Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей и проблем реализации фискальной политики в РБ.
Поставленная цель достигается через решение ряда задач:
исследование сущности фискальной политики;
выявление целей и определение инструментов фискальной политики;
изучение модели IS-LM и использование ее для анализа влияния фискальной политики на экономику;
изучение различных типов фискальной политики;
анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в РБ.
Введение.
1. Сущность, инструменты и цели фискальной политики.
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
3. Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Литература.
Рис.1.2. Кривая Лаффера.
Для концептуального изучения влияния налоговых сборов на динамику ВВП используют налоговый мультипликатор mT. Он показывает, на сколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений Т на 1 ед. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированных или аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов. Выведем этот мультипликатор математически. В качестве начальной посылки возьмем кейнсианское равенство доходов D потреблению C и сбережениям S, которые уходят на инвестиции.
D = C + S = C+ I = MPC * Y + a + I.
Учтем, что совокупность доход D есть ВНП (Y) и введем налоговые поступления в бюджет Т, то есть возьмем в расчет располагаемый доход потребителей.
Y = MPC * (Y — T) + a + I = MPC * Y — MPC * T + a + I;
Перенесем в левую часть уравнения все слагаемые с Y:
Y — MPC * Y = — MPC * T + a + I; вынесем Y за скобку.
Y (1 — MPC) = — MPC*T + a + I; отсюда
Y = * T + ;
Множитель при Т и есть налоговый мультипликатор, показывающий влияние изменения аккордных налогов на ВВП.
Экономический смысл воздействия аккордных налогов на ВНП может быть проиллюстрирован графически (рис.1.3). При введении аккордного налога уменьшается ВВП (Y) из-за падения совокупного спроса.
Рис.1.3. Влияние аккордных налогов на динамику ВВП.
В рамках методологической концепции воздействия государства на экономику вырабатываются основные направления налоговой политики. Налоговая политика- это система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, включающая установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот.
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны (госбюджета).
Госбюджет — смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Госбюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны сбалансированы.
Роль госбюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью госбюджета государство способно осуществлять вмешательство в рыночные механизмы. Во-вторых, госбюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие госбюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Госбюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляется значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I). Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют пункту G в системе национальных счетов. Социальные выплаты (трансферты) — это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов и составляет сущность фискальной политики. Она основана, таким образом, на манипулировании доходной и расходной частью госбюджета (слово "фиск" в дословном переводе означает "казна").
Выделяют дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику. Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Отличительными особенностями дискреционной фискальной политики являются прерывность временных интервалов ее применения, и сознательность применяемых мер. В периоды же экономического подъема (который, кстати, характерен для 1997 года в РБ) проводится дискреционная сдерживающаяся фискальная политика в целях торможения возможных инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления. Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры: прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.
Следует отметить, что структура доходной и расходной части госбюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в концепции фискальной политики. Баланс госбюджета можно условно представить следующим образом (схема 2):
Схема 2.
Доходы |
Расходы |
Налоговые поступления |
Социальные выплаты (трансферты) |
Акцизы |
Инвестиции в экономику дотации, субсидии (инъекции) |
Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг |
Расходы по эмиссии казначейских ценных бумаг |
Внутренний и внешний займы |
Расходы на содержание аппарата управления |
Доходы от таможенной деятельности |
Расходы на оборону и поддержание внутреннего порядка |
Доходы от пользования государственной собственностью |
Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования |
Доходы от разгосударствления |
Погашение задолженности по кредиту |
Конфискация имущества и др. |
Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др. |
Баланс госбюджета (сопоставление доходной и расходной части между собой) может иметь положительное сальдо (профицит), когда доходы превышают расходы правительства, а также отрицательное сальдо (дефицит), когда расходы превышают доходы. В мировой практике чаще всего встречается дефицит госбюджета, в настоящий момент большинство стран сводит баланс госбюджета с дефицитом. Важно, чтобы последний не превышал 5 % от национального объема производства, в противном случае, согласно критериев МВФ, страна считается некредитоспособной, в ней наблюдается финансовая нестабильность критического уровня.
Покрывается дефицит за счет экономии финансовых средств на содержание госаппарата, выпуска государственных ценных бумаг внутреннего и внешнего займа, эмиссии денег, займов у внебюджетных фондов.
Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит госбюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:
Вструкт = G — t * Yf,
где Вструкт — структурный дефицит госбюджета;
Yf — ВВП при условии полной занятости;
t — ставка подоходного налога.
Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом:
Вциклич = t * (Yf — Y),
где Вциклич — циклический дефицит госбюджета;
Y — фактический ВВП за данный год.
Сумма накопленных дефицитов за ряд лет за минусом бюджетных излишков составляет государственный долг. В связи с этим государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный долг влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по сокращению государственного долга. Можно выделить три основных концепции регулирования бюджетного дефицита:
Концепция ежегодного балансирования основана на рикардианском равенстве, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны госрасходам аналогичных периодов. При этом экономические субъекты действуют рационально и любой прирост задолженности государств воспринимают как прирост налогов в будущем, поскольку другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет. В этом случае не имеет значения, формируется прирост задолженности за счет повышения госрасходов, снижения налогов или того и другого вместе.
Концепция циклического балансирования допускает балансирование бюджета в ходе экономического цикла: дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов — сдерживать слишком высокие темпы роста экономики.
Концепция функциональных финансов рассматривает проблему сбалансированного бюджета как второстепенную, во главу угла выдвигается задача стабилизации экономического развития. При этом рост государственного долга не приведет к банкротству государства, так как государственный долг возвращать не надо, его достаточно обслуживать и рефинансировать, государство может снизить бремя государственного долга или может повысить налоги.
Государственный долг может быть по субъектам задолженности внутренним и внешним. Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств и международным организациям. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой стороны, при его погашении приходится расплачиваться либо товарами, либо платить большие проценты. Кроме того, такой долг обычно приобретает политическую окраску
В целом же последствия накопления государственного долга приводят: для национальной экономики — к существенному сокращению возможностей экономического роста из-за высокого уровня налогообложения, для населения — сокращению роста потребления, для самого государства — к уменьшению в будущем налоговых поступлений в госбюджет из-за торможения темпов роста производства по причине высоких налогов на текущий момент.
Погашение государственного долга и процента по нему производится либо путем рефинансирования, либо путем конверсии и консолидации. Рефинансирование — это выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старого займа. Конверсия — это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместных вложениях капитала, приватизации государственной собственности. Консолидация — изменение условий займа (сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долго- и среднесрочные).
2. Моделирование осуществления фискальной политики (модель IS-LM).
На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS–LM” (рис. 2.1).
Кривая “IS” (Investment-Saving) характеризует равновесие в товарном (реальном) секторе хозяйства. Эта кривая соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента (r) и уровня реального дохода (Y), при которых рынок товаров находится в равновесии. С помощью алгебраического решения системы кейнсианских уравнений, характеризующих рынок товаров, Дж. Хикс доказал, что в графическом исполнении кривая “IS” должна быть наклонена с северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем величину ставки процента, а на оси абсцисс - уровень реального дохода (реального ВНП). Это означает, что чем меньше уровень реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы достичь точки равновесия.
Рис. 2.1. Общее равновесие на реальном (товарном) и денежном рынках
Кривая “LM” (Liquidity–Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня реального дохода (ВНП), при которых денежный рынок находится в равновесии, т.е. существует равенство спроса на деньги и их предложение. Графически кривая “LM” должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.
Информация о работе Особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь