Открытая экономика: внутреннее и внешнее равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность понятия открытой экономики, проследить процесс установления внутреннего и внешнего равновесия и рассмотреть особенности открытой экономики в Индии, Швеции и РБ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....5
1Теоретические основы макроэкономического равновесия в условиях открытой экономики…………………………………………………………………….7
Открытая экономика: сущность, основные взаимосвязи…………………..7
1.1.1Счета национального дохода и национального продукта………………...9
1.1.2 Платежный баланс…………………………………………………………10
1.2 Показатели открытости……………………………………………………...14
1.2.1 Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле………………………………………………………………………………….15
1.2.2 Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов)……………………………………………………………………………….16
1.3 Модели внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия……16
1.3.1Модель «доходы-расходы»………………………………………………..17
1.3.2.Модель Манделла-Флеминга……………………………………………..24
2. Зарубежный опыт формирования открытой экономики (на примере России и Швеции)………………………………………………………………………..28
2.1 Открытая экономика России………………………………………………..28
2.2 Открытая экономика Швеции………………………………………………33
3.Республика Беларусь как пример открытой экономики…………………….37
3.1.Критерии и последствия открытости экономики Беларуси………………37
3.2Основные тенденции внешнеэкономической деятельности Беларуси…...40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………..47
Приложение А …………………………………………………………………..49
Приложение Б……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Baranovskaya.docx

— 507.18 Кб (Скачать файл)

      В результате  растет обменный курс данной  национальной валюты, вызывая соответствующий рост относительных цен на отечественные товары по сравнению с ценами на иностранную продукцию; чистый экспорт уменьшается, и кривая IS сдвигается влево до тех пор, пока внутренняя ставка процента не сравняется с мировой.

       Если  внутренняя ставка процента окажется ниже мировой (i < i*), отечественные инвесторы в этом случае будут вывозить свои капиталы за границу, переводя их в соответствующую иностранную валюту. В результате обменный курс национальной валюты снизится, кривая IS переместится вверх до

положения, соответствующего равенству i = i*.

      Из вышеизложенного  следует, что в условиях плавающего  курса валюты общее равновесие  малой экономической системы  устанавливается в точке пересечения  кривых LM и ВР (на уровне мировой  ставки процента). Затем происходит  адаптация обменного курса и  соответствующее смещение кривой IS до этой же точки.

      Анализ  модели Манделла–Флеминга приводит к выводу о том, что

результаты любой экономической  политики государства в малой  открытой экономике обусловлены  фиксированным или плавающим  обменным курсом. Так, при плавающем  обменном курсе на доход оказывает воздействие только кредитно-денежная политика, в то же время воздействие стимулирующей бюджетно-налоговой политики практически сводится к нулю вследствие повышения курса валюты. При фиксированном обменном курсе на доход воздействует только бюджетно-налоговая политика, в то время как кредитно-денежная политика практически не оказывает влияния на доход, ибо изменение предложения денег преследует цель обеспечить обменный курс на заданном уровне.

 

2. Зарубежный опыт формирования  открытой экономики (на примере  России и Швеции)

2.1 Открытая экономика  России

 

      В этой главе рассмотрим Россию как открытую экономику. РФ, как союзное государство и основной торгово-экономический партнер, Беларуси оказывает значительное влияние на экономику нашей страны.

      Экономика  России в начале XXI века во все  возрастающей степени испытывает влияние происходящих в мире глобализационных процессов. Эта тенденция проявляется в последнее десятилетие в формировании более открытого характера российской экономики, что предполагает:

1) на макроуровне:

  • установление устойчивой внешнеэкономической специализации страны;
  • наличие сопоставимых пропорций отечественных и мировых цен;
  • стабильность валютно-финансового положения
  • стабильность международной обратимости национальной валюты.

2)на микроуровне:

  • открытая экономика предоставляет свободу выхода отечественных предприятий на внешний рынок товаров и капиталов;
  • выбор ими иностранных партнеров;
  • превращение внешнеэкономических операций в составляющую их хозяйственной жизни. 

      В октябре  2008 г. Правительство Российской  Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

     В этой связи  Внешнеэкономическая стратегия  базируется на ключевых положениях  КДР-2020, в том числе раздела  6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России [22].

      Целью внешнеэкономической  политики является создание условий  для достижения Россией лидирующих  позиций в глобальной экономике  на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

      Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.

      Первое - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

      Второе - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.

       Третье - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

       Пятое - интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.

       Шестое – создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.

      Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономического порядка[8].

      РФ выступает  во всех видах внешнеэкономических  связей, став открытой для зарубежных  хозяйствующих субъектов.

      Открытая  экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

       Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % — до $735 млрд. [25]. Положительное сальдо составило $201,2 млрд. Товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2008 году на 34 % — до $628,5 млрд. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2008 году на 29 % и составил $106,5 млрд.

       Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год) [1]. По номинальному объёму ВВП Россия занимает 11-е место. Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн. рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн.[24].

     Значительный  рост открытости российской экономики  объясняется резким снижением внутреннего предложения, превращением внутрисоюзных поставок в международные. На первом этапе внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами. В середине 90-х годов были почти полностью упразднены квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных поставок. Единственным регулятором ввоза товаров оставался импортный тариф. Была введена внутренняя и внешняя обратимость рубля по текущим операциям, иностранцы допущены на финансовый рынок. Защита национального производства, отдельных его секторов оказалась на заднем плане. Преобладал подход — запад нам поможет. Это привело к гипертрофированной зависимости российского хозяйства от международных рынков.

      В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в 2008 году приходилось 52 % российского товарооборота (в 2007 году — 51,3 %). На страны СНГ в 2008 году приходилось 14,5 % российского товарооборота (в 2007 году — 15 %), на страны ЕврАзЭС — 8,2 % (8,7 %), на страны АТЭС — 20,4 % (19,3 %).

      Основными торговыми партнёрами России в 2008 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил $67,3 млрд., Нидерланды — $61,8 млрд., Китай — $55,9 млрд., Италия — $52,9 млрд., Турция — $33,8 млрд., Япония — $29 млрд., США — $27,3 млрд., Польша — $27,2 млрд., Великобритания — $22,5 млрд., Финляндия — $22,4 млрд. [25].

      Россия  экспортирует в основном углеводородное  сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, продовольствие.

      Важнейшим  направлением деятельности государства  в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд. и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %. Крупнейший импортёр товаров из России — Нидерланды ($36,3 млрд., 2009)[24].

Импорт в Россию в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 33,6 % и составил $266,9 млрд. Крупнейший импортёр товаров в Россию — Германия ($21,2 млрд, 2009) [24]  . Импорт электроэнергии в Россию сократился с 12,2 млрд кВт*ч в 2004 году до 3,1 млрд кВт*ч в 2009 году

[24].

      Товарооборот  России со странами дальнего  зарубежья вырос в 2008 году на 34 % — до $628,5 млрд. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2008 году на 29 % и составил $106,5 млрд.

      В марте  2010 года главы аграрных министерств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) подписали декларацию о сотрудничестве, которая подразумевает реализацию четырех направлений многостороннего сотрудничества: в частности, увеличение взаимного сельхозтоварооборота между странами, с созданием сельскохозяйственной информационной базы стран БРИК[24].

В июле 2010 года начал действовать  Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.  

       В 2008 году доля России в экспорте Белоруссии составила 32,2 %, в импорте Белоруссии — 59,8 %.

В Россию поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования Белоруссии. В 2005 г. на Россию пришлось $5,7 млрд. из $15,9 млрд. белорусского экспорта.

      До конца 2006 года Белоруссия имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам. Затем прежний порядок продажи нефти и газа из России в Белоруссию был отменён и цены на них повышены.

По данным таможенных органов  Белоруссии, в 2005 году из России в Белоруссию было экспортировано 19,3 млн. т нефти за $4,2 млрд.

      Важное значение в вопросе открытости экономики имеют экономические и таможенные союзы. Россия входит в следующие наиболее важные международные торгово-экономические организации:

  • Евразийское экономическое сообщество
  • Единое экономическое пространство
  • Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана

С ЕЭП связывают идею построения нового международного финансового  центра.

Одним из этапов на пути к  ЕЭП является создание таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

      28 ноября  2009 года президенты России, Белоруссии и Казахстана Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории этих государств с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трех стран[23]. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие.

      По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.

       Украине, экономические отношения с которой за последние пять лет с 2004 года сильно пострадали, также предложено вступить в таможенный союз. Президенты Киргизии и Таджикистана на саммите ЕврАзЭС-2010 в Астане заверили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.

       Другим важнейшим направлением международной интеграции России является вступление в качестве полноправного члена в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Важной задачей Российской Федерации является не только отстаивание  национальных интересов в рамках международных торгово-экономических организаций, но и активное участие в выработке политики этих организаций на перспективу.

      Хозяйственному развитию может служить приток иностранных инвестиций. Это также говорит о степени открытости российской экономики.

Иностранные инвестиции в  Россию — инвестиции иностранных инвесторов в экономику России.

      По результатам опроса, проведённого в 2003 году консалтинговой компанией A.T. Kearney, Россия вошла в десятку наиболее привлекательных стран для корпоративных инвесторов[2].

       В 2005 году в Россию поступило $53,65 млрд. иностранных инвестиций. Лидерами стали Люксембург ($13,8 млрд.), Нидерланды ($8,9 млрд.), Великобритания ($8,6 млрд.), Кипр ($5,1 млрд.) и Германия ($3 млрд.).

       В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому Россия находится на четвёртом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла [17].

       В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому Россия находится на четвёртом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла[ 12].

По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных  инвестиций Россия находится на 17-м  месте в мире.

       Общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд., что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:

Информация о работе Открытая экономика: внутреннее и внешнее равновесие