Открытая экономика: внутреннее и внешнее равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность понятия открытой экономики, проследить процесс установления внутреннего и внешнего равновесия и рассмотреть особенности открытой экономики в Индии, Швеции и РБ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…....5
1Теоретические основы макроэкономического равновесия в условиях открытой экономики…………………………………………………………………….7
Открытая экономика: сущность, основные взаимосвязи…………………..7
1.1.1Счета национального дохода и национального продукта………………...9
1.1.2 Платежный баланс…………………………………………………………10
1.2 Показатели открытости……………………………………………………...14
1.2.1 Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле………………………………………………………………………………….15
1.2.2 Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов)……………………………………………………………………………….16
1.3 Модели внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия……16
1.3.1Модель «доходы-расходы»………………………………………………..17
1.3.2.Модель Манделла-Флеминга……………………………………………..24
2. Зарубежный опыт формирования открытой экономики (на примере России и Швеции)………………………………………………………………………..28
2.1 Открытая экономика России………………………………………………..28
2.2 Открытая экономика Швеции………………………………………………33
3.Республика Беларусь как пример открытой экономики…………………….37
3.1.Критерии и последствия открытости экономики Беларуси………………37
3.2Основные тенденции внешнеэкономической деятельности Беларуси…...40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………..47
Приложение А …………………………………………………………………..49
Приложение Б……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

Baranovskaya.docx

— 507.18 Кб (Скачать файл)

Табл.3 Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь

Примечание – Источник [16]

В последнее десятилетие  динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.

При этом негативные тенденции  сокращения объемов внешней торговли всех стан мира в 2009 году, обусловленные  мировым финансово-экономическим  кризисом, затронули и внешнюю  торговлю Республики Беларусь[16].

      Открытость экономики республики характеризуется числом торговых партнеров страны. Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира. Российская Федерация является основным торговым партнером Республики Беларусь. На ее долю приходится треть экспорта республики и половина импорта. Динамично развиваются торговые отношения с Украиной. После Российской Федерации это второй ключевой партнер республики среди стран СНГ. Во внешней торговле Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером.

      К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические связи, относятся Германия, Польша, Нидерланды, Латвия, Италия, Литва, Бельгия, Франция, Великобритания, Чехия, Швеция, Венгрия.

       Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатском регионе – Китайской Народной Республикой, Вьетнамом, Ираном, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива.

       В последние годы заметно возросли объемы торговли с ключевыми партнерами в Латинской Америке – Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной.

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

На уровне правительства и независимых экспертов отмечается неблагоприятная ситуация с привлечением прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику. 
       Официальный сайт президента публикует следующую информацию: "Пока приходится признать, что ситуация с привлечением в экономику страны прямых иностранных инвестиций не внушает оптимизма", - подчеркнул глава государства. "И валовые показатели здесь ни к чему", - добавил он. Как свидетельствует статистика, с 2008 года сумма прямых иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики страны на чистой основе, неуклонно снижалась. В 2009 году она составила всего $ 420 млн., что на 38% меньше предыдущего года. По мнению президента, такое падение не оправдывается только общим снижением инвестиционной активности в мире. "Причина этого в том числе и в безответственности, нежелании и неумении некоторых должностных лиц эффективно работать", - считает глава государства".  
       Прошло полгода, ситуация с прямыми иностранными инвестициями осталась прежней. "По моему мнению, работа государственных органов в этом направлении крайне неудовлетворительна, ведь чистое поступление прямых иностранных инвестиций в экономику страны составило лишь 20,4% от прошлогоднего уровня", - заявил А. Лукашенко на совещании по вопросам социально-экономического развития страны в конце августа 2010 года. То есть в I полугодии 2010 года из 4,4 миллиардов долларов, отмеченных Национальным статистическим комитетом как "инвестиции", в качестве прямых иностранных инвестиций Александром Лукашенко было признано лишь чуть более 121 миллиона долларов, что к аналогичному периоду прошлого, 2009 года составляет 20,4%[21].

       Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

       Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

       В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

       Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования) [21].

       Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

Таким образом, оценка степени  открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, ее можно оценить как малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте регулирование и формирование мирохозяйственных связей Беларусь, базируясь на протекционистских основах, имеет тенденцию к закрытости.

Следовательно, Беларусь нуждается в новой доктрине, снижающей протекционизм и преодолевающей некоторую закрытость, с ориентацией прочного вхождения в мировой рынок.

Принцип открытости экономики обладает большой привлекательностью. В оценке степени открытости экономики следует учитывать воздействие двух моментов, имеющих неоднозначные последствия.

Открытость экономики позволяет  создать рыночную дисциплину, приводит к конкуренции - источнику жизненной среды динамичной рыночной системы. Более того, если экономика открыта, то роль правительства в ограничении потоков товаров и капитала снижается, таким образом, сокращается возможность коррупции и злоупотреблений, а также ограничивается уязвимость, вызванная некомпетентностью.

Также, открытая экономика для Беларуси привлекательна тем, что благоприятствует сдвигам в политической и социальной сферах. Быть открытым - значит быть свободным, и это стимулирует приверженность этой политике. Важно при этом, чтобы предпочтения формировались на основе благоприятных результатов, а не привлекательных слов. В частности, требуют неотложного практического решения проблемы преодоления бедности и повышения экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе достигнута поставленная во введении цель, путем решения соответствующих задач, т. е. всестороннее изучение понятия открытая экономика, рассмотрение  особенностей открытой экономики в РФ и Швеции, анализ и оценка состояния открытости экономики  РБ.

На основе проведенного в  работе исследования можно сделать  следующие содержательные выводы:

1)Под открытой экономикой понимается хозяйственная система, развитие  которой направляется тенденциями в мировом хозяйстве и внешние связи которой очень прочны.

2)Основные показатели открытости: отношение экспорта и импорта к ВВП; движение капитала за границу и из-за границы; обратимость валюты; участие в международных экономических организациях.

3)Внутреннее равновесие(internal balance) — это сбалансированность спроса и предложения в условиях полной занятости и при отсутствии инфляционных процессов.

4)Внешнее равновесие предполагает поддержание нулевого сальдо платежного баланса в фиксированном или плавающем режиме валютного курса. В отдельных случаях данная проблема делится на две независимые:

    • осуществление конкретного положения счета текущих операций;
    • удержание точно определенного уровня валютных резервов

Внутреннего и внешнего равновесия нельзя достичь без соответствующей  корректировки обменного курса

5)РФ выступает во всех  видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных  хозяйствующих субъектов. Открытость  российской экономики является одним из факторов ускорения структурных преобразований и экономического роста. Необходимо устранение избыточного валютного регулирования и контроля, снятие ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, упрощение таможенного администрирования, гармонизация российских стандартов и процедур технического регулирования с международными, транспарентное и недискриминационное применение внешнеэкономического законодательства, снижение, а где это возможно - устранение нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности. Меры защиты внутреннего рынка должны применяться в тех случаях, когда импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественному производству, временно и в том объеме, который необходим для устранения или недопущения ущерба.

 

 

6)Швеция - ориентированная на экспорт смешанная экономика, в которой присутствует современная система распределения, превосходные внутренние и внешние коммуникации, и квалифицированная рабочая сила.

7) Оценка степени открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, ее можно оценить как малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте регулирование и формирование мирохозяйственных связей Беларусь, базируясь на протекционистских основах, имеет тенденцию к закрытости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 International Monetary Fund [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.imf.org/ - Дата доступа: 17.11.2011

2 OLO.ru | Все новости [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.OLO.ru/- Дата доступа: 17.11.2011

3 The World Economic Forum [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.weforum.org/- Дата доступа: 18.11.2011

4 Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004. – 448 с.

5 Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. 13Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.

6 В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с

7 Википедия –Свободная энциклопедия  [Электронный ресурс]// Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/ - Дата доступа: 17.11.2011

8 Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ -Дата доступа: 15.11.2011

9 Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М., 2003. - 267 с.

10 Группа компаний «СвеРус» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://norrbotten.ru/-Дата доступа: 19.11.2011

11 Информация о Швеции, материалы по шведскому языку [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://svspb.net/--Дата доступа: 18.11.2011

12 Конференция ЮНКТАД [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/unctad/- Дата доступа: 17.11.2011

13 Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев,

Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство ≪Дело и Сервис≫

14 Макроэкономика /Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р-Уч. пос; сер. Краткий курс-2008

15 Международная экономика - Миклашевская Н.А. - Учебник-2004

16 Министерство иностранных дел Республики Беларусь[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/- Дата доступа: 23.11.2011

17 Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.minfin.ru/- Дата доступа: 17.11.2011

18 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. /Международная экономика-М. : Высшая школа, 2002

19 Национальный статистический комитет Республики Беларусь  [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://belstat.gov.by/-Дата доступа: 23.11.2011

20 Носова Н.С., Роньшина Н.И.  /Международные экономические отношения. Конспект лекций -2008

21 Официальный интернет-портал Президента Республики [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://president.gov.by/- Дата доступа: 23.11.2011

22 Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ - Дата доступа: 15.11.2011

23 РБК daily-ежедневная деловая газета энциклопедия  [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/- Дата доступа: 17.11.2011

24 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// Режим доступа: http:// www.gks.ru/ - Дата доступа: 17.11.2011

25 Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.customs.ru/ -Дата доступа: 15.11.2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВП Швеции в 1980-2010 гг.

 

Год

Млрд. долл.

Долл.

Млрд. долл./% от ВВП

% от ВВП

ВВП

ВВП на душу населения

Внешний долг

Внутренний долг

1998

207.147

23 380

 

70,5

1999

219,853

24 794

-

65,0

2000

234,494

26 404

-

55,3

2001

242,328

27 212

-

56,6

2002

252,190

28 228

-

54,3

2003

262,546

29 279

-

52,8

2004

278,832

30 970

-

51,8

2005

295,914

32 737

516,1/175

51.6

2006

318,528

35 076

598,2/188

50,4

2007

336,036

36 733

600/178

46,4

2008

342,682

37 333

617,3/180

41.9

2009

331,504

35 964

669 / 202

41,6

2010

337,893

36 502

853,3 / 252

40,8

Информация о работе Открытая экономика: внутреннее и внешнее равновесие