Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Фиск политика в рамках модели IS LM.doc

— 877.50 Кб (Скачать файл)

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВНП, занятость, инфляцию и экономический рост.

Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т. п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада.

Что же касается практики использования автоматической фискальной политики, то наиболее полно она применялась в США администрацией президента Никсона в 1972-1974 гг. Однако автоматическая реакция налоговой системы давала весьма негативные последствия в условиях спада, когда резко увеличивался дефицит бюджета. Поэтому данная система была заменена налоговыми программами, осуществляемыми по решению правительства.

Фискальная политика Республики Беларусь направлена в первую очередь на стимулирование развития экономики и решение социальных задач. Немалая заслуга фискальной политики в обеспечении продолжительного экономического роста. Однако, особенностью 2011 года явилось то, что экономический рост отмечен на фоне высокой инфляции и девальвации белорусского рубля.

Что поставило перед фискальной политикой несколько условий.  Ее реализация должна осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития экономики. Необходимо продолжить реформу налоговой системы и законодательных основ налогообложения. Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой – по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечит достаточные поступления средств в бюджет.

В тоже время необходимо усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Необходимо полностью ликвидировать бюджетные субсидии, предоставляемые отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального хозяйства с переводом части расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения.

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамов, М.Д. Налоговое регулирование - эффективное средство роста   производства и борьбы с инфляцией /  М.Д. Абрамов //  ЭКО. -  2010. - № 3. -  С. 105-115
  2. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон /  В.Г. Князев[и др.] //  Финансы. -  2008. -  № 8. -  С. 30-37
  3. Дадашев, А. О стимулирующем потенциале налоговой политики /  А. Дадашев //  Экономист. -  2009. -  № 8. -  С. 45-50
  4. Киреева, Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления  и меры по их реализации /  Е.Ф. Киреева //  Белорусский экономический  журнал. -  2010. -  № 3. -  С. 26-34
  5. Крылова, Е. Налоговая политика в 2010 году /  Елена Крылова // Главный бухгалтер. -  2009. -  № 42 (ноябрь). -  С. 84-86
  6. Малис, Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса /  Н.И. Малис//  Финансы. -  2009. -  № 8. -  С. 23-26
  7. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2009 год[Электронный ресурс]/ сайт Министерства финансов Республики Беларусь Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09/ Дата доступа 06.02.12
  8. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2010 год [Электронный ресурс]/ сайт Министерства финансов Республики Беларусь Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/ Дата доступа 06.02.12
  9. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2011 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yd11.pdf  Дата доступа 06.02.12
  10. О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов за 2001-2005 гг. сайт Министерства финансов Республики Беларусь Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year05/yd05/ Дата доступа 06.02.12
  11. Об итогах работы народного хозяйства и состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 1995-2001 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year01/yd01/ Дата доступа 06.02.12
  12. Обсуждение проблем налогово-бюджетной политики: информационный  обзор /  подготовил В.М. Ким //  Финансы. -  2009. -  № 5. -  С. 43-44
  13. Полуян, В.Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования /  Владимир Николаевич Полуян, Элла АлександровнаСелицкая //  Веснiк Беларускага дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. -  2008. -  № 2. -  С. 19-22
  14. Попкова, Н.А. О бюджетном стимулировании экономического развития /       Н.А. Попкова //  Финансы. -  2010. -  № 7. -  С. 53-55.
  15. Серкибаева, К. Сущность налоговой системы и ее место в фискальной         политике государства /  К. Серкибаева //  Вестник Ассоциации         белорусских банков. -  2010. -  24 сентября (№ 36). -  С. 11-17.
  16. Смирнов, Е.Е. В интересах повышения конкурентоспособности экономики /Е.Е. Смирнов //  Аудитор. -  2008. -  № 6. -  С. 3-13
  17. Смирнов, И.Е. Приоритеты налоговой политики /  И.Е. Смирнов // Аудитор. -  2009. -  № 9. -  С. 3-8
  18. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2010 – Мн.- 582 с.
  19. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2011 – Мн.- 599 с.
  20. Хвеженко, А.В. Мировой опыт антикризисных мер в рамках налоговой и фискальной политики /  А.В. Хвеженко //  Налоги Беларуси. -  2009. -  № 39. -  С. 76-79
  21. Шулейко, О.Л. Влияние бюджетно-налоговой политики на обеспечение     устойчивости финансовой системы Республики Беларусь /  О.Л. Шулейко //       Экономика и управление. -  2009. -  № 2. -  С. 81-85.
  22. Кийко, Д Сбалансировать бюджет снижением налоговой нагрузки // Финансы, учет, аудит. – 2012. - № 3 – С.28-31

 

 

Приложение А

Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь

в 2009-2011 гг.

млрд. рублей

 

2009 год

2010 год

2011 год

1. ДОХОДЫ- всего

46 740,8

48 754,2

85 608,4

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

41 304,7

44 874,9

73 445,9

Подоходный налог

4 305,3

5 380,8

9 316,4

Налог на прибыль

4 607,7

5 580,4

8 688,9

Налоги на собственность

1 626,7

1 850,1

2 549,2

НДС

12 083,1

16 226,4

26 498,5

Акцизы

3 637,4

4 350,2

5 599,5

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7 969,5

5 776,2

15 146,9

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

5 322,0

3 769,6

12 000,5

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

114,1

109,7

161,9

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

49 200,8

52 979,8

79 428,2

Общегосударственные расходы

8 053,5

10 187,7

15 842,7

из них государственная инвестиционная программа

4 994,3

6 033,7

7 530,4

Национальная оборона

1 323,7

1 543,0

2 719,8

Судебная власть, правоохранительная деятельность и

     

обеспечение безопасности

2 433,9

2 941,4

4 294,5

Национальная экономика

16 359,9

12 411,7

15 517,2

Охрана окружающей среды

396,9

495,9

557,3

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3 042,6

3 896,1

6 208,2

Здравоохранение

5 354,0

6 462,4

10 382,5

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1 414,2

1 730,8

2 594,7

Образование

6 767,1

8 341,9

13 711,5

Социальная политика

4 055,0

4 968,9

7 599,6

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

49 200,8

52 979,8

79 428,2

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

33 059,8

39 428,0

63 847,8

Заработная плата

9 257,9

11 531,7

18 616,3

Начисления на заработную плату

2 470,8

3 078,9

4 991,0

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1 069,3

1 110,0

3 296,5

Текущие бюджетные трансферты

11 584,7

13 709,7

21 591,3

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

11 161,5

13 633,0

15 157,0

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 979,5

-81,2

423,4

Дефицит (профицит)

-2 459,9

-4 225,6

6 180,2

Финансирование

2 459,9

4 225,6

-6 180,2

Внутреннее финансирование

-9 023,2

-409,8

-15 306,4

Внешнее финансирование

11 483,1

4 635,4

9 126,3




 

 

Источник: [9]

Приложение Б

Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь

в 2009-2011 гг.

млрд. рублей

 

2009 год

2010 год

2011 год

1. ДОХОДЫ- всего

30 637,8

30 270,1

54 190,2

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

26 470,9

27 822,5

44 578,4

Налог на прибыль

2 712,8

3 535,3

2 819,5

НДС

8 198,3

11 784,9

18 701,4

Акцизы

3 475,3

4 348,9

5 597,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической

     

деятельности

7 969,5

5 776,2

15 146,9

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4 167,0

2 433,9

9 611,6

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

 

13,8

од

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

31 646,9

34 282,1

51 950,5

Общегосударственные расходы

8 731,5

14 286,9

24 995,0

из них

государственная инвестиционная программа

1 828,8

1 822,0

2 127,6

трансферты бюджетам других уровней

5 690,2

9 478,2

16 981,0

Национальная оборона

1 305,5

1 540,0

2 711,5

Судебная власть, правоохранительная деятельность и

     

обеспечение безопасности

2 071,7

2 760,2

4 058,2

Национальная экономика

13 528,4

8 749,9

9 310,8

Охрана окружающей среды

402,8

242,8

346,5

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

24,2

31,8

42,6

Здравоохранение

1 164,1

1 344,0

1 957,2

Физическая культура, спорт, культура и средства

     

массовой информации

522,3

578,4

844,0

Образование

1 272,7

1 503,1

2 469,1

Социальная политика

2 623,7

3 245,1

5 215,7

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

31 646,9

34 282,1

51 950,5

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

21 138,2

27 021,9

43 295,4

Заработная плата

3 577,6

4 675,6

6 921,7

Начисления на заработную плату

653,9

827,3

1 254,5

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1 002,7

907,1

2 562,2

Текущие бюджетные трансферты

11 928,2

16 733,6

26 308,2

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

6 217,6

7 038,9

8 197,5

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 291,1

221,4

457,6

Дефицит (профицит)

-1 009,1

-4 012,0

2 239,6

Финансирование

1 009,1

4 012,0

-2 239,6

Внутреннее финансирование

-10 474,0

-623,4

-11 365,9

Внешнее финансирование

11 483,1

4 635,4

9 126,3


 

 

Источник: [9]

Приложение В

 

Основные параметры местных бюджетов Республики Беларусь

в 2009-2011 гг.

 

2009 год

2010 год

2011 год

1. ДОХОДЫ- всего

21 988,2

27 976,5

48 400,1

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

14 833,9

17 052,2

28 867,5

Подоходный налог

4 305,3

5 380,8

9 316,4

Налог на прибыль

1 894,8

2 251,0

5 876,6

Налоги на собственность

1 626,7

1 850,1

2 549,2

НДС

3 884,8

4 441,5

7 797,1

Акцизы

162,1

1,3

2,5

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 155,0

1 336,4

2 389,7

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

5 999,3

23 446,4

9 587,9

28 367,3

17 142,9

43 946,4

Общегосударственная деятельность

5 019,6

5 556,7

7 316,5

из них

     

государственная инвестиционная программа

3 165,5

4 211,8

5 402,8

Национальная оборона

18,2

3,1

8,4

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

362,2

181,2

236,4

Национальная экономика

2 884,4

3 661,8

6 206,5

Охрана окружающей среды

136,2

266,7

210,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3 018,4

3 864,3

6 165,6

Здравоохранение

4 189,8

5 118,4

8 425,3

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

891,9

1 152,4

1 750,7

Образование

5 494,4

6 838,8

11 242,4

Социальная политика

1 431,3

1 723,8

2 383,9

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

23 446,4

28 367,3

43 946,4

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

17 069,4

20 801,4

35 613,2

Заработная плата

5 680,2

6 856,1

11 694,7

Начисления на заработную плату

1 816,9

2 251,7

3 736,4

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

66,7

203,2

735,0

Текущие бюджетные трансферты

4 804,2

5 371,1

10 343,1

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

5 681,4

7 691,3

8 880,7

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

695,7

-125,4

-547,4

Дефицит (профицит)

-1 458,2

-390,8

4 453,7

Финансирование

1 458,2

390,8

-4 453,7

Внутреннее финансирование

1 458,2

390,8

-4 453,7

Внешнее финансирование

0,0

0,0

0,0

Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь