Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 04:47, курсовая работа
Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствуют подлинной цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.
Введение 3
1 Состояние и проблемы малого бизнеса в настоящее время 4
Понятие малого бизнес 4
1.2 Взаимоотношения малого бизнеса и государства 7
1.3 Модели взаимоотношений государства и бизнеса в России 9
1.4 Варианты развития взаимоотношений между государством и бизнесом 11
2 Анализ процесса управления малым бизнесом в Октябрьском районном ПОП-ПК 15
2.1 Организационно - экономическая характеристика ПО «Октябрьское» 15
2.2 Организация процесса управления малым бизнесом 18
3. Разработка проекта по совершенствованию управления малым бизнесом в ПО «Октябрьское» 31
3.1 Недостатки в организации процесса управления малым бизнесом и возможные пути их решения 31
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию обслуживания покупателей ПО «Октябрьское» 32
3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий 38
Заключение 40
Библиографический список
Торговая площадь супермаркета – 980 кв.м., административная площадь вместе с подсобными помещениями составляет 900 кв.м. Штатное расписание супермаркета состоит из 81 человека.
В супермаркете предлагаются к продаже продукты питания, бытовая химия, живая рыба, мясо, здоровое питание (диетические продукты), гастрономические продукты: колбасные изделия, деликатесы, рыба, икра, салаты, готовые блюда. В общей сложности, ассортимент супермаркета насчитывает около 20 тыс. наименований.
Имеется свой производственный цех по изготовлению салатов, выпечки и готовых блюд, мясных полуфабрикатов (пельмени, вареники, пицца, гуляш, котлеты, зразы, голубцы, шашлык, эскалоп и т.д.).
ПО «Октябрьское» имеет 181 поставщика.
Главой фирмы является Генеральный директор. Генеральный директор без доверенности действует от имени фирмы, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени Общества; издает приказы о назначении на должности работников Общества, их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Порядок деятельности Генерального директора и принятия и решений устанавливается внутренними документами фирмы, а также договором, заключенным между Обществом и лицам, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. В непосредственном подчинении у Генерального директора находятся бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, коммерческий отдел, отдел безопасности, технические отделы. Генеральный директор через коммерческого директора, который находится в его подчинении, осуществляет управление и контроль за деятельностью коммерческого отдела, отдела продаж и отдела снабжения.
Таким образом, Генеральный директор осуществляет руководство всем предприятием ПО «Октябрьское».
Бухгалтерская служба осуществляет контроль и учет всех денежных поступлений и расходов, а так же движение материальных ресурсов. Помимо этого бухгалтерия рассчитывает и уплачивает различные платежи в бюджет, как налоги, платежи во внебюджетные фонды и т.д.
Отдел Кадров производит набор и оформление работников, и прочие мероприятия связанные с трудовыми взаимоотношениями.
Юридический отдел занят разработкой типовых условий контрактов, составляет претензии к поставщикам, проверяет соответствие действующему законодательству различных договоров. Отстаивает интересы фирмы в суде, а так же осуществляет любые иных действия связанные с законодательством.
Производственные отделы действуют в тесном взаимоотношении с коммерческим отделом, который заказывает ему производство того или иного вида продукции и указывает необходимое количество. Также производственные отделы отвечают за все вопросы связанные с производством продукции.
Коммерческий директор подчиняется непосредственно Генеральному директору и осуществляет деятельность, связанную с вопросами реализации, закупки и рекламы производимой продукции. Он координирует работу отдела продаж и отдела снабжения.
Отдел продаж занимается разработкой рекламных мероприятий, изучает конъюнктуру рынка, разрабатывает упаковку для продукции, планирует производство наиболее перспективных новых товаров и объем их реализации, на который может выйти фирма.
По типу организационная структура - линейно-функциональная.
По виду – вертикальная.
Факторы, определяющие организационную структуру супермаркета ПО «Октябрьское», следующие:
2.2 Организация процесса управления малым бизнесом
ПО «Октябрьское» расположен в центральной части с. Екатеринославка. С целью привлечения покупателей супермаркет имеет яркую вывеску.
Проанализируем социальные показатели, характеризующие эффективность применяемого метода продаж (самообслуживание) в ПО «Октябрьское» (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Социальные показатели применяемого метода продаж в ПО «Октябрьское» в 2012 г.
Социальные показатели |
Данные |
Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин. |
14 |
Коэффициент завершенности покупок (отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу покупателей, посетивших магазин) |
0,98 |
Время, затрачиваемое на покупку – достаточно велико и составляет 14 минут. Но это не связано с какими-либо задержками или проблемами в организации работы супермаркета. Это обусловлено типом обслуживания в супермаркете – самообслуживание и атмосферой в торговом зале, которая предрасполагает к покупке.
Коэффициент завершенности покупок достаточно высок – 0,98, это также положительно характеризует хозяйственную деятельность супермаркета при таком методе продаж, как самообслуживание, т.е. магазин создал хороший имидж, и пользуется популярностью у покупателей, а значит, и торговое обслуживание на высоком уровне.
Планировка супермаркета отвечает требованиям самых привередливых покупателей: навигация по магазину проста и понятна.
Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня торгового обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг.
Когда покупатели оценивают сервис дополнительных услуг в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится.
С точки зрения взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в ПО «Октябрьское», могут быть подразделены на три основных группы (таблица 2.3)
Таблица 2.3 - Дополнительные услуги, оказываемые покупателям в ПО «Октябрьское»
Тип услуги |
Применяемость в ПО «Октябрьское» |
1. Услуги, оказываемые покупателям в процессе осуществления ими покупок товаров. |
Консультации специалистов по новым видам продукции; Упаковка товара в мешки и фирменные пакеты |
2. Услуги, оказываемые покупателям в процессе послепродажного их обслуживания. |
Разделка и первичная обработка отдельных продуктов: мясо, рыба и т.п. |
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров. |
Удобная парковка, соседство с супермаркетом других отделов, предоставляемых покупателям различные услуги: ксерокс, аптека и др. |
Раскроем более подробно содержание таблицы.
В процессе продажи товаров организуются консультации специалистов, которые рассказывают покупателям о полезных веществах, содержащихся в продуктах питания, о правильном питании, отвечают на вопросы лечебного и детского питания, как правильно совместить тот или иной продукт, а также приготовление блюд из данных товаров.
В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота. Оборачиваемости, доходности, получают соответствующее развитие при росте доходов населения. В настоящее время большинство населения отличается низкой покупательской способностью, поэтому даже часть традиционных услуг не находит применения в торговле. Вместе с тем эта сфера деятельности начала активизироваться в магазинах и на предприятиях питания, обслуживающих в основном население с высокими доходами. Появились услуги, ранее не известные нашему потребителю, например: прием по телефону заказов на доставку продуктов и горячих закусок в любое время.
Так, при поступлении нового вида товара неизвестного покупателю, т.е. когда предприятие-изготовитель, обновляя ассортимент, производит новый товар, например, новый вид колбасы, то проводят дегустацию товара в ПО «Октябрьское». Покупателю, пришедшему в магазин, предоставляется возможность продегустировать новый вид товара и при необходимости сравнить с другими видами товара, для того, чтобы выбрать для себя понравившийся товар и купить его. С помощью этой услуги работники торговли ненавязчиво выявляют потребность покупателей в новом виде товара и определяют объем поставок, для того, чтобы покупательский спрос был удовлетворен.
В последнее время, в магазинах и супермаркетах Амурской области часто организуются различные промо-акции. ПО «Октябрьское» не является исключением.
Основной услугой, предоставляемой покупателям в ПО «Октябрьское» является разделка и первичная обработка отдельных продуктов. По желанию покупателя могут размолоть кофе в зернах, купленное в данном магазине, а также приготовление мясного фарша или мясных полуфабрикатов из мяса, разделка свежей рыбы и т.д. эта услуга создает максимальное удобство для покупателей и удовлетворяет потребности потребителей.
Возле супермаркета организована автостоянка для создания максимальных удобств покупателям.
Дополнительные услуги, оказываемые покупателям, не будучи связаны с реализацией конкретного товара, тем не менее создают более комфортные условия для осуществления процесса торгового обслуживания покупателей.
Таким образом, ПО «Октябрьское» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг, которые постоянно расширяются и обновляются, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию торгового обслуживания.
Анализ уровня торгового облуживания
Анализ уровня торгового обслуживания проводился в ПО «Октябрьское» с помощью опроса покупателей. Метод опроса имеет ряд преимуществ перед статистическим, т.к. статистические данные по ряду интересующих нас показателей вообще отсутствуют. Оценка торговой ситуации, получаемая при помощи опроса, значительно полнее, чем традиционные статистические исследования. Особый интерес предоставляют опросы лиц, только что посетивших магазин, так как в данном случае получаем достаточно точные ответы на ряд вопросов. Это обусловливается тем, что в момент посещения и выхода из магазина у покупателя складывается определенное отношение к тому, как его обслужили. Имеется возможность не только определить качество обслуживания, но и более точно установить причины мотивированной реакции покупателя на уровень и качество обслуживания.
В апреле 2013 г. в ПО «Октябрьское» проводился опрос покупателей с целью оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 50 человек. Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих.
При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. Предложенная покупателям анкета исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей. Пример анкеты представлен в приложении .
Для более полного проведения исследования охарактеризуем респондентов по половозрастному составу. Распределение респондентов по полу и возрасту представлено в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Половозрастная структура респондентов
Возраст |
Мужчины |
Удельный вес , % |
Женщины |
Удельный вес, % |
Итого, чел. |
Удельный вес итого, % |
16-23 |
8 |
16 |
13 |
26 |
21 |
42 |
24-29 |
6 |
12 |
4 |
8 |
10 |
20 |
30-39 |
3 |
6 |
2 |
4 |
5 |
10 |
40-49 |
0 |
0 |
3 |
6 |
3 |
6 |
50-60 |
2 |
4 |
5 |
10 |
7 |
14 |
61 и старше |
1 |
2 |
3 |
6 |
4 |
8 |
Итого |
20 |
40 |
30 |
60 |
50 |
100 |