Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Фиск политика в рамках модели IS LM.doc

— 877.50 Кб (Скачать файл)

Рис.1.2. Кривая Лаффера.

 

Для концептуального изучения влияния налоговых сборов на динамику ВВП используют налоговый мультипликатор mT. Он показывает, на сколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений Т на 1 ед. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированных или аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов. Выведем этот мультипликатор математически. В качестве начальной посылки возьмем кейнсианское равенство доходов D потреблению C и сбережениям S, которые уходят на инвестиции.

D = C + S = C+ I = MPC * Y + a + I.

Учтем, что совокупность доход D есть ВНП (Y) и введем налоговые поступления в бюджет Т, то есть возьмем в расчет располагаемый доход потребителей.

Y = MPC * (Y — T) + a + I = MPC * Y — MPC * T + a + I;

Перенесем в левую часть уравнения все слагаемые с Y:

Y — MPC * Y = — MPC * T + a + I; вынесем Y за скобку.

Y (1 — MPC) = — MPC*T + a + I; отсюда

Y = * T + ;

Множитель при Т и есть налоговый мультипликатор, показывающий влияние изменения аккордных налогов на ВВП.

Экономический смысл воздействия аккордных налогов на ВНП может быть проиллюстрирован графически (рис.1.3). При введении аккордного налога уменьшается ВВП (Y) из-за падения совокупного спроса.

Рис.1.3. Влияние аккордных налогов на динамику ВВП.

 

В рамках методологической концепции воздействия государства на экономику вырабатываются основные направления налоговой политики. Налоговая политика- это система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, включающая установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот.

Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики  могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны (госбюджета).

 Госбюджет — смета доходов  и расходов государства на  определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Госбюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны сбалансированы.

Роль госбюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью госбюджета государство способно осуществлять вмешательство в рыночные механизмы. Во-вторых, госбюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие госбюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Госбюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляется значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR),  инвестиции (I). Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют пункту G в системе национальных счетов. Социальные выплаты (трансферты) — это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов и составляет сущность фискальной политики. Она основана, таким образом, на манипулировании доходной и расходной частью госбюджета (слово "фиск" в дословном переводе означает "казна").

Выделяют дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику. Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Отличительными особенностями дискреционной фискальной политики являются прерывность временных интервалов ее применения, и сознательность применяемых мер. В периоды же экономического подъема (который, кстати, характерен для 1997 года в РБ) проводится дискреционная сдерживающаяся фискальная политика в целях торможения возможных инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления. Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры: прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.

Следует отметить, что структура доходной и расходной части госбюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в концепции фискальной политики. Баланс госбюджета можно условно представить следующим образом (схема 2):

 

 

Схема 2.

Доходы

Расходы

Налоговые поступления

Социальные выплаты (трансферты)

Акцизы

Инвестиции в экономику дотации, субсидии (инъекции)

Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг

Расходы по эмиссии казначейских ценных бумаг

Внутренний и внешний займы

Расходы на содержание аппарата управления

Доходы от таможенной деятельности

Расходы на оборону и поддержание внутреннего порядка

Доходы от пользования государственной собственностью

Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования

Доходы от разгосударствления

Погашение задолженности по кредиту

Конфискация имущества и др.

Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др.


 

Баланс госбюджета (сопоставление доходной и расходной части между собой)  может иметь положительное сальдо (профицит), когда доходы превышают расходы правительства, а также отрицательное сальдо (дефицит), когда расходы превышают доходы. В мировой практике чаще всего встречается дефицит госбюджета, в настоящий момент большинство стран сводит баланс госбюджета с дефицитом. Важно, чтобы последний не превышал 5 % от национального объема производства, в противном случае, согласно критериев МВФ, страна считается некредитоспособной, в ней наблюдается финансовая нестабильность критического уровня.

Покрывается дефицит за счет экономии финансовых средств на содержание госаппарата, выпуска государственных ценных бумаг внутреннего и внешнего займа, эмиссии денег, займов у внебюджетных фондов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют  структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит госбюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Вструкт = G — t * Yf,

где  Вструкт — структурный дефицит госбюджета;

Yf — ВВП при условии полной занятости;

t — ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом:

Вциклич = t * (Yf — Y),

где Вциклич — циклический дефицит госбюджета;

Y — фактический ВВП за данный год.

Сумма накопленных дефицитов за ряд лет за минусом бюджетных излишков составляет государственный долг. В связи с этим государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный долг  влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по сокращению  государственного долга. Можно выделить три основных концепции регулирования бюджетного дефицита:

  • концепция ежегодного балансирования;
  • концепция циклического балансирования;
  • концепция функциональных балансов.

Концепция ежегодного балансирования основана на рикардианском равенстве, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны госрасходам аналогичных периодов. При этом экономические субъекты действуют рационально и любой прирост задолженности государств воспринимают как прирост налогов в будущем, поскольку другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет. В этом случае не имеет значения, формируется прирост задолженности за счет повышения госрасходов, снижения налогов или того и другого вместе.

Концепция циклического балансирования допускает балансирование бюджета в ходе экономического цикла: дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов — сдерживать слишком высокие темпы роста экономики.

Концепция функциональных финансов рассматривает проблему сбалансированного бюджета как второстепенную, во главу угла выдвигается задача стабилизации экономического развития. При этом рост государственного долга не приведет к банкротству государства, так как государственный долг возвращать не надо, его достаточно обслуживать и рефинансировать, государство может снизить бремя государственного долга  или может повысить налоги.

Государственный долг может быть по субъектам задолженности внутренним и внешним. Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств и международным организациям. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой стороны, при его погашении приходится расплачиваться либо товарами, либо платить большие проценты. Кроме того, такой долг обычно приобретает политическую окраску

В целом же последствия накопления государственного долга приводят: для национальной экономики — к существенному сокращению возможностей экономического роста из-за высокого уровня налогообложения, для населения — сокращению роста потребления, для самого государства — к уменьшению в будущем налоговых поступлений в госбюджет из-за торможения темпов роста производства по причине высоких налогов на текущий момент.

Погашение государственного долга и процента по нему производится либо путем рефинансирования, либо путем конверсии и консолидации. Рефинансирование — это выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старого займа. Конверсия — это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместных вложениях капитала, приватизации государственной собственности. Консолидация — изменение условий займа (сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долго- и среднесрочные).

 

2. Моделирование осуществления  фискальной политики (модель IS-LM).

 

На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS–LM” (рис. 2.1).

Кривая “IS” (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Эта кривая соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента (r) и уровня реального дохода (Y), при которых рынок товаров находится в равновесии. С помощью алгебраического решения системы кейнсианских уравнений, характеризующих рынок товаров, Дж. Хикс доказал, что в графическом исполнении кривая “IS” должна быть наклонена с северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем величину ставки процента, а на оси абсцисс - уровень реального дохода (реального ВНП). Это означает, что чем меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы достичь точки равновесия.

Рис. 2.1. Общее равновесие на реальном (товарном) и денежном рынках

 

Кривая “LM” (Liquidity–Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня реального дохода (ВНП), при которых денежный рынок находится в равновесии, т.е. существует равенство спроса на деньги и их предложение. Графически кривая “LM” должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.

Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь