Открытая экономика: внутреннее и внешнее равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность понятия открытой экономики, проследить процесс установления внутреннего и внешнего равновесия и рассмотреть особенности открытой экономики в Индии, Швеции и РБ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....5
1Теоретические основы макроэкономического равновесия в условиях открытой экономики…………………………………………………………………….7
Открытая экономика: сущность, основные взаимосвязи…………………..7
1.1.1Счета национального дохода и национального продукта………………...9
1.1.2 Платежный баланс…………………………………………………………10
1.2 Показатели открытости……………………………………………………...14
1.2.1 Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле………………………………………………………………………………….15
1.2.2 Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов)……………………………………………………………………………….16
1.3 Модели внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия……16
1.3.1Модель «доходы-расходы»………………………………………………..17
1.3.2.Модель Манделла-Флеминга……………………………………………..24
2. Зарубежный опыт формирования открытой экономики (на примере России и Швеции)………………………………………………………………………..28
2.1 Открытая экономика России………………………………………………..28
2.2 Открытая экономика Швеции………………………………………………33
3.Республика Беларусь как пример открытой экономики…………………….37
3.1.Критерии и последствия открытости экономики Беларуси………………37
3.2Основные тенденции внешнеэкономической деятельности Беларуси…...40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………..47
Приложение А …………………………………………………………………..49
Приложение Б……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Baranovskaya.docx

— 507.18 Кб (Скачать файл)

Анализ товарной структуры  шведского экспорта и импорта  и география распределения внешней  торговли позволяют сделать следующие  выводы. Как высокоиндустриальная страна, Швеция закономерно наращивает экспорт  машин, телекоммуникационного и  другого оборудования, электронных  приборов (высокотехнологичных готовых  изделий). На их долю в 2008 году приходилось 44% всего экспорта. На эту же группу приходится и самая высокая доля в структуре импорта 39%. Это признак  высокого уровня развития факторов производства (производственных сил) страны, которые  выступают базой для инновационного развития всей экономики. В структуре экспорта высока доля экспорта услуг – примерно 29,4% за 2008 г., что отражает происходящие изменения в структуре экономики Швеции.

Наибольший удельный вес  на экспортно-импортные операции Швеции закономерно приходится на страны-члены  Европейского Союза – более 65% экспорта и почти 45% импорта.

3.Республика Беларусь  как пример открытой экономики

3.1.Критерии и  последствия открытости экономики  Беларуси

      Экономика Белоруссии имеет высокую степень открытости — доля экспорта товаров и услуг в ВВП превышает 60 %.

      Большая часть товарооборота Белоруссии приходится на страны СНГ. Белоруссия в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2005 г. на Россию пришлось $5,7 млрд. из $15,9 млрд. белорусского экспорта [27].

Полноценная включенность в  процесс глобализации мирового хозяйства  открывает для Беларуси широкие  возможности привлечения мировых  ресурсов для реализации целей национальной экономики. И в теории, и на практике эффективная открытость все чаще рассматривается как объективное следствие глобализации и ключевой фактор экономического роста. Использование этого фактора особенно актуально для стран переходной экономики, вынужденных решать масштабные и дорогостоящие задачи институциональной перестройки и экономических реформ.

Поскольку экономика республики не располагает многими видами необходимых ресурсов, уровень и эффективность ее развития предопределяется не только внутренними условиями, но и особенностями взаимодействия с экономиками других стран посредством развития внешней торговли. Экспорт и импорт, по сути, являются главным инструментом балансировки производства и потребления, важным средством обеспечения социально-экономического развития страны.

       Белоруссия экспортирует минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, черные металлы, грузовые автомобили (МАЗ, БелАЗ), трактора (Беларус), дорожно-строительную и коммунальную технику (Амкодор), телевизоры (Горизонт, Витязь), холодильники (Атлант), химические волокна и нити (Полимир), калийные удобрения (Беларуськалий), продукцию текстильной и легкой промышленности. Основой белорусского экспорта в страны Евросоюза являются энергетические товары, такие как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Также в ЕС экспортируются удобрения, черные металлы и древесина[16].

      Белоруссия импортирует минеральное топливо, продукцию химпрома, черные металлы, пластмассы и изделия из них, транспортные средства, машины и оборудование. Большую часть нефти, природного газа и нефтепродуктов Белоруссия закупает в России.

       Для  оценки степени открытости экономики  используются критерии открытости экономики: количественные и институциональные. Количественные (функциональные) критерии отражают степень влияния внешнеэкономических связей на основные макроэкономические параметры национальной экономики. Основные из них;

1. Внешнеторговая квота 

2. Объем ВВП, который  реализуется на внешних рынках, то есть экспортная квота  

3. Величина экспорта, которая  приходится на одного жителя  страны.

4. Доля иностранных инвестиций  в общем объеме инвестиций  в национальную экономику.

5. Величина инвестиций, которая  приходится на одного жителя  страны.

Институциональные критерии открытости экономики характеризуют  условия взаимодействия национальных экономических субъектов и сектора  заграницы. К ним относятся:

1. Средняя ставка таможенного  тарифа на импорт.

2. Режим конвертируемости  национальной валюты: по текущим  операциям, капитальным операциям,  полная конвертируемость; другие  валютные ограничения на использование, ввоз и вывоз валюты из страны.

3. Сложность процедур  создания совместных и иностранных  предприятий на территории страны.

4. Наличие ограничений  по размерам иностранного капитала  в уставных фондах банков, страховых  и других финансовых учреждений.

Рассмотрим показатели, характеризующие  открытость экономики Беларуси в различные периоды :

Показатели открытости экономики  Беларуси

Год

ВВП, млрд. руб.

Экспорт, млрд. руб.

Импорт, млрд. руб.

Экспортная квота

Импортная квота

2003

36565

20886

24271,8

0,571

0,664

2004

49992

29063

34796

0,581

0,699

2005

65067

33715,7

35253,9

0,518

0,541

2006

79231

42033,4

47607,6

0,531

0,601

2007

96042

52086,1

61363,2

0,542

0,639


 

       Существует  множество экономических рейтингов,  которые выставляются различным странам международными экспертами и аналитиками. В этой части работы раскроем несколько подробнее лишь небольшую часть оценочных рейтингов Республики Беларусь,  в частности Рейтинг Республики Беларусь по категориям «инвестиции и конкурентная способность экономики».

     Беларусь занимает  невысокие места в международных  рейтингах инвестиционной привлекательности. Например, в соответствии с индексом Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) по рейтингу журнала «Инститьюшинел инвестор» в 2003 г. Беларусь занимала по этому показателю 128 место в списке из 151 страны. Таким образом, в соответствии с теорией сравнительного преимущества, существуют предпосылки и острая потребность широкого и взаимовыгодного привлечения ресурсов развитых стран для социально-экономической модернизации Беларуси и стран переходной экономики вообще. Международные финансово-экономические институты (ВТО, МВФ, МБРР и другие) на основе систем межгосударственных соглашений, регулируют перемещение инвестиционных ресурсов в мировом хозяйстве, отслеживая основные параметры инвестиционной привлекательности.

       Известно  также, что Республика Беларусь  по итогам 2007 года заняла далеко не почетное 95-е место из 141 по фактическому привлечению иностранных инвестиций. Об этом сообщалось 24 сентября 2008 года в очередном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) о мировых инвестициях. Отметим, что Беларусь совершила ощутимый рывок, поднявшись за истекший год по фактическому привлечению инвестиций относительно ВВП на 27 позиций с ростом индекса с 0,423 до 0,779. А вот потенциал инвестиционной привлекательности нашей страны почти не изменился, поскольку был 0,241 в прошлом исследовании и стал 0,248 в новом исследовании.

       Беларусь заняла 190-е место по индексу восприятия национального бренда, опередив Швецию (197-е место), Украину (201-е место), США и Россию (207-е и 218-е места). Об этом сообщил сегодня пресс-секретарь Министерства иностранных дел Андрей Савиных на пленарном заседании II Международного форума "Имидж Республики Беларусь: стратегия развития", передает корреспондент БЕЛТА.

       Таким образом, эффективная открытость, позволяет привлекать относительно избыточные ресурсы мирового хозяйства для стабилизации роста в переходной экономике при наличии ряда условий, формирование большинства которых зависит от конкретных политических действий государства как внутри национальной экономики, так и во внешнеэкономической сфере.

3.2Основные тенденции  внешнеэкономической деятельности  Беларуси

Своеобразие экономики РБ состоит в том, что с одной  стороны, она находится в состоянии внутренней трансформации, с другой, выступает в качестве экономической системы открытого типа.

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

Базовым принципом стратегии  Республики Беларусь на международной  арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Ключевой приоритет внешней  политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

Основными направлениями  внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающие динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры[21].

Особенности промышленного  комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение и исторические связи определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров составляет около 50% валового внутреннего продукта страны, импорта – около 60%. Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице2 (млн. долларов США).

 

 

2000

2005

2008

2009

2010

оборот

15 972,6

32 687,4

71 952,1

49 873,2

60 167,9

экспорт

7 326,4

15 979,3

32 570,8

21 304,2

25 283,5

импорт

8 646,2

16 708,1

39 381,3

28 569,0

34 884,4

сальдо

-1 319,8

-728,8

-6 810,5

-7 264,8

-9 600,9


Табл. 2 Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь

Примечание – Источник [16]

Отрицательное сальдо внешней  торговли товарами частично компенсируется положительным результатом торговли услугами.

Динамика объемов внешней  торговли услугами Республики Беларусь приведена в таблице 3(млн. долларов США).  

 

 

2000

2005

2008

2009

2010

оборот

1 535,9

3 166,0

6 751,1

5 523,8

7 263,8

экспорт

1 000,3

2 072,7

4 187,6

3 482,0

4 478,2

импорт

535,6

1 093,3

2 563,5

2 041,8

2 785,6

сальдо

464,7

979,4

1 624,1

1 440,2

1 692,6

Информация о работе Открытая экономика: внутреннее и внешнее равновесие