Особые экономические зоны в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Файлы: 1 файл

Курсачила.docx

— 142.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской федерации

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра Мировой экономики

Специальность 080102 – Мировая экономика

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

на тему: Особые экономические зоны в России

по дисциплине «Международные экономические отношения»

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы 874

 

 

И.С.Бормотова

 

 

Руководитель

Доцент

 

 

 

 

Л.А.Понкратова

 

 

Нормоконтроль

инженер

 

 

 

 

О.В.Шпак


 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3                

1 Теоретические основы определения сущности свободных

    экономических зон (СЭЗ)                                                                                   5

    1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики                     5

    1.2  Виды СЭЗ и особенности их функционирования                                     9

    1.3 Виды льгот в СЭЗ                                                                                        12

    1.4 Государственное регулирование СЭЗ                                                       15

2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России                       20

     2.1 История развития СЭЗ в России                                                               20

    1. Процедура создания и требования к СЭЗ в России                                 25

     2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ                         29

3 Проблемы  функционирования  и   перспективы   развития

   свободных экономических зон в России                                                         60

     3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ                                     60

     3.2 Перспективы развития СЭЗ                                                                       63

    3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования

СЭЗ в России                                                                                                66

Заключение                                                                                                            70                                                                                                                                                                                                                                

Список используемой литературы                                                                      73                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важное место среди всех проблем российской экономики принадлежит интеграции ее во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной вовлечения государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.

В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.

Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией  как один из инструментов достижения открытости национальной экономики  миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при  создании СЭЗ, относятся решения  проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация  внешней торговли; стимулирование притока  иностранных инвестиций; активизация  обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться  в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных старопромышленных  или слабозаселенных районов  с низким уровнем экономического развития.

Актуальность исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых  рыночных форм территориальной организации  свободного предпринимательства, международных  связей, участия регионов в территориальном  разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные  экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать  методы повышения эффективности  функционирования СЭЗ.

Рассмотрение собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет  определить место и перспективы  развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.

Объектом исследования в данной работе являются свободные экономические  зоны в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые и организационные основы функционирования СЭЗ на территории России.

Цель работы – определить место  и перспективы развития  свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как

- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма;

- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

- рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации.

Решение указанных задач поможет выделить основные проблемы в этой связи и на основе критического анализа мировой и отечественной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ   СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ)

 

    1. Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики

Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных  экономических отношений становятся свободные (специальные) экономические  зоны (СЭЗ). В системе мирохозяйственных  связей свободные экономические  зоны предстают в основном как  фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где используется особая система льгот и стимулов и достигается его некоторая торговля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны1.

Международной конвенцией по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

По определению Международной  ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов  и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления2.

Что же касается российского законодательства, то в соответствии с федеральным  законом от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической  зоной понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности.

Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и некоторая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели3.   

 

Экономические цели:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  • привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
  • использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;
  • ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
  • рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные  цели:

  • ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
  • повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
  • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
  • удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

Научно-технические  цели:

  • привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
  • ускорение инновационных и внедренческих процессов;
  • привлечение зарубежных ученых и специалистов;
  • повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов4.

Конечно, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических  зон в каждом конкретном случае могут  отличаться друг от друга. Так в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные  экономические зоны часто создавались  для активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль5.

Создание  и функционирование СЭЗ во всех их разновидностях способствует общему подъему  экономики на национальном и региональном уровнях. Неслучайно в настоящий  период времени в мире насчитывается  порядка 2000 СЭЗ, из которых более 1000 находится в развивающихся странах. Численность занятых в таких  зонах, согласно оценкам Центра ООН  по ТНК, превысила 3 млн. человек, а суммарный внешнеторговый оборот достиг почти 1,4 трлн. долл., что составляет около 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Так, норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%. Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза6. Довольно быстрое распространение СЭЗ, число которых с 1981 г. к настоящему времени выросло более чем в 10 раз, подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста7.

Информация о работе Особые экономические зоны в России