Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5

1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7

1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7

1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14

1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19


1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25


1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29

1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31

1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36

2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36

2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37

2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38

2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38

2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41

3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42

3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53

Файлы: 1 файл

Исследоват М,Э.docx

— 159.99 Кб (Скачать файл)

 

Несмотря на колебания  объемов импорта и экспорта с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, достигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внешней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовыми центрами положительное сальдо внешней торговли способствует накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.

С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые  частично наметились еще в конце 80-х гг.

Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны —  члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых превышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты  в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран  Восточной Европы (бывшие члены СЭВ) на западные рынки с их более качественными  товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, а с некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внешнеэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Болгария отступили на второй план.

Преобладающее место во внешней  торговле СССР в 1991 г. заняли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с  этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь обвальным, а  торговля с США даже выросла. Объединенная Германия заняла первое место во внешней  торговле СССР. Наметился рост экономических  связей с КНР.

В статистике внешней торговли России выделяются два крупных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее зарубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в  регулировании, системе расчетов и  ценообразовании.

Во внешней торговле России преобладают индустриальные страны. Так, по данным за 2000 г., удельный вес 15 государств ЕС в обороте внешней  торговли России составил около 35 %. Если к этому показателю прибавить  другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и др.), то доля индустриальных государств превысила 50 %.

Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внешнеторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24— 25 %) был достигнут в 1993 — 1994 гг., во второй половине 90-х гг. он колебался в пределах 18 —21 %.

Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства  Центральной и Восточной Европы — бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12—13 % и имеет тенденцию  к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе — Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

Доля развивающихся стран  во внешней торговле России также  снижается (9—10 % в 1998 г.). Главные партнеры здесь — Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с  такими странами (бывшими членами  СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Один из крупнейших торговых партнеров России — Китай. Однако оборот российско-китайской торговли во второй половине 90-х гг. имел тенденцию  к снижению несмотря на важные политические и экономические договоренности на высшем уровне, которые должны были способствовать динамичному росту внешней торговли между Россией и Китаем.

Товарная структура импорта  и экспорта России соответствует  спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России.

Однако сложившаяся в 90-е гг. товарная структура внешней  торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному  и агроклиматическому потенциалам  России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности  многих российских производств и  неудач в структурной трансформации  народного хозяйства — с другой. Многие особенности товарной структуры  унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е  гг.

В экспорте России, как и  СССР в недавнем прошлом, господствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты. Удельный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся примерно на одном уровне (132 млн т нефти в 2000 г.).

В экспорте России 2-е место  занимают металлы, драгоценные камни  и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных  сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским  периодом значительно возрос экспорт  алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко  сократилось. Россия — один из четырех  главных экспортеров алюминия, один из трех — никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных  камней, то по соглашению с алмазным монополистом — фирмой «Де Бирс» эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн долл. в год.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ. Именно здесь — самое слабое место в структуре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики и «пороки» конверсии военно-промышленного комплекса.

В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. Ныне рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к торговле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2— 3,5 млрд долл. Значительное место в машинотехническом экспорте России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров  сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опасность антидемпинговых  санкций в отношении товаров  с более высокой степенью обработки.

На 1-м месте по ввозу  находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (33—36 %), высокий удельный вес котрой характерен для импорта развитых стран; он был Примерно таким же и в советский период. Однако товарная структура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились — легковые автомобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными и, за исключением автомобилестроения, сократили до минимума свое производство, не приспособившись к условиям открытой экономики. Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» (2-е место, около 26 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн т в год). В 90-е гг. централизованные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продовольственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потребительским патриотизмом» привел к определенному  вытеснению импортной продукции  и, в еще большей степени, к  перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производства соков, безалкогольных напитков и т.д., нередко под привычным российскими марками. Тем не менее агропромышленный комплекс (АПК) России остается нереформированным, восстановление многих отраслей животноводства требует длительного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место  в российском импорте (14—16 %). Высокий  удельный вес этой группы объясняется  ввозом большого количества товаров  бытовой химии, парфюмерно-косметических  товаров, фармацевтических изделий. Указанные  товары большей частью в советское  время не ввозились вообще, они  же составили сильную конкуренцию  соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров  бытовой химии, характерно импорт замещение на базе прямых иностранных инвестиций и импорта технологий.

Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского  экспорта взаимосвязаны.

Для дальнейшего развития торговли России с развитыми и  развивающимися странами за пределами  СНГ необходимо добиться полного  и безоговорочного признания России страной с рыночной экономикой,ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении России в ВТО.

Диверсификация российского  экспорта и наращивание вывоза продукции  с высокой степенью обработки  будет связано с реструктуризацией  промышленности и развитием ее конкурентоспособности  на мировом рынке производств.

    1. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России

Реформирование внешней  торговли осуществляется в общем  контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным  реформам начала 90-х гг. и проводилось  более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней  торговли и внешнеэкономической  деятельности в целом связано, в  первую очередь, с переходом к  открытой экономике и отменой  государственной монополии в  этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право государства  на осуществление внешнеэкономической  деятельности во всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило  уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государственных  внешнеторговых организаций, наряду с  ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители  экспортной продукции получили право  непосредственного выхода на внешний  рынок.

Существенное изменение  во внешнеторговой политике и регулировании  внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства  на все виды внешнеэкономических  связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента  право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности. Формирование внешнеэкономической политики, законодатель-Ной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится самостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле — внешнеторговой) политики определяются российским законодательством  следующим образом:

• обеспечение экономической  безопасности, защита экономических  интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;

• защита внутреннего рынка  и отечественного производителя  в

процессе осуществления внешнеторговых связей;

• заключение международных  договоров в области внешних  экономических связей и участие  в деятельности международных экономических  организаций с целью создания наиболее благоприятных условий  для экономического развития страны.

Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика