Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………
5

1.1 Значение внешней торговли для экономики России, формирование внешнеторговой политики страны……………………………………….
7

1.2 Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России………………..............................................................
7

1.3 Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России…………………………………………..……
14

1.4 Тарифное регулирование внешней торговли…………………….
19


1.5 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка……………………………………… ………………
25


1.6 Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами – членами СНГ………………………… …………
29

1.7 Государственное стимулирование экспорта ……………………..
31

1.8 Новые тенденции в регулировании внешней торговли России …
33
2
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ:ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………………………..………………………......
36

2.1 Место вешней торговли в экономике России……………..……….
36

2.2 Структура внешней торговли России……………….......................
37

2.3 Конкурентные преимущества и слабые стороны России………….
38

2.4 Перспективы развития внешней торговли России………..………..
38

2.5 Анализ внешней торговли России за 2005-2010гг…….………...
39
3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ……………..………..
41

3.1 Внешнеэкономические связи России…………………………….....
42

3.2 Единство регулирования…………………………………………... 43
3.2.1 Регулирование экспорта…………………………………………. 46
3.2.2 Регулирование импорта………………………………………….. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….....
53

Файлы: 1 файл

Исследоват М,Э.docx

— 159.99 Кб (Скачать файл)

Общее снижение ввозных пошлин коснулось большого числа потребительских  товаров, как промышленного, так  и сельскохозяйственного назначения, например пошлины на импортные телевизоры, видеомагнитофоны, целый ряд сырьевых и продовольственных товаров.

Снижение пошлин (при необходимости  до нулевых значений) может в будущем  коснуться технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов, ряда полуфабрикатов и комплектующих  изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую  активность, а также ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство  промышленных предприятий.

Проведена общая унификация адвалорных ставок (5, 10, 15 и 20 %). Максимальные размеры ставок сохраняются только как исключение для очень немногих товаров — автомобилей (25 %), сахара и табачных изделий (30 %).

Размер взимаемой ввозной  пошлины зависит от страны происхождения  товара и, следовательно, от торгового  режима, предоставленного той или  иной стране. Поскольку Россия еще  не добилась вступления в ВТО, внешнеторговые режимы устанавливаются преимущественно  на основе двухсторонних торговых договоров  и соглашений.

Базовая ставка ввозной пошлины  применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего  благоприятствования. В 90-е гг. в  этом списке числилось 126 государств, а  также ЕС (фактически РНБ распространялся  также и на Тайвань).

В соответствии с мировой  практикой Россия представляет по спискам  ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). В перечне развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ в 1999 г. числилось 105 государств и территорий. В их числе Китай, новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Болгария, Румыния, балканские государства. В список наименее развитых стран включены 46 государств Азии, Африки, Океании, а также Гаити.

В отличие от установок  ВТО размер преференциальных пошлин составляет не 50, а 75 % от базовой. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран, главным образом продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых несложных промышленных изделий. Беспошлинный (с рядом изъятий) режим предоставляется также странам — членам СНГ.

Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (в 90-е  гг. это относилось практически только к Эстонии).

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Как известно, экспортные пошлины  не характерны для развитых стран  с рыночной экономикой. Однако в  России вывозные (экспортные) пошлины  использовались достаточно широко в 1992 — 1996 гг. Затем они были отменены и вновь введены после валютно-финансового  кризиса августа 1998 г. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические  пошлины, исчисляемые в евро за единицу  продукции.

Вывозные пошлины в  России связаны со следующими экономическими обстоятельствами: во-первых, это пополнение доходной части бюджета, во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного  ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

В начале 90-х гг. на внутреннем рынке ощущалась острая нехватка всех товаров, а цены на многие товары еще дотировались государством. Поэтому в 1992 — 1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 российского экспорта. Ими облагались не только сырье и топливо, но и продовольствие, алкоголь, промышленные полуфабрикаты, авиационная техника. Размеры пошлин были очень высокими: специфические достигали 80 тыс. ЭКЮ за тонну (серебряная руда), адвалорные — 70% (растительное масло, сахар).

В связи с изменением ситуации на внутреннем рынке (насыщение товарами, либерализация цен) в 1994—1996 гг. наблюдался процесс, с одной стороны, снижения ставок вывозных пошлин и, с другой стороны, сокращения списка облагаемых пошлинами товаров. Последними были отменены (в середине 1996 г.) вывозные пошлины на основные товары российского экспорта — нефть и нефтепродукты.

С начала 1999 г. в связи  с кризисной экономической ситуацией  вновь были установлены вывозные пошлины исключительно на сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и  нефтепродукты, другие виды топлива; цветные  металлы, алюминий, лом черных металлов; ценные породы древесины; необработанные шкуры домашнего скота; некоторые  химические удобрения.

Размеры вывозных пошлин на нефть зависят от уровня цен на мировом рынке на этот товар, например, с 1 февраля 1999 г. вывозная пошлина на нефть была установлена в размере 2,5 евро за тонну, а к концу 2000 г. достигла 48 евро за тонну. Снижение цен на нефть  в 2001 г. повлекло за собой и снижение вывозных пошлин. То же самое относится  и к пошлинам на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут).

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов Таможенного  союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Значение вывозных пошлин для экономики подтверждается тем  фактом, что в условиях высоких  мировых цен на энергоносители доходы федерального бюджета 2000 г. от вывозных пошлин в 2,6 раза превысили доходы от ввозных пошлин (16,2 % всех доходов).

 

    1.  Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка

 

Нормативная база внешней  торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений, обычных  для мировой практики. Однако не все они реально применяются  в России.

В соответствии с Федеральным  законом «О таможенном тарифе» в  целях защиты экономических интересов  России ввозимые товары будут облагаться особыми видами пошлин. К ним относятся:

• специальные пошлины;

• антидемпинговые пошлины;

• компенсационные пошлины.

Особые виды пошлин могут  применяться в случаях, когда  иностранные товары ввозятся в количествах  и на условиях, которые наносят  ущерб отечественным производителям таких же или подобных товаров  в результате недобросовестной конкуренции (занижение цен, субсидии экспортерам  и т. д.). Специальные пошлины могут  быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России.

Введение особых видов  пошлин требует специального расследования и решения правительства по каждому конкретному случаю. Однако пока в России антидемпинговые расследования не проводятся и антидемпинговые пошлины практически не применяются, хотя по ряду товаров имеются основания для их введения и создана соответствующая нормативная база.

Случаев введения специальных  пошлин в 90-е гг. было немного: на сахар-сырец  и белый сахар и на такой  малозначительный товар, как крахмальная  патока.

Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров. Эволюция данной категории нетарифных ограничений происходила в том  же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г.

В 1994 г. количественные ограничения  и другие нетарифные методы регулирования  охватывали от 2/3 до 3/4 российского экспорта. Существовал специальный режим  вывоза так называемых стратегически  важных сырьевых товаров (СВСТ)1. Право  вывозить товары, включенные в этот список, имели только фирмы —  спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в тогдашнем Министерстве внешнеэкономических связей. Однако в 1995 г. система СВСТ и спецэкспортеров была ликвидирована. С этого времени количественные ограничения ввоза и вывоза могут вводиться в целях выполнения международных обязательств России. Это возможно, в частности, в случаях добровольного ограничения экспорта в порядке международных соглашений, противодействующих падению мировых цен (например, алюминий), а также в случаях введения ограничений на экспорт российских товаров по соглашениям с ЕС или США.

Исключением из этого правила  является введение квот на ввоз сахара-сырца  и белого сахара. В свое время вводилось квотирование ввоза украинского сахара, а на 2000—2001 гг. установлена

1 Товары военного назначения  в этот список не включались.

квота ввоза сахара-сырца  из развивающихся и наименее развитых стран с взиманием пошлины  в размере 5 %. Кроме того, имеет  место квотирование вывоза нефти  и нефтепродуктов через систему  балансовых заданий и регулирования  доступа к нефтепроводам.

В отличие от количественных ограничений лицензирование ввоза  и вывоза отдельных категорий  товаров имеет тенденцию к  расширению.

Крупнейшие группы лицензируемых  товаров следующие:

1) вооружение, товары, работы  и услуги военно-технического  назначения, товары двойного назначения, ядерные материалы и технологии. Выдача лицензий осуществляется  в порядке, определяемом Президентом  РФ и Правительством РФ. Фактически  торговля большинством товаров  этой группы составляет государственную  монополию. Государственным посредником  по экспорту и импорту вооружения  и других военно-технических товаров  и технологий является созданное  в 2000 г. Федеральное государственное  унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», которое обеспечивает 80—90 % валютной выручки в военно-технической сфере;

2) валютные ценности, в  состав которых входят: а) драгоценные  металлы (золото, серебро, платина, палладий и другие металлы платиновой группы), их руды, лом и отходы; б) драгоценные камни (природные, сырье или обработанные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и александриты). Ювелирные изделия к категории валютных ценностей не относятся.

Нетарифные ограничения  включают и ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей. В их числе:

• сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

• меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;

• установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых в Россию, а также транзитных товаров;

• установление особого  порядка оформления подакцизных  товаров;

• создание специальных  таможенных постов для таможенного  оформления ввоза и вывоза отдельных  товаров (например, вывоза Природных  алмазов, бриллиантов, изумрудов, драгоценных  металлов в слитках, в виде ювелирных  изделий и продукции промышленного  назначения);

• прямой запрет на ввоз и  вывоз отдельных товаров.

К мерам нетарифного регулирования  относятся также экспортный контроль, участие в выполнении международных  экономических санкций и другие меры, предусмотренные национальным Законодательством и международными обязательствами России.

В рамках валютного контроля и в целях увеличения валютных резервов ЦБ РФ действует обязательная продажа 50 % валютной выручки по рыночному  курсу на внутреннем валютном рынке.

 

    1.  Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами — членами СНГ

 

 

Страны СНГ изначально имели преимущества в развитии экономического сотрудничества (географическая близость и общая транспортная система, технико-экономическая взаимодополняемость, существовавшая система кооперирования между предприятиями, единый язык общения и т.д.). Однако инерция распада единого государства, различия экономических интересов и политических ориентации, другие отрицательные факторы, в том числе и субъективные, привели к тому, что система СНГ в отношении экономических связей до сих пор действовала неэффективно. Единое экономическое пространство не сохранилось и не восстанавливается. Центробежные тенденции, по-видимому, оказываются сильнее интеграционных. Даже в рамках Таможенного союза, образованного в 1995 г. и преобразованного в октябре 2000 г. в Евразийское экономическое сообщество', и более тесного Союза Белоруссии и России не удается в полной мере создать общее таможенное пространство и единую систему таможенного тарифа.

В развитии торговых отношений  России со странами СНГ важная роль отводится реализации идеи о формировании зоны свободной торговли. Договор  о ее создании был подписан еще  в 1994 г., но до сих пор свободная  беспошлинная торговля осуществляется между государствами СНГ на двусторонней основе с многочисленными изъятиями  и ограничениями, часто вводимыми  спонтанно и без согласования с партнерами.

В 1999 г. работа по созданию свободной  торговли активизировалась, и к началу 2000 г. большинство стран СНГ ратифицировали договор о свободной торговле. Одно из немногих исключений в этом отношении — Россия, поскольку  считается, что в настоящий момент полное включение механизмов свободной  торговли в рамках СНГ и даже Таможенного  союза может нанести ущерб  российским национальным интересам.

Опасения России в этой области вызваны следующими обстоятельствами:

• во-первых, контрактные  цены в торговле со странами СНГ  значительно отличаются от мировых. Частично это объясняется большим  удельным весом бартерных сделок и несовершенством

Информация о работе Особенности внешней торговли в РФ и ее внешнеторговая политика