Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.
Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВНП, занятость, инфляцию и экономический рост.
Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т. п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада.
Что же касается практики использования автоматической фискальной политики, то наиболее полно она применялась в США администрацией президента Никсона в 1972-1974 гг. Однако автоматическая реакция налоговой системы давала весьма негативные последствия в условиях спада, когда резко увеличивался дефицит бюджета. Поэтому данная система была заменена налоговыми программами, осуществляемыми по решению правительства.
Фискальная политика Республики Беларусь направлена в первую очередь на стимулирование развития экономики и решение социальных задач. Немалая заслуга фискальной политики в обеспечении продолжительного экономического роста. Однако, особенностью 2011 года явилось то, что экономический рост отмечен на фоне высокой инфляции и девальвации белорусского рубля.
Что поставило перед фискальной политикой несколько условий. Ее реализация должна осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития экономики. Необходимо продолжить реформу налоговой системы и законодательных основ налогообложения. Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой – по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечит достаточные поступления средств в бюджет.
В тоже время необходимо усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Необходимо полностью ликвидировать бюджетные субсидии, предоставляемые отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального хозяйства с переводом части расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения.
Список литературы
Приложение А
Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь
в 2009-2011 гг.
млрд. рублей
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. ДОХОДЫ- всего |
46 740,8 |
48 754,2 |
85 608,4 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
41 304,7 |
44 874,9 |
73 445,9 |
Подоходный налог |
4 305,3 |
5 380,8 |
9 316,4 |
Налог на прибыль |
4 607,7 |
5 580,4 |
8 688,9 |
Налоги на собственность |
1 626,7 |
1 850,1 |
2 549,2 |
НДС |
12 083,1 |
16 226,4 |
26 498,5 |
Акцизы |
3 637,4 |
4 350,2 |
5 599,5 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 969,5 |
5 776,2 |
15 146,9 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
5 322,0 |
3 769,6 |
12 000,5 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
114,1 |
109,7 |
161,9 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
49 200,8 |
52 979,8 |
79 428,2 |
Общегосударственные расходы |
8 053,5 |
10 187,7 |
15 842,7 |
из них государственная инвестиционная программа |
4 994,3 |
6 033,7 |
7 530,4 |
Национальная оборона |
1 323,7 |
1 543,0 |
2 719,8 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и |
|||
обеспечение безопасности |
2 433,9 |
2 941,4 |
4 294,5 |
Национальная экономика |
16 359,9 |
12 411,7 |
15 517,2 |
Охрана окружающей среды |
396,9 |
495,9 |
557,3 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3 042,6 |
3 896,1 |
6 208,2 |
Здравоохранение |
5 354,0 |
6 462,4 |
10 382,5 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1 414,2 |
1 730,8 |
2 594,7 |
Образование |
6 767,1 |
8 341,9 |
13 711,5 |
Социальная политика |
4 055,0 |
4 968,9 |
7 599,6 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
49 200,8 |
52 979,8 |
79 428,2 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
33 059,8 |
39 428,0 |
63 847,8 |
Заработная плата |
9 257,9 |
11 531,7 |
18 616,3 |
Начисления на заработную плату |
2 470,8 |
3 078,9 |
4 991,0 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
1 069,3 |
1 110,0 |
3 296,5 |
Текущие бюджетные трансферты |
11 584,7 |
13 709,7 |
21 591,3 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
11 161,5 |
13 633,0 |
15 157,0 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
4 979,5 |
-81,2 |
423,4 |
Дефицит (профицит) |
-2 459,9 |
-4 225,6 |
6 180,2 |
Финансирование |
2 459,9 |
4 225,6 |
-6 180,2 |
Внутреннее финансирование |
-9 023,2 |
-409,8 |
-15 306,4 |
Внешнее финансирование |
11 483,1 |
4 635,4 |
9 126,3 |
Источник: [9]
Приложение Б
Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь
в 2009-2011 гг.
млрд. рублей
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. ДОХОДЫ- всего |
30 637,8 |
30 270,1 |
54 190,2 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
26 470,9 |
27 822,5 |
44 578,4 |
Налог на прибыль |
2 712,8 |
3 535,3 |
2 819,5 |
НДС |
8 198,3 |
11 784,9 |
18 701,4 |
Акцизы |
3 475,3 |
4 348,9 |
5 597,0 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической |
|||
деятельности |
7 969,5 |
5 776,2 |
15 146,9 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 167,0 |
2 433,9 |
9 611,6 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
13,8 |
од | |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
31 646,9 |
34 282,1 |
51 950,5 |
Общегосударственные расходы |
8 731,5 |
14 286,9 |
24 995,0 |
из них государственная инвестиционная программа |
1 828,8 |
1 822,0 |
2 127,6 |
трансферты бюджетам других уровней |
5 690,2 |
9 478,2 |
16 981,0 |
Национальная оборона |
1 305,5 |
1 540,0 |
2 711,5 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и |
|||
обеспечение безопасности |
2 071,7 |
2 760,2 |
4 058,2 |
Национальная экономика |
13 528,4 |
8 749,9 |
9 310,8 |
Охрана окружающей среды |
402,8 |
242,8 |
346,5 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
24,2 |
31,8 |
42,6 |
Здравоохранение |
1 164,1 |
1 344,0 |
1 957,2 |
Физическая культура, спорт, культура и средства |
|||
массовой информации |
522,3 |
578,4 |
844,0 |
Образование |
1 272,7 |
1 503,1 |
2 469,1 |
Социальная политика |
2 623,7 |
3 245,1 |
5 215,7 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
31 646,9 |
34 282,1 |
51 950,5 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
21 138,2 |
27 021,9 |
43 295,4 |
Заработная плата |
3 577,6 |
4 675,6 |
6 921,7 |
Начисления на заработную плату |
653,9 |
827,3 |
1 254,5 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
1 002,7 |
907,1 |
2 562,2 |
Текущие бюджетные трансферты |
11 928,2 |
16 733,6 |
26 308,2 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
6 217,6 |
7 038,9 |
8 197,5 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
4 291,1 |
221,4 |
457,6 |
Дефицит (профицит) |
-1 009,1 |
-4 012,0 |
2 239,6 |
Финансирование |
1 009,1 |
4 012,0 |
-2 239,6 |
Внутреннее финансирование |
-10 474,0 |
-623,4 |
-11 365,9 |
Внешнее финансирование |
11 483,1 |
4 635,4 |
9 126,3 |
Источник: [9]
Приложение В
Основные параметры местных бюджетов Республики Беларусь
в 2009-2011 гг.
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. ДОХОДЫ- всего |
21 988,2 |
27 976,5 |
48 400,1 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
14 833,9 |
17 052,2 |
28 867,5 |
Подоходный налог |
4 305,3 |
5 380,8 |
9 316,4 |
Налог на прибыль |
1 894,8 |
2 251,0 |
5 876,6 |
Налоги на собственность |
1 626,7 |
1 850,1 |
2 549,2 |
НДС |
3 884,8 |
4 441,5 |
7 797,1 |
Акцизы |
162,1 |
1,3 |
2,5 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1 155,0 |
1 336,4 |
2 389,7 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
5 999,3 23 446,4 |
9 587,9 28 367,3 |
17 142,9 43 946,4 |
Общегосударственная деятельность |
5 019,6 |
5 556,7 |
7 316,5 |
из них |
|||
государственная инвестиционная программа |
3 165,5 |
4 211,8 |
5 402,8 |
Национальная оборона |
18,2 |
3,1 |
8,4 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
362,2 |
181,2 |
236,4 |
Национальная экономика |
2 884,4 |
3 661,8 |
6 206,5 |
Охрана окружающей среды |
136,2 |
266,7 |
210,8 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3 018,4 |
3 864,3 |
6 165,6 |
Здравоохранение |
4 189,8 |
5 118,4 |
8 425,3 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
891,9 |
1 152,4 |
1 750,7 |
Образование |
5 494,4 |
6 838,8 |
11 242,4 |
Социальная политика |
1 431,3 |
1 723,8 |
2 383,9 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
23 446,4 |
28 367,3 |
43 946,4 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
17 069,4 |
20 801,4 |
35 613,2 |
Заработная плата |
5 680,2 |
6 856,1 |
11 694,7 |
Начисления на заработную плату |
1 816,9 |
2 251,7 |
3 736,4 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
66,7 |
203,2 |
735,0 |
Текущие бюджетные трансферты |
4 804,2 |
5 371,1 |
10 343,1 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
5 681,4 |
7 691,3 |
8 880,7 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
695,7 |
-125,4 |
-547,4 |
Дефицит (профицит) |
-1 458,2 |
-390,8 |
4 453,7 |
Финансирование |
1 458,2 |
390,8 |
-4 453,7 |
Внутреннее финансирование |
1 458,2 |
390,8 |
-4 453,7 |
Внешнее финансирование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь