1

33,8

37,2

уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП

%

33,5

33,0

33,4

33,3

36,8

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,8

0,9

0,7

0,5

0,4



*без учета ФСЗН 

Источник: [10]

 

В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.3. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.

 

 

 

Таблица 3.3  – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2001-2005 гг., %

 

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1

Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1

Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3

Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5

Доходы от внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7

Капитальные неналоговые доходы

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1

Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18,0

Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0



Источник: [10]

 

Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей.

Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента [10].

Следует отметить, что вторая половина 2010-х годов отмечается наступлением мирового финансового кризиса, что не смогло не повлиять на макроэкономическое развитие Республики Беларусь. Так, сокращение темпов роста ВВП Республики Беларусь начало отмечаться уже в 2007 году, достигнув минимального значения в 2009 году (таблица 3.4.). Это не могло не сказаться на результатах и направлении налогово0бюджетной политики, которая, в первую очередь была направлена на снижение налоговой нагрузки и упрощении налоговой системы страны.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4. – Динамика валового внутреннего продукта Республики Беларусь за 2001-2011 г.г

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт:

в текущих ценах, млрд. руб.

17 173

26 138

36 565

49 992

65 067

79 267

97 165

129 791

137 442

164 476

274 282

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,7

105,3


Источник: ВВП//Сайт белорусского статистического комитета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross.php

 

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки явлись основными направлениями фискальной политики Республики Беларусь на указанном этапе этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

Работа по упрощению налоговой системы проводилась комплексно и включала в себя следующие мероприятия [4, с. 28]:

1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:

  • уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
  • установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
  • уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц [4, с. 30].

Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.

В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.

В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.

Упрощенный порядок налогообложения применяется также при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.

С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом, который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы.

4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.

В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере – в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой.

В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь