Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5

1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7

1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7

1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14

1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19


1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25


1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29

1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31

1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36

2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36

2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37

2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38

2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38

2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41

3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42

3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53

Файлы: 1 файл

Исследоват М,Э.docx

— 159.99 Кб (Скачать файл)

В 90-е гг. постепенно создается  правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны  основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, включая  таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм

собственности.

Важнейшие Федеральные законы, составившие к 2000 г. основу российского  законодательства во внешней торговле, следующие:

• «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 9 октября 1992г. №3615-1;

• «О таможенном тарифе»  от 21 мая 1993 г. № 5003-1;

• «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 159-ФЗ;

• «О мерах по защите экономических  интересов РФ при осуществлении  внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ, а также Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1.

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка  при его взаимодействии с мировым  рынком. В нем даются определения  таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины  с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Ввозная пошлина исчисляется  на основе таможенной стоимости товара, по которой рассчитываются также  налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), и проверяется  таможней, оформляющей груз. Таможня  решает вопрос о величине пошлины  на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.

Таможенная стоимость  определяется шестью методами, главные  из которых — расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.

К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все  товары) и акцизы, которые взимаются  только с подакцизных товаров.

Таможенный тариф включает код товара, название товара, ставку (ставки) таможенной пошлины.

В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.

Таможенный кодекс РФ —  это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного  оформления и таможенного контроля. Ответственность за нарушения таможенных правил также предусмотрена специальными разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает также правила  ведения таможенной статистики и  товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности.

В Федеральном законе «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные  основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как  предпринимательская деятельность в области международного обмена Поварами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Под товаром понимается любое  движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

• российские юридические  лица;

• российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

• иностранные юридические  лица и организации в иной форме;

• иностранные физические лица;

• Российская Федерация;

• субъекты Российской Федерации;

• муниципальные образования.

При этом иностранные лица осуществляют свою внешнеторговую деятельность в России в соответствии с российским законодательством. Непосредственное участие государства и муниципальных  образований во внешнеторговой деятельности регулируется законами и другими  правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и находятся под  защитой государства.

Состав участников внешней  торговли России реально выглядит следующим  образом.

1. Внешнеторговые фирмы  разных форм собственности (порядка  650 тыс.), которые выступают главными  субъектами внешнеторговых связей  и обеспечивают основной (порядка  80 %) объем экспортно-импортных операций.

2. Государственные внешнеторговые  организации — правопреемники  общесоюзных внешнеторговых объединений  и вновь созданные, имеющие  статус федеральных государственных  унитарных предприятий. Они действуют  в сфере торговли оружием и  военно-технического сотрудничества  в целом. Кроме того, сохраняется  их роль в поставках российского  оборудования и других инвестиционных  товаров по межгосударственным  соглашениям.

3. Участники неорганизованной  мелкооптовой торговли («челноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном  поставляют потребительские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний  рынок из Турции, Китая, ОАЭ  и других стран, продовольственные  товары (включая фрукты и овощи)  — из стран СНГ. Хотя их  количество сокращается, но в 2000 г. их доля в обороте внешней торговли составила более 8 %.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.

Основные методы регулирования  внешнеторговой деятельности носят  экономический характер. В то же время не исключаются государственная  монополия на торговлю определенными  категориями товаров, ограничения  и временные запреты на ввоз и вывоз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Законы и другие нормативные  акты, принятые во второй половине 90-х  гг. способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного  контроля, защиты внутреннего рынка  и национального производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и  направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

 

    1.  Тарифное регулирование внешней торговли

 

В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования и нетарифных ограничений.

Российская Федерация  как самостоятельный субъект  мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную  и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и  КНДР. Вместе с тем таможенные границы  с новыми независимыми государствами  необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного  контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают только границы с Белоруссией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Казахстаном, где таможенная граница только оборудуется.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые  из России, подлежат таможенному оформлению. Это относится и к странам  — членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т. д. Только оформление транзитных перевозок в  пределах СНГ (например, из Узбекистана  в Белоруссию или из Украины в  Казахстан) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают  фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные  и правоохранительные функции. В  исполнении фискальной и контрольной  функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством  финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного  контроля.

При современном экономическом  положении России особое значение приобрела  фискальная функция. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части  федерального бюджета. Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.

Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный  таможенный комитет (ГТК России), 7 территориальных  таможенных управлений, таможни и  таможенные посты. Общая протяженность  охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.

Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу  товаров, движимого имущества и  услуг. При взимании пошлин она руководствуется  Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД). Единообразная классификация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД СНГ.

ТН ВЭД включает 97 групп  товаров, объединенных в 24 раздела, и  имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:

01. Живые животные.

02. Мясо и пищевые мясные  субпродукты.

10. Зерновые хлеба.

30. Фармацевтические товары.

39. Пластмассы и изделия  из них.

72. Черные металлы и  изделия из них.

84. Реакторы ядерные, котлы,  оборудование и механические  приспособления.

97. Произведения искусства,  предметы коллекционирования и  антиквариат.

Внутри товарных групп  каждая товарная позиция имеет 10-знач-ный  код, которым и руководствуется  таможенник при контроле за прохождением товара.

Ввозной (импортный) тариф  и ввозные (импортные) пошлины. Ввозной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднократно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продовольствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема — затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров.

Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция  к росту ввозных пошлин, в том  числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло  сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отделочные строительные материалы и т. д.).

Ныне действующий таможенный тариф утвержден постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в действие с 1 апреля 2000 г.

Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти  сразу стал в повестку дня. На новом  этапе развития выяснилось, что высокие  ставки ввозных таможенных пошлин вовсе  не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных  поступлений, ни защиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.

Слишком высокие ставки и  значительные различия ввозных пошлин внутри групп ТН ВЭД и между  близкими группами привели к расцвету так называемого серого импорта, фактически контрабанды, по недостоверным  таможенным декларациям и заниженной таможенной стоимости. Широко известны такого рода операции при ввозе куриного мяса под видом индюшатины, дорогой мебели под видом древесно-стружечных плит, декларирование цветов как зелени, а телевизоров как бытовых товаров или комплектующих изделий с низкими ставками ввозных пошлин.

Высокие ввозные пошлины  отрицательно влияли на покупательную  способность населения и формирование конкурентной среды на российском рынке  потребительских товаров. Кроме  того, переговоры о вступлении России в ВТО требовали изменения  ставок ввозных пошлин в сторону  их снижения.

Изменения в Таможенном тарифе с начала 2001 г. коснулись примерно трети всех товарных позиций. В результате общего снижения ввозных пошлин их средневзвешенная ставка составила 10— 11 %. Это в 2,5 раза выше, чем средневзвешенная ставка импортных пошлин для членов ВТО в 2000 г., но существенно ниже сложившейся  в России к 2000 г. ставки 13—15 %.

Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика