Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5

1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7

1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7

1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14

1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19


1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25


1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29

1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31

1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36

2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36

2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37

2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38

2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38

2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41

3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42

3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53

Файлы: 1 файл

Исследоват М,Э.docx

— 159.99 Кб (Скачать файл)

Имеются возможности для  стабилизации и расширения традиционного  машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы  для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано  с конверсией и коммерциализацией  предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических  технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров -- машин и оборудования.

 

    1. Анализ внешней торговли России за 2005-2010 гг.

 

В 2005 г. внешнеэкономический  комплекс оставался динамично развивающимся  сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое  и социальное развитие. В силу сочетания  ряда благоприятных внутренних и  внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2005 году увеличивался высокими темпами.

В 2005 г. внешнеторговый оборот РФ составил 369,2 млрд долл. США. Экспорт в 2005 г. превысил импорт в 1,9 раз.

В 2006 г. продолжились тенденции  прошлого года, поскольку сохранилась  благоприятная ценовая конъюнктура  на мировых рынках. Внешнеторговый оборот РФ составил 467,8 млрд долл. США, что на 26,7% больше, чем в 2005 г. В 2007 г. внешнеторговый оборот РФ составил 577,9 млрд долл. США.. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 300, 6 млрд долл. США, что на 57% больше, чем импорт. Со странами СНГ экспорт составил 53,8 млрд долл. США, импорт – 31,8 млрд долл. США.

 По итогам экспорта 2007 г. и 2008 г. большую часть  занимают металлы и минеральные  продукты. Экспорт по металлам  и минеральным продуктам в  2008 г. на 2,1 % больше чем в 2007г.

По импорту первое место  занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт по машинам, оборудованию и транспортным средствам в 2008 г. на 1,8 % больше чем в 2007 г.

Самые высокие показатели внешней торговли были в 2008 г. Внешнеторговый оборот составил 763,5 млрд долл. США, что на 107% больше по отношению к 2005 г.

 

Рисунок 1 – Динамика экспорта и импорта РФ в процентах

В 2009 г. внешняя торговля пошла на спад из-за финансово –  экономического кризиса. Специфическим  фактором в развитии кризиса в  России являлось наличие значительного  внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долл. США на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом золотовалютных резервов России. Произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 %. Также негативным фактором для России, как нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 г. цен на нефть. Кризис привел к сильнейшему спаду производства. Внешнеторговый оборот составил 495,8 млрд долл. США. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 256 млрд долл. США, импорт – 167,7 млрд долл. США.

Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 648,4 млрд долл. США, что на 30% больше, чем в 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка  или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры  и направлений товарных потоков.

Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм  и свободная торговля (либерализм).

Различные стадии мирового экономического развития характеризовались  превалированием одной из этих моделей  внешнеторговой политики.

В период первоначального  накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными  темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл  прогрессивную роль, способствуя  быстрому росту промышленности и  развитию экономики в целом.

После промышленного переворота Англия стала «промышленной мастерской мира» и могла не опасаться  иностранной конкуренции. Это побудило английских промышленников отказаться от протекционизма и перейти к  свободной торговле. Вслед за Англией  в 50–60-е гг. XIX века поворот от протекционизма к свободной торговле стал совершаться  и в других странах.

В начале XX века внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий уже другой характер и  значение. Товары облагались высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а  с целью воспрепятствовать доступу  иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку  своей промышленности и монопольно высокие цены.

После Второй мировой войны  эволюция внешнеторговой политики происходила  под воздействием растущей интернационализации  хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, либерализации  рынков, повышения роли международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.

3.1 Внешнеэкономические связи России

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное  развитие меж­дународных экономических отношений (МЭО). Происходит рас­ширение и углубление экономических отношений между стра­нами, группами стран, экономическими группировками, отдель­ными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестра­ивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернациона­лизации финансово-экономических связей, глобализации мирово­го хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении ре­гиональных международных структур.

Характерно, что все эти  процессы взаимодействия, сближе­ния, сотрудничества носят противоречивый, диалектический ха­рактер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяй­ства, открытости национальных экономик, углублению между­народного разделения труда.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от миро­вых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени пере­хода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление стабильного  политического режима.

2. Развитие и совершенствование  рыночного механизма хо­зяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение  и эффективное использование  ино­странных инвестиций путем создания благоприятного инвести­ционного климата, соответственно требованиям открытой эко­номики с российской спецификой.

4. Проведение активной  внешнеторговой политики, сочетаю­щей  экспертно ориентированность производства  с импорта замещением.

5. Стимулирование экономического  развития по пути научно-технического  прогресса. 

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом спе­цифических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе междуна­родных экономических отношений.

К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую  базу.

2. Высокую степень обеспеченности  сырьем и энергоресурса­ми, их  относительную дешевизну. 

3. Высокий кадровый потенциал,  в особенности в сфере точ­ных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других

квалифицированных специалистов.

4. Достаточно высокий  показатель «индекса человеческого  развития». Он учитывает ВВП  на душу населения, ожидаемую  продолжительность жизни и уровень  образования. 

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который  может быть нанесен российской экономике  в результате действия факторов мировой  хозяйственной конъюнктуры, междуна­родной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов  на мировых рынках.

 

3.2 Единство регулирования

 

В целях регулирования  операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего  рынка РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и  экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

-          обеспечения национальной безопасности  страны;

-          выполнения международных обязательств  РФ с учетом состояния на  внутреннем товарном рынке; 

-          защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства  РФ о введении количественных ограничений  экспорта и импорта принимаются  и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как  правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения  экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

·        соблюдение общественной морали и правопорядка;

·        охрану жизни и здоровья людей, охрану животного  и растительного мира и окружающей среды в целом;

·        сохранение культурного наследия народов РФ;

·        защиту культурных ценностей от незаконного  ввоза, вывоза и передачи прав собственности  на них;

·        необходимость  предотвращения исчерпания невосполнимых  природных ресурсов, если меры, связанные  с этим, проводятся одновременно с  ограничениями соответствующего внутреннего  производства и потребления;

·        обеспечение  национальной безопасности РФ;

·        защиту внешнего финансового положения  и поддержание платежного баланса  РФ;

·        выполнение международных обязательств РФ.

Возимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим  стандартам и требованиям, установленным  в РФ.

Ввоз экологически опасной  продукции подлежит специальному контролю.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

-          не соответствуют вышеназванным  стандартам и требованиям, установленным  в РФ;

-          не имеют сертификата, маркировки  или знака соответствия в случаях,  предусмотренных законодательными  актами РФ;

-          запрещены к использованию как  опасные потребительские товары;

-          имеют дефекты, представляющие  опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного  независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в отношении  вооружений, военной техники и  товаров двойного назначения, а также  соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного  контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров  на экспорт и (или) импорт устанавливается  государственная монополия. Перечни  таких товаров определяются федеральными законами.

Государственная монополия  на экспорт и (или) импорт отдельных  видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту  и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом  исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика