Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5

1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7

1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7

1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14

1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19


1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25


1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29

1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31

1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36

2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36

2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37

2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38

2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38

2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41

3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42

3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53

Файлы: 1 файл

Исследоват М,Э.docx

— 159.99 Кб (Скачать файл)

В него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Средневзвешенная цена на экспортные товары России в страны СНГ, как правило, ниже, чем в страны «дальнего зарубежья», а цена на ввозимые из стран СНГ товары —  выше;

• во-вторых, Россия должна будет отменить вывозные пошлины  на российские энергоносители, поступающие прежде всего в Украину, а также и в другие республики за рамками Таможенного союза. Существуют противоречия по вопросам взимания НДС и акцизов.

В вопросах создания зоны свободной  торговли Россия выступает не за ее немедленное формальное провозглашение, а за дальнейшие переговоры по этой проблеме со всеми странами СНГ и, во всяком случае, за договоренности по ряду изъятий из режима свободной  торговли.

Развитие торговли России со странами СНГ тормозится не только нерешенными вопросами внешнеторгового  регулирования. Сложнейшая проблема —  неупорядоченность платежно-расчетных  отношений. В настоящее время  расчеты осуществляются, кроме бартерных  сделок, в долларах США, евро, российских рублях и других национальных валютах. Попытки создать международную  клиринговую систему не увенчались успехом. Нестабильность и неопределенность в расчетах снижают эффективность  экспортно-импортных операций.

Другая не менее серьезная  проблема — задолженность ряда стран  СНГ России. К началу 2000 г., по данным Внешэкономбанка, она составляла 8,2 млрд долл.

Основная часть этого  долга (больше половины) приходится на долю Украины, которая была и остается важнейшим внешнеторговым партнером  России. Несмотря на это наибольшие противоречия во взаимной торговле со странами СНГ у России именно с  Украиной, которая высказывает, в  то же время, большую заинтересованность в создании зоны свободной торговли.

Несмотря на существующие сложности торговля России со странами СНГ имеет хорошие перспективы при прагматических подходах и реальном учете российских интересов. Вместе с тем формирование единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и СНГ в целом остается актуальной задачей.

 

    1. Государственное стимулирование экспорта

 

Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую Деятельность, наряду с защитными мерами в отношении  национального рынка и отечественных  производителей предусматривает и  государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности путем  стимулирования экспорта.

В поддержке и стимулировании экспортеров взаимодействуют государственные  и коммерческие структуры, причем роль государства особенно велика в создании благоприятных условий экспорта сложной машинотехнической продукции, в том числе комплектного оборудования, проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики, а с другой — как составную часть внешней политики.

В целом разработка государственной  политики поощрения экспорта и развития экспортного производства, соответствующей  научно-техническому кадровому и  производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Федеральный закон «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  в специальном разделе предусматривает  ежегодное составление федеральной  программы развития внешнеторговой деятельности, а также региональных программ.

Фактически такая программа  была разработана только один раз. В  ней, в частности, было предусмотрено  наращивание в 2 раза обьемов вывоза машино-технической продукции, главным образом за счет реализации крупных инвестиционных проектов за рубежом. Впервые рассматривалось в качестве составной части национальной экспортной стратегии выделение средств на поддержку экспорта в размере 0,3 — 0,35 % объема валового продукта. Однако программа не была выполнена из-за нехватки бюджетных средств.

Формирование системы  поддержи экспорта тесно связано  с необходимостью модернизации экспортного  потенциала страны. С точки зрения поощрения экспорта неотложной задачей  представляется выделение приоритетных экспортно-ориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует  и мировой практике.

Известно, что ведущую  роль в экспорте России занимают отрасли  топливно-энергетического комплекса, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность российской нефти и природного газа на мировом  рынке несомненна. Государственная  поддержка топливно-энергетического  комплекса лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе  продукции.

По иному стоит вопрос о поддержке экспортного потенциала машиностроения, особенно предприятий  военно-промышленного комплекса, которые  приватизированы в наименьшей степени, больше других отраслей зависят от государственных заказов и, соответственно, сильнее всего пострадали от их сокращения, неполной и несвоевременной оплаты.

В этой группе отраслей производство экспортной продукции могло бы стимулироваться  помимо размещения государственных  заказов предоставлением государственных  кредитов, гарантий по привлекаемым предприятиями  иностранных кредитов (там, где возможно), выделением беспроцентных ссуд на технологическое  обновление, финансовым участием государства  в расширении выпуска экспортной продукции, не исключая и прямых государственных субсидий.

В мировой практике главными инструментами продвижения экспорта является его кредитование, в том  числе льготное, а также страхование  и гарантирование экспортных кредитов со стороны частных институтов.

В России система долгосрочного  кредитования экспорта и страхования  внешнеторговых рисков только складывается. В частности, создан Российский экспортно-импортный  банк (Росэксим-банк), которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени.

Образовано Российское экспортно-импортное  страховое общество, контрольный  пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.

Важное место в государственной  поддержке экспорта занимает создание системы внешнеторговой информации, информационно-аналитического и экспертного  сопровождения российских экспортеров. Государство, в том числе и  на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по презентации и  продвижению российских товаров  на новые рынки, например в страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), и возвращению  на потерянные рынки стран Восточной  и Центральной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и других стран. Поддерживается активность российских фирм по участию  в тендерах на осуществление крупных  инвестиционных проектов, в том числе  на модернизацию и достройку предприятий, созданных или начатых с участием СССР. В этом же направлении действуют  соглашения по поставкам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных  выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией и усилия российских фирм, даже при государственной  поддержке, далеко не всегда завершаются  заключением сделок.

 

    1.  Новые тенденции в регулировании внешней торговли России

 

С 2000 г. Россия вступила в  новый этап экономического и политического  развития. Достигнута определенная экономическая стабилизация и начался экономический рост. Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности РФ, разрабатывается новая долгосрочная концепция экономического развития, принят краткосрочный план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики. Опубликована также представленная МИД РФ Концепция внешней политики РФ со специальным разделом «Международные экономические отношения». В этих документах содержится целый блок задач, касающихся регулирования внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, политики:

• создание общих благоприятных  условий для интеграции российской экономики в общую систему  мирохозяйственных связей;

• расширение доступа российских товаров и услуг на мировые  рынки;

• обеспечение доступа  к международным ресурсам, имеющим  стратегическое значение для экономического развития страны (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации  отсутствует или ограничено);

• эффективный уровень  защиты внутреннего рынка и отечественных  производителей в условиях дальнейшей либерализации внешней торговли;

• повышение эффективности  государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной  стоимостью, включая экспортные субсидии и другие формы поддержки экспортеров.

Правительство РФ подтверждает необходимость завершения переговоров  о присоединении России к ВТО.

Россия должна на равноправных началах участвовать в новом  раунде многосторонних переговоров  и выработке его решений, чтобы  устранить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Правительство РФ намерено привести законодательство страны в  соответствие с требованиями ВТО, включая  процедуры разрешения споров и порядок  применения нетарифных ограничений  и защитных мер, признает необходимость  снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов.

В данном контексте следует  рассматривать и серьезные изменения, внесенные в действующий таможенный тариф Российской Федерации в  начале 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ

 

    1.  Место внешней торговли в экономике России

 

Имея почти150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997г. cоставила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами –членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в  мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

 

    1. Структура внешней торговли России

 

 

  Структура российской внешней торговли и ранее  была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.   

Существенные изменения  произошли в товарной структуре  российского импорта. В нем сократилась  доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта.

 

    1. Конкурентные преимущества и слабые стороны России

 

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

 

    1.  Перспективы развития внешней торговли России

 

С учетом конкурентных преимуществ  и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы  развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут  оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и  на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и  др.

Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика