Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5

1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7

1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7

1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14

1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19


1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25


1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29

1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31

1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36

2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36

2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37

2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38

2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38

2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41

3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42

3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53

Файлы: 1 файл

Исследоват М,Э.docx

— 159.99 Кб (Скачать файл)

Особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место  жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место  жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных  договорах РФ с сопредельными  государствами, исключительно для  удовлетворения местных нужд в отношении  товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также  товаров, предназначенных для потребления  в пределах существующей приграничной территории.

 

3.2.1 Регулирование  экспорта

 

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К  товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или  технические характеристики товаров.

Государственное регулирование  экспорта и основные направления  государственной поддержки экспорта промышленной продукции.

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние  годы, развивающихся стран, в которых  создана развитая система государственной  поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров  на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной  и наукоемкой продукции в общем  объеме российского экспорта разработана  система мер государственной  поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование  торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Среди мер государственной  поддержки экспорта промышленной продукции  особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку  политики в вопросах содействия экспорту.

Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее  – Департамент) осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.

В этой связи Департамент:

Обеспечивает координацию  взаимодействия российских участников ВЭД с аппаратом торговых представителей Российской Федерации за рубежом  в части содействия в продвижении  продукции, услуг и технологий российских производителей и разработчиков.

Осуществляет содействие аппарату торговых представителей Российской Федерации за рубежом в поиске потенциальных российских партнеров  для зарубежных предприятий, обращающихся за содействием в налаживании  сотрудничества с российскими деловыми кругами.

По запросам российских участников ВЭД совместно с аппаратом  торговых представителей за рубежом  подготавливает аналитическую информацию об иностранных компаниях, с учетом практики торгово-экономических отношений  этих компаний с российскими организациями.

Осуществляет подготовку комфортных писем, вербальных и личных нот по запросам заинтересованных российских экспортно-ориентированных компаний, участвующих в международных  тендерах и конкурсах за рубежом, поставляющих продукцию или оказывающих  услуги для иностранных покупателей.

Содействует в создании информационных баз с целью систематизации предложений  экспортно-ориентированной продукции  отечественных производителей, спроса на продукцию отечественных производителей за рубежом.

Формирует перечни продукции  и услуг, перспективных для продвижения  на зарубежных рынках, с учетом региональной специализации российских экспортеров, на основании обращений в Министерство российских экспортно-ориентированных  компаний.

Осуществляет анализ информационно-аналитических  материалов о проводимых за рубежом  международных тендерах и конкурсах  и информирует заинтересованных участников ВЭД.

Вносит предложения в  части торгово-экономических мероприятий  в рамках проведения Года России в  странах - перспективных в качестве рынка сбыта для российской конкурентоспособной  продукции.

Координирует работу Уполномоченных Минэкономразвития России по обеспечению  выполнения ими задач и функций  в сфере организационной и  информационной поддержки экспорта российских товаров и услуг, установленных Положением об Уполномоченных Министерства.

Организует семинары и  круглые столы с участием региональных экспортно-ориентированных предприятий  и органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся  вопросы регулирования внешнеторговой деятельности и содействия экспорту.

Обеспечивает регулярное обновление каталога Министерства «Российский  экспорт: продукция и технологии»  и вносит предложение по выпуску  дополнительных тиражей издания.

Осуществляет подготовку и проведение ежегодного конкурса «Лучший  российский экспортер года».

Оказывает организационное  содействие устроителям выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации, через аппарат торговых представителей за рубежом информирует о проводимых мероприятиях заинтересованные иностранные компании и организации.

 

3.2.2 Регулирования  импорта

 

Импорт – ввоз товаров  в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе определены основные понятия внешнеторговой политики, определены ее виды, механизмы регулирования.

В курсовой работе проанализирована внешнеторговая политика России на современном этапе рассмотрены тенденции и факторы развития внешнеторговой политики.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов  и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой  страны. Поэтому управление и регулирование  этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической  политикой, которая во многом зависит  от состояния платежного баланса  страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления  внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства  и его органов по определению  режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим  регуляторам.

Таможенный тариф - это  систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных  мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане  оказания влияния на структуру, объем  и географическое направление импорта  и экспорта значительно выше, чем  у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование  включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической  политики, которые можно разделить  на две группы. К первой относятся  внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с  целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, так  называемые добровольные ограничения  экспорта, компенсационные сборы, системы  минимальных импортных цен и  т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического  характера - унификация и снижение импортных  пошлин, активизация переговорного  процесса по присоединению России к  ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную  основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. Д-ра экон.наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономист, 2004.- 896 c.
  2. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / [ Б.М. Смитиенко, В.К Поспелов, С.В Карпова и др.] ; под ред. Б.М Смитиенко, В.К Поспелова.-4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -304 с.
  3. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учебн. Пособие под ред. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. - М., 2001
  4. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С.28-41 
  5. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003
  6. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

 

 

 


Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика