Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 04:47, курсовая работа
Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствуют подлинной цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.
Введение 3
1 Состояние и проблемы малого бизнеса в настоящее время 4
Понятие малого бизнес 4
1.2 Взаимоотношения малого бизнеса и государства 7
1.3 Модели взаимоотношений государства и бизнеса в России 9
1.4 Варианты развития взаимоотношений между государством и бизнесом 11
2 Анализ процесса управления малым бизнесом в Октябрьском районном ПОП-ПК 15
2.1 Организационно - экономическая характеристика ПО «Октябрьское» 15
2.2 Организация процесса управления малым бизнесом 18
3. Разработка проекта по совершенствованию управления малым бизнесом в ПО «Октябрьское» 31
3.1 Недостатки в организации процесса управления малым бизнесом и возможные пути их решения 31
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию обслуживания покупателей ПО «Октябрьское» 32
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Библиографический список
Третья модель сформировалась после победы Путина на президентских выборах. Она была провозглашена как концепция « равноудаленности бизнеса» и предусматривала запрет на прямые политические действия крупного бизнеса и передачу под контроль государства электронных медиа-ресурсов (Первого и Второго каналов). Крупному бизнесу был разрешен экономический лоббизм в любых масштабах и политическая деятельность, которая не была прямо направлена против власти президента Путина.
Четвертый этап начался в 2003 г. в связи с «делом ЮКОСа». Фактически была запрещена политическая деятельность на федеральном уровне, в результате парламентских выборов 2003г. были перекрыты возможности крупномасштабного лоббизма в Государственной Думе, которым занимался ЮКОС в предыдущей легислатуре, все крупные сделки с иностранными партнерами отныне проходят через одобрение государства и лично президента.
Также, государство играет решающую роль в вопросах, связанных с возможностью осуществления иностранных инвестиций. Государство подходит к этим сделкам как с экономической, так и с политической стороны. Для государства желательно, чтобы инвесторы довольствовались ролью миноритарных акционеров и были заинтересованы только в получении прибыли. Таким образом, иностранные инвестиции должны играть в экономике страны лишь вспомогательную, техническую функцию, находясь под госконтролем.
В связи с этим встает вопрос о выборе модели развития не только российской экономики, но и страны в целом. Ведь приход в Россию иностранных инвесторов напрямую связывался с развитием в ней демократических институтов, интеграции в мировое сообщества, все большей степенью открытости общества. Однако исторический опыт показывает, что возможны несколько моделей развития экономики, не исключающие поощрения со стороны государства иностранных инвестиций, но носящие в значительной мере противоположный характер. Для характеристики российской ситуации мы выбрали две из них, между которыми, как представляется, и делается выбор в нынешней ситуации.
Первая модель свойственна странам Центральной Европы последнего десятилетия и может быть условно названа «универсалистской». Она предусматривает последовательный курс на открытую экономику и, как следствие, активное привлечение иностранных инвесторов, причем уже на этапе приватизации. Крупный бизнес этих государств, таким образом, изначально был жестко связан с зарубежными игроками, а государство лишь следит за чистотой сделок и соблюдением законодательства (антимонопольного, трудового, экологического и т.д.). Разумеется, в этом случае государство гарантирует в полном объеме и защиту прав собственности.
Вторая модель активно применялась в некоторых восточноазиатских странах периода их экономического подъема: когда из аутсайдеров они становились «тиграми» (поэтому ее условно можно назвать «азиатской» или «этатистской»). Согласно этой модели, государственная власть осуществляет жесткий контроль над экономикой в целом и над инвестициями в частности. Все инвесторы, как в государственные, так и в частные, должны пройти согласование на государственном уровне, причем не только в контексте соблюдения действующего законодательства, но и для гарантии политической лояльности. Фактически частные собственники в рамках этой модели являются уполномоченными государства («назначаемыми предпринимателями») и могут лишиться своих активов по политическим соображениям. Реализация «азиатской» модели не сопровождается и политической либерализацией: напротив, государственная власть выступает в качестве несменяемого института, в рамках которого согласованно действуют все ее ветви /8, с. 22/.
Экономическая модель, избранная современной российской властью, ближе к «азиатской». Это связано с несколькими факторами. Во-первых, в современной России политическая система не предусматривает сменяемости власти иначе, чем с помощью института «преемничества». Электоральные факторы носят вторичный характер по сравнению с клановыми; наличие сильной оппозиции считается недостатком, который необходимо преодолевать (что и произошло на думских выборах 2003 года). Таким образом, государственная власть выступает в качестве активного игрока, заинтересованного в своем политическом и экономическом доминировании.
Необходимо отметить при этом, что выбор «азиатской» (или близкой к «азиатской») экономической модели отнюдь не означает отсутствия гарантий для инвестиций или ухудшения инвестиционного климата. Реализации «азиатской» модели сопутствует и либерализация экономического законодательства, в частности налогового, направленная на поощрение развития бизнес-активности. Жесткая социальная политика также обычно сопутствует развитию данной модели.
На региональном уровне, согласно оценкам И.Юргенса, сходные процессы привели к формированию трех моделей взаимодействия власти и бизнеса: «доминирование администраторов», «доминирование бизнеса», наконец, существуют регионы, где установлены «договорные отношения на взаимоприемлемых условиях».
1.4 Варианты развития взаимоотношений между государством и бизнесом
Для бизнеса и государства сегодня есть два варианта развития взаимоотношений – конфронтация или необходимость заключения общественного договора на основе интеграции интересов и определения основных правил игры, которыми будут руководствоваться обе стороны.
Запрос государства к бизнесу выражается в пяти составляющих общей проблемы политической лояльности. Это «упорядочивание лоббизма, переход к его цивилизованным формам»; «отказ от деструктивных действий бизнеса по отношению к государству»; «формирование модели социально ответственного поведения бизнеса»; «совместное продвижение брэнда «Россия» на международной арене» и «солидарность в решении задач государственного масштаба».
В свою очередь, запрос бизнеса к государству состоит в четырех тезисах в рамках решения проблемы инвестиционного климата. К ним отнесены «определенность и предсказуемость правил игры и реальная равноудаленность экономических субъектов (в том числе и государственных)»; «отказ от силовых методов при решении экономических споров»; признание проблемы иностранных инвестиций «проблемой государственного значения и отказ от политизации этой темы», наконец, «стабильность и благоприятный для развития бизнеса характер законодательства».
Социальная роль и ответственность крупного российского бизнеса на современном этапе не сводится к благотворительности. Именно крупные негосударственные инвесторы сыграли ключевую роль в поддержании стабильной работы ряда важных отраслей», так как стал реализовываться цивилизованный переток финансовых средств из высокодоходных в менее доходные отрасли путем приобретения акций соответствующих предприятий крупными структурами.
Крупный бизнес инвестирует подготовку квалифицированных кадров для работы в условиях постиндустриального общества, а благотворительность и меценатство «эволюционировали от демонстративных проектов начала 90-х годов к целенаправленному сбережению национального достояния».
В вопросе о так называемой «проблеме природной ренты», отмечалось в докладе на форуме, нужна опора на реальное положение дел, а не на популистские инициативы политиков. В то же время и бизнесу «необходимо отказаться от «новорусских» стереотипов поведения в пользу подчеркнутой сдержанности». Демонстративная роскошь контрпродуктивна и усиливает неприятие бизнеса со стороны населения.
21 июля 2005 г. были определены основные направления правительства по поводу вариантов развития взаимоотношений между государством и бизнесом.
Во-первых, были определены приоритеты, в которых должна развиваться российская экономика. Это - авиакосмическая область, оборонно-промышленный комплекс, биотехнологии, информатика, программирование, атомная энергетика и фармацевтика. Здесь уже вопросы поставлены. Бизнес, который будет инвестировать и поддерживать лизинг авиационной техники в 2005-2006 году, этот бизнес будет «хорошим». В социальной сфере определены жилье, образование и медицина. Также большое значение уделяется инфраструктурным образованиям - это порты, автодороги и т.д.
Метод решения данных проблем уже зафиксирован. Частно-государственные переговоры. Частно-государственное партнерство в тех областях, которые указывает государство.
Ресурсы - определены и впервые названы нормальным экономическим языком. Это - арендные платежи, не только нефтяные и газовые, а в широком понимании данного слова. Вопрос впервые без всяких экивоков произнесен четко и дословно.
Отношение к среднему и малому бизнесу тоже решено очень приемлемо под названием «региональное развитие». Т.е. малый и средний бизнес будет отдан на откуп, а это, действительно, справедливо, для решения на уровне отдельных субъектов Федерации. Потому что значительная доля самой большой конкретики решается именно там.
Т.е. по сути, будет практиковаться модель восточного образца, что есть прибыль большая. Большая прибыль - это прибыль всего государства, прибыль всей нации, которой не может быть без малой прибыли. Малая прибыль образует большую. Но в то же время приоритет большой прибыли всегда будет приоритетен над малой прибылью конкретного бизнеса.
Именно таким путем будет определяться, хороший бизнес или бизнес плохой. Но бизнес будет в первую очередь поставлен в ту структуру, что льготы, признания и все остальные блага будут определяться только тогда, когда власть будет принимать решение, что это есть хорошо. Также, еще раз жестко зафиксировано, что все массы энергии и трубопроводы остаются под жестким контролем государства.
2. АНАЛИЗ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ
2.1 Организационно - экономическая характеристика ПО «Октябрьское»
Октябрьское районное ПОП ПК (Потребительское общество-предприятие потребительской кооперации) было создано 18 мая 1998 г. Устав предприятия представлен в приложении 1.
Общество создано в целях осуществления коммерческой деятельности для извлечения прибыли, а также в целях удовлетворения общественного спроса на продукцию, товары народного потребления, на работы и услуги, в целях удовлетворения социальных и экономических интересов участников.
Основной вид деятельности предприятия – организация оптово-розничной торговли продуктами питания. На данном рынке ПО «Октябрьское» работает уже более 15 лет. За это время торгово-складские мощности, структура компании постепенно расширялась и усложнялась.
Часть необходимых складских, торговых и административных помещений находится в собственности компании, а часть арендуется.
На предприятии имеется свой парк грузовых автомобилей в количестве 15 единиц, которые осуществляют доставку продуктов на объекты.
За время существования предприятия масштабы деятельности компании значительно расширились, в настоящее время активно ведется работа по открытию новых филиалов и развитию уже существующих.
Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности в динамике за 2010-2012 гг. в ПО «ОКТЯБРЬСКОЕ» приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Финансовые результаты деятельности ПО «ОКТЯБРЬСКОЕ»
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
168133 |
191747 |
216285 |
128,6 |
Себестоимость, тыс. руб. |
134984 |
155357 |
177680 |
131,6 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
33149 |
36390 |
38605 |
116,5 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
28600 |
32742 |
32435 |
113,4 |
Прибыль, тыс. руб. |
4549 |
3648 |
6170 |
135,6 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
398 |
435 |
509 |
127,9 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
4151 |
3213 |
5661 |
136,4 |
Рентабельность торгово-коммерческой деятельности, % |
2,5 |
1,7 |
2,6 |
106,0 |
Из таблицы 2.1 видно, что на протяжении рассматриваемого периода выручка от реализации возросла на 28,6 %. При этом себестоимость реализованной продукции возросла на 31,6 %. Размер чистой прибыли увеличился на 36,4 %. Рентабельность торгово-коммерческой деятельности ПО «Октябрьское» за 3 года увеличилась на 6 %. Следует отметить, что для торговой организации сферы деятельности ПО «Октябрьское» размер рентабельности должен составлять не менее 30 %. Таким образом, можно сделать вывод о том что предприятие имеет недостаточный уровень рентабельности.