Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 07:57, отчет по практике
Цель – выявить основные черты деятельности ОАО «Сбербанк России», а так же провести анализ формирования заемных средств коммерческого банка и дать рекомендации по управлению заемными средствами. Исходя из цели работы, основными задачами анализа заемных средств являются:
- дать общую характеристики деятельности ОАО «Сбербанк России»;
- осветить историю возникновения банка, а также показать основные направления его деятельности;
- показать основные способы и методы ценообразования, присущие ОАО «Сбербанк России»;
- проанализировать потенциального заемщика – охарактеризовать его платежеспособность и ликвидность баланса;
- показать место ОАО «Сбербанк России» на рынке ценных бумаг;
- осветить организационную деятельность банка;
- показать рычаги взаимодействия ОАО «Сбербанк России» с Центральным банком России;
- выявить основные способы заимствования у ОАО «Сбербанк России»;
- провести структурно-динамический анализ заёмных средств ОАО «Сбербанк России»;
- предложить рекомендации по совершенствованию управления заёмными средствами в коммерческом банке.
Введение………………………………………………………………………...
4
1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»………………………….
6
1. 1 История возникновения ОАО «Сбербанк России», а также основные направления деятельности…………………………………………………….
6
1. 2 Ценообразование в ОАО «Сбербанк России»…………………………..
23
1. 3 Финансы организаций и финансовый менеджмент ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………...
27
1. 4 Налоги и налогообложение в ОАО «Сбербанк России»……………….
34
1. 5 Деятельность ОАО «Сбербанк России» на рынке ценных бумаг……
37
1. 6 Организационная деятельность ОАО «Сбербанк России»..………….
41
1. 7 Организация взаимодействия Центрального банка России и ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………….
65
2 Управление заемными ресурсами в коммерческом банке ………………..
67
2. 1 Способы заимствования присущие ОАО «Сбербанк России»………...
67
2. 2 Структурно-динамический анализ заёмных средств ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………….
71
2. 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления заёмными средствами в коммерческом банке………………………………..
80
Заключение……..………………………………………………………………..
84
Список используемых источников..……………
Таким образом, на рисунке 11 продемонстрировано практически по всем статьям увеличение пассивов, и в первую очередь это относится к основообразующей статье - средства клиентов, а значит, банк ведет успешную политику по привлечению депозитов и в основном населения.
Так
же можно показать и структуру
заимствования Сбербанка на 01.01.2011
год, что и сделано с помощью рисунка 12.
Рисунок
12 – Структура заимствования ОАО «Сбербанк
России» на 01. 01. 2010 год
Из рисунка 12 становится видно, что основная доля в структуре заемных средств принадлежит средствам клиентов (78,22%), кредитам, депозитам и прочим средствам ЦБ РФ принадлежит около 4% от общей суммы заемных средств, так же как и приходится на долю средств кредитных организаций.
Обобщив проведенный анализ можно сказать, что Сбербанк ведет успешную политику в области заимствования, потому как большая доля принадлежит займам со стороны клиентов, то есть банк привлекает большее количество депозитов, что, безусловно, является положительной чертой его деятельности.
Для
оценки заемных средств Банка могут быть
использованы такие показатели, как коэффициент
активности использования привлеченных
средств, а также показатель доходности
привлеченных средств банка.
где Каипс – коэффициент активности использования привлеченных средств;
Ад – доходные активы банка;
ПС
– привлеченные средства в анализируемом
периоде.
Таблица 17 - Расчет коэффициента активности использования привлеченных средств ОАО «Сбербанк России»
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Абсолютное изменение |
Ад, тыс. руб. | 6618645546 | 6972661361 | 8377545223 | 1758899677 |
ПС, тыс. руб. | 5943502422 | 6248742183 | 7473360076 | 1529857654 |
Каипс | 1,114 | 1,116 | 1,121 | 0,007 |
Коэффициент
активности использования привлеченных
средств характеризует эффективность
использования привлеченных средств,
а именно, сколько приходиться рублей
доходных активов на рубль привлеченных
средств или сколько привлеченных средств
идет на увеличение объемов доходных активов.
В течение рассматриваемого периода наблюдается
увеличение данного показателя рисунок
13, что свидетельствует об эффективности
использования привлеченных средств.
Рисунок
13 - Динамика коэффициента активности
использования привлеченных средств ОАО
«Сбербанк России»
Подобно
расчету коэффициента кредиторской задолженности
предприятия определяется показатель
доходности привлеченных средств банка
(Кдпс), который демонстрирует, сколько
рублей дохода приходится на один рубль
ресурсов, привлекаемых банком:
Кдпс = (2)
где Д – процентные доход коммерческого банка, полученный за анализируемый период времени;
Ск – средства клиентов;
Кцбрф – кредиты Центрального банка Российской Федерации;
Кдрб
- кредиты других банков.
Таблица 18 – Расчет коэффициента доходности привлеченных средств ОАО «Сбербанк России»
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Абсолютное изменение |
Д | 620022471 | 811316235 | 796993292 | 176970821 |
Сд | 4802831486 | 5396947880 | 6666977736 | 1864146250 |
Кцбрф | 733254 471 | 500000000 | 300000001 | -433254470 |
Кдрб | 202287659 | 143388747 | 291093913 | 88806254 |
Кдпс | 0,108 | 0,134 | 0,110 | 0,002 |
Коэффициентом доходности привлеченных средств определяется активность коммерческого банка по эффективному (неэффективному) использованию привлеченных средств. В 2008 году на 1 рубль привлеченных средств приходиться 10,8 копеек доходов, в 2009 году наблюдается увеличение данного показателя и теперь на 1 рубль привлеченных средств банк получает уже 13,4 копеек дохода, то есть доход на рубль привлеченных средств увеличивается на 2,6 копейки, затем данный доход снижается, но по сравнению с 2008 годом всё же находится на более высоком уровне и приносит больший доход на 0,2 копейки.
Динамика данного коэффициента может быть проиллюстрирована с помощью рисунка 14, который свидетельствует об увеличении приносимого дохода в 2009 году по сравнению как с 2008 так и с 2010 годом, но всё же банк стабилизирует ситуацию и не позволяет опуститься значению данного показателя ниже изначального.
Рисунок
14 – Динамика коэффициента доходности
привлеченных средств ОАО «Сбербанк России»
Исходя из проведенного анализа основных показателей, дающих оценку использования привлеченных средств ОАО «Сбербанк России», можно сделать вывод, что банком активно используются привлеченные средства, о чем свидетельствует анализ коэффициента активности использования привлеченных средств. Однако коэффициент доходности привлеченных средств снизился, в 2010 году по сравнению с 2009 годом, что означает, что менеджменту банка необходимо обратить внимание на более эффективное использование привлеченных ресурсов, при этом нужно учитывать как макроэкономические показатели такие как:
- уровень инфляции в стране, потому как именно этот показатель является одним из ключевых в области снижения стоимости заёмных средств, а значит и уменьшает доходность по данным операциям в банке;
-
общий уровень внутреннего
- масштабы накопления – непосредственно влияет на динамику и структуру заёмных средств банка именно от них зависит, в каком объеме основные субъекты хозяйствования будут заинтересованы вложить в депозиты, либо какие-то другие подобные банковские продукты;
-
валовые инвестиции в
- бюджетная политика государства непосредственно касается либо увеличению, либо снижению располагаемых у потенциальных заёмщиков банка денежных средств.
Таким
образом, можно сказать, что макроэкономические
факторы оказывают
-
сложившаяся конъюнктура
- менеджмент кредитной организации, наверное, один из ключевых факторов, влияющих на успешность, оперативность, рациональность и другие качественные показатели деятельности банка и не только в политике по привлечению заёмных средств;
-
информационная насыщенность
Таким
образом, обобщив выше приведенный
анализ заёмных средств ОАО «Сбербанк
России» можно отметить, что банк в этом
направлении ведет рациональную и сбалансированную
политику, о чем свидетельствуют проанализируемые
показатели доходности от заёмных средств
и активности их использования. Анализ
основных статей баланса говорит также
о благополучной политики не смотря на
макроэкономические потрясения в области
привлечение депозитов и иных балансообразующих
статей, а значит это даём возможность
на базе изучения заёмных средств ОАО
«Сбербанк России» предложить рекомендации
по совершенствованию механизма управления
заёмными средствами коммерческого банка.
2.
3 Разработка рекомендаций по
совершенствованию управления
Целью банка в сфере управления обязательствами являются привлечения достаточного объема средств с наименьшими расходами для финансирования тех активных операций, которые имеет намерение осуществить банк. Итак, в процессе формирования ресурсной базы менеджмент должен учитывать два основные параметра управления – стоимость привлеченных средств и их объем.
Для обеспечения желательной структуры, объемов и уровня затрат на депозитные обязательства банк использует разные методы привлечения средств, которые вообще делятся на две группы – ценовые и неценовые методы управления привлеченными средствами.
Сущность ценовых методов состоит в использовании процентной ставки за депозитами как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических лиц. Повышение предлагаемой банком ставки разрешает привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или снижает депозитные ставки.
Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов. В борьбе за клиентов банку можно прибегнуть и к таким приёмам, как проведение лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок со счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оборудование бесплатных автомобильных стоянок возле банка, установление банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, посылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п..
В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере необходимо уделять большое внимание именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничение, и не всегда этот метод управления можно применять.
Неценовые методы управления базируются на маркетинговых исследованиях того сектора рынка, который обслуживается банком, изучении нужд клиентуры, разработке новых финансовых инструментов и операций, которые предлагаются клиентам. В целом применения неценовых методов нуждается в некоторых (иногда и значительных) расходов. Поэтому, избирая метод управления привлеченными средствами, банк должен сравнить расходы, связанные с повышением депозитной ставки, и расходы, которые будут сопровождать внедрение неценовых приемов. На практике эти методы могут применяться параллельно.