Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5
1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7
1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7
1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14
1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19
1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25
1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29
1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31
1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36
2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36
2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37
2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38
2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38
2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41
3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42
3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53
В него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Средневзвешенная цена на экспортные товары России в страны СНГ, как правило, ниже, чем в страны «дальнего зарубежья», а цена на ввозимые из стран СНГ товары — выше;
• во-вторых, Россия должна будет отменить вывозные пошлины на российские энергоносители, поступающие прежде всего в Украину, а также и в другие республики за рамками Таможенного союза. Существуют противоречия по вопросам взимания НДС и акцизов.
В вопросах создания зоны свободной торговли Россия выступает не за ее немедленное формальное провозглашение, а за дальнейшие переговоры по этой проблеме со всеми странами СНГ и, во всяком случае, за договоренности по ряду изъятий из режима свободной торговли.
Развитие торговли России
со странами СНГ тормозится не только
нерешенными вопросами
Другая не менее серьезная проблема — задолженность ряда стран СНГ России. К началу 2000 г., по данным Внешэкономбанка, она составляла 8,2 млрд долл.
Основная часть этого долга (больше половины) приходится на долю Украины, которая была и остается важнейшим внешнеторговым партнером России. Несмотря на это наибольшие противоречия во взаимной торговле со странами СНГ у России именно с Украиной, которая высказывает, в то же время, большую заинтересованность в создании зоны свободной торговли.
Несмотря на существующие сложности торговля России со странами СНГ имеет хорошие перспективы при прагматических подходах и реальном учете российских интересов. Вместе с тем формирование единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и СНГ в целом остается актуальной задачей.
Российское законодательство,
регулирующее внешнеторговую Деятельность,
наряду с защитными мерами в отношении
национального рынка и
В поддержке и стимулировании
экспортеров взаимодействуют
В целом разработка государственной
политики поощрения экспорта и развития
экспортного производства, соответствующей
научно-техническому кадровому и
производственному потенциалу России,
находится в начальной стадии.
Федеральный закон «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»
в специальном разделе
Фактически такая программа была разработана только один раз. В ней, в частности, было предусмотрено наращивание в 2 раза обьемов вывоза машино-технической продукции, главным образом за счет реализации крупных инвестиционных проектов за рубежом. Впервые рассматривалось в качестве составной части национальной экспортной стратегии выделение средств на поддержку экспорта в размере 0,3 — 0,35 % объема валового продукта. Однако программа не была выполнена из-за нехватки бюджетных средств.
Формирование системы
поддержи экспорта тесно связано
с необходимостью модернизации экспортного
потенциала страны. С точки зрения
поощрения экспорта неотложной задачей
представляется выделение приоритетных
экспортно-ориентированных
Известно, что ведущую
роль в экспорте России занимают отрасли
топливно-энергетического
По иному стоит вопрос
о поддержке экспортного
В этой группе отраслей производство
экспортной продукции могло бы стимулироваться
помимо размещения государственных
заказов предоставлением
В мировой практике главными
инструментами продвижения
В России система долгосрочного кредитования экспорта и страхования внешнеторговых рисков только складывается. В частности, создан Российский экспортно-импортный банк (Росэксим-банк), которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени.
Образовано Российское экспортно-импортное страховое общество, контрольный пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.
Важное место в
С 2000 г. Россия вступила в новый этап экономического и политического развития. Достигнута определенная экономическая стабилизация и начался экономический рост. Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности РФ, разрабатывается новая долгосрочная концепция экономического развития, принят краткосрочный план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики. Опубликована также представленная МИД РФ Концепция внешней политики РФ со специальным разделом «Международные экономические отношения». В этих документах содержится целый блок задач, касающихся регулирования внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, политики:
• создание общих благоприятных условий для интеграции российской экономики в общую систему мирохозяйственных связей;
• расширение доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;
• обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития страны (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
• эффективный уровень
защиты внутреннего рынка и
• повышение эффективности
государственной поддержки
Правительство РФ подтверждает необходимость завершения переговоров о присоединении России к ВТО.
Россия должна на равноправных
началах участвовать в новом
раунде многосторонних переговоров
и выработке его решений, чтобы
устранить дискриминацию
Правительство РФ намерено привести законодательство страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, признает необходимость снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов.
В данном контексте следует
рассматривать и серьезные
2 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Имея почти150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997г. cоставила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами –членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.
Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В нем сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта.
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика