Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5
1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7
1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7
1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14
1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19
1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25
1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29
1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31
1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36
2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36
2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37
2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38
2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38
2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41
3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42
3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53
В 90-е гг. постепенно создается
правовая основа внешней торговли,
предпринимаются попытки
собственности.
Важнейшие Федеральные законы, составившие к 2000 г. основу российского законодательства во внешней торговле, следующие:
• «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1;
• «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1;
• «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 159-ФЗ;
• «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ, а также Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1.
Федеральный закон «О таможенном
тарифе» содержит основы государственного
регулирования внутреннего
Ввозная пошлина исчисляется
на основе таможенной стоимости товара,
по которой рассчитываются также
налоги на ввозимые товары, таможенные
сборы и штрафы, ведется таможенная
статистика. Таможенная стоимость определяется
импортером (декларантом), и проверяется
таможней, оформляющей груз. Таможня
решает вопрос о величине пошлины
на основе документов декларанта либо
собственной ценовой
Таможенная стоимость определяется шестью методами, главные из которых — расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.
К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.
Таможенный тариф включает код товара, название товара, ставку (ставки) таможенной пошлины.
В России преобладают адвалорные
ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное
распространение имеют
Таможенный кодекс РФ —
это обширный и детализированный
законодательный акт, который содержит
правовые, экономические и
В Федеральном законе «О
государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» сформулированы
основные направления, принципы и организационные
основы внешней торговли России. Внешнеторговая
деятельность рассматривается как
предпринимательская
Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:
• российские юридические лица;
• российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
• иностранные юридические лица и организации в иной форме;
• иностранные физические лица;
• Российская Федерация;
• субъекты Российской Федерации;
• муниципальные образования.
При этом иностранные лица
осуществляют свою внешнеторговую деятельность
в России в соответствии с российским
законодательством. Непосредственное
участие государства и
Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом.
1. Внешнеторговые фирмы
разных форм собственности (
2. Государственные
3. Участники неорганизованной
мелкооптовой торговли («челноки»).
Сотни тысяч «челноков» в
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.
Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными категориями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вывоз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.
Законы и другие нормативные
акты, принятые во второй половине 90-х
гг. способствовали усилению государственного
регулирования внешней торговли
по направлениям экспортного и валютного
контроля, защиты внутреннего рынка
и национального производителя.
Более гибко используя
В государственном регулировании
внешней торговли России используются
все общепринятые в мировой практике
методы и инструменты таможенно-
Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные границы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают только границы с Белоруссией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Казахстаном, где таможенная граница только оборудуется.
С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, подлежат таможенному оформлению. Это относится и к странам — членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т. д. Только оформление транзитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.
Таможенные органы совмещают
фискальные (взимание таможенных пошлин
и таможенных сборов), контрольные
и правоохранительные функции. В
исполнении фискальной и контрольной
функций таможенная служба сотрудничает
с налоговыми органами и Министерством
финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла
функция валютного и
При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета. Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.
Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ГТК России), 7 территориальных таможенных управлений, таможни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.
Таможенная служба контролирует
движение через таможенную границу
товаров, движимого имущества и
услуг. При взимании пошлин она руководствуется
Товарной номенклатурой
ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 раздела, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:
01. Живые животные.
02. Мясо и пищевые мясные субпродукты.
10. Зерновые хлеба.
30. Фармацевтические товары.
39. Пластмассы и изделия из них.
72. Черные металлы и изделия из них.
84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.
97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.
Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-знач-ный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.
Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввозной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднократно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продовольствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема — затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров.
Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отделочные строительные материалы и т. д.).
Ныне действующий таможенный тариф утвержден постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в действие с 1 апреля 2000 г.
Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяснилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни защиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.
Слишком высокие ставки и значительные различия ввозных пошлин внутри групп ТН ВЭД и между близкими группами привели к расцвету так называемого серого импорта, фактически контрабанды, по недостоверным таможенным декларациям и заниженной таможенной стоимости. Широко известны такого рода операции при ввозе куриного мяса под видом индюшатины, дорогой мебели под видом древесно-стружечных плит, декларирование цветов как зелени, а телевизоров как бытовых товаров или комплектующих изделий с низкими ставками ввозных пошлин.
Высокие ввозные пошлины
отрицательно влияли на покупательную
способность населения и
Изменения в Таможенном тарифе с начала 2001 г. коснулись примерно трети всех товарных позиций. В результате общего снижения ввозных пошлин их средневзвешенная ставка составила 10— 11 %. Это в 2,5 раза выше, чем средневзвешенная ставка импортных пошлин для членов ВТО в 2000 г., но существенно ниже сложившейся в России к 2000 г. ставки 13—15 %.
Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика