Перспектива развития транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем в системе налогообложения транспортных средств и предложение путей их решения. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы системы налогообложения ТС;
2) Рассмотреть примеры ставок транспортного налога в других странах;
3) Провести статистический и эконометрический анализ показателей в системе налогообложения ТС;
4) Рассмотреть проблемы и пути их решения в системе налогообложения ТС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Сущность транспортного налога.
1.2. Субъекты, объекты и база транспортного налога
1.3. Механизм расчета ставки транспортного налога
1.4. Использование транспортного налога в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СТАВОК ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И КОРРЕЛЯЦИИ ВЕЛИЧИН В РЕГИОНАХ РФ.
2.1. Установление ставки транспортного налога и льгот в регионах
2.2. Статистический анализ поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов РФ
2.3. Эконометрический анализ зависимости ставки транспортного налога в регионах РФ от цен на бензин и количества автомобилей
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ.
3.1. Предложения правительства по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ
3.2. Собственные предложения по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 93.96 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1.    Сущность транспортного налога.

1.2.    Субъекты, объекты и база транспортного налога

1.3.    Механизм расчета ставки транспортного налога

1.4.    Использование транспортного налога в зарубежных странах

2. АНАЛИЗ СТАВОК  ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И КОРРЕЛЯЦИИ  ВЕЛИЧИН В РЕГИОНАХ РФ.

2.1.    Установление ставки транспортного налога и льгот в регионах

2.2.   Статистический анализ поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов РФ

2.3.  Эконометрический анализ зависимости ставки транспортного налога в регионах РФ от цен на бензин и количества автомобилей

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ.

3.1.    Предложения правительства по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ

3.2.   Собственные предложения по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Роль налогов в экономической  жизни любой страны очень велика, так как налоги являются источником средств, поступающих в бюджет, то есть они питают всю социальную и  государственную сферу жизни  страны, представляя собой основную составляющую доходной части бюджета.

А предметом исследования в данной курсовой является налог транспортный. Налогообложение транспортных средств является широко распространенным явлением во всем мире. При этом транспортные налоги имеют целевой характер и направляются в дорожные фонды.

Актуальность темы заключается  в том, что транспортный налог  является относительно новым для  налогообложения, а его плательщиками  выступают как физические, так  и юридические лица, которые платят за свои транспортные средства. Кроме  того, существует ряд важных проблем, которые необходимо решить с помощью  данного налога: плохие дороги, дорожные заторы в крупных городах и  загрязнение окружающей среды.

Целью данной работы является выявление проблем в системе  налогообложения транспортных средств  и предложение путей их решения. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)    Рассмотреть теоретические основы системы налогообложения ТС;

2)    Рассмотреть примеры ставок транспортного налога в других странах;

3)    Провести статистический и эконометрический анализ показателей в системе налогообложения ТС;

4)    Рассмотреть проблемы и пути их решения в системе налогообложения ТС.

Теоретической и методологической основой для выполнения работы послужили  труды ученых-экономистов, а также  нормативно-правовые акты и статистические показатели. В работе использованы монографический, диалектический, расчетно-конструктивный методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
    1. Сущность транспортного налога

 

     Налоги имеют важное значение для финансирования дорожного хозяйства России. До недавнего времени дорожные фонды формировались главным образом за счет четырех налогов:

1)      налог на реализацию горючесмазочных материалов;

2)      налог на пользователей автомобильных дорог;

3)      налог на владельцев транспортных средств;

4)      налог на приобретение автотранспортных средств.

Однако в рамках реформирования бюджетной и налоговой систем была проведена отмена налогов с  оборота. С 1 января 2001 г. был упразднен  Федеральный дорожный фонд РФ. Одновременно отменялись налоги на реализацию ГСМ  и на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей  автомобильных дорог был отменен  поэтапно: с 1 января 2001 г. его ставка снижена до 1%, а с 1 января 2003 г. он отменен окончательно.

Одновременно в целях  совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства и частичной  компенсации потерь доходов региональных бюджетов было предусмотрено преобразовать  налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог, изменить размер доли распределения налога на прибыль организаций в пользу субъектов РФ, проиндексировать ставки акцизов на нефтепродукты (автомобильный  бензин, дизельное топливо и автомобильные  масла), а также ставки земельного налога и арендной платы за землю.

Транспортный налог является региональным налогом: право его  установления и введения на территориях  субъектов РФ отнесено к компетенции  законодательных (представительных) органов  власти субъектов РФ. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон о  введении в действие этого налога. Налоговый кодекс РФ определяет общие  условия налогообложения, а субъекты РФ имеют право уточнять и конкретизировать положения НК РФ. При этом ставки, устанавливаемые субъектами РФ, могут  быть увеличены или уменьшены  не более чем в 10 раз. При установлении налога законами субъектов РФ могут  также предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в  отношении каждого транспортного  средства как произведение соответствующей  налоговой базы и налоговой ставки. [19]

При установлении регионального  налога законодательными органами субъектов  РФ определяются следующие элементы обложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и  сроки уплаты налога, а также формы  отчетности по данному региональному  налогу. Иные элементы устанавливаются  непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов могут также  предусматриваться льготы и основания  для их использования плательщиком.

Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта не вправе расширительно толковать  нормы, закрепленные в главе 28 НК РФ, в отношении иных элементов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. В отношении  транспортного налога отчетные периоды  не установлены, что означает, что  налог следует уплачивать раз  в год. Ранее аналогичный налог (налог с владельцев транспортных средств) уплачивался при прохождении  техосмотра, т. е. раз в два или три года. В субъектах РФ отчетные периоды могут быть установлены и по их итогам предусмотрена уплата авансовых платежей. При этом сумма налога, подлежащая взносу в бюджет по итогам налогового периода, определяется с учетом уплаченных в течение года авансовых платежей по транспортному налогу. [17]

    1. Субъекты, объекты и база транспортного налога

 

     Плательщиками транспортного  налога по общему правилу признаются  лица, на которых в соответствии  с законодательством Российской  Федерации зарегистрированы транспортные  средства, признаваемые объектом  налогообложения. При этом установлено  исключение из этого правила:  по транспортным средствам, зарегистрированным  на физических лицах, приобретенным  и переданным ими на основе  доверенности на право владения  и распоряжения им до момента  официального опубликования Федерального  закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы  указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по  месту своего жительства о  передаче на основе доверенности  указанных транспортных средств. [13]

Плательщики ставятся на учет в налоговых органах по месту  нахождения транспортных средств. При этом место нахождения имущества в целях постановки на налоговый учет определяется в зависимости от вида имущества по-разному:

•        местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место нахождения организации (место государственной регистрации), на которую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица — место жительства физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано);

•        местом нахождения наземных транспортных средств (автомототранспортных средств и другой самоходной техники) является место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта РФ);

•        местом нахождения транспортного средства для физических лиц, пользующихся транспортными средствами по доверенности, выданной до 29.07.02 г. на право владения или распоряжения транспортным средством, признается место жительства указанного физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Физическое лицо, на которое  зарегистрировано транспортное средство, в соответствии с НК РФ обязано  сообщить налоговому органу по месту  своего жительства о передаче на основании  доверенности указанных транспортных средств другому физическому лицу – плательщику. [17]

Юридические лица, имеющие  в своем составе филиалы или  представительства, уплачивают транспортный налог в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения структурных  подразделений по ставкам, действующим по месту расположения филиалов или представительств. Если головная организация и ее структурное подразделение находятся в разных регионах Российской Федерации, а транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения головной организации, то транспортный налог уплачивается головной организацией по месту регистрации этих транспортных средств, т.е. в бюджет субъекта Российской Федерации по месту расположения головной организации. [13]

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период для  организаций - квартал. Объекты транспортного  налога и база – на рис. 1.1. [21]

Рисунок 1.1. Объекты налогообложения  и налоговая база транспортного  налога

Объектом обложения является юридический факт государственной  регистрации транспортного средства.

Не являются объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база по региональным налогам, к которым относится  и транспортный налог, устанавливается  НК РФ и не может быть изменена правовыми  актами субъектов РФ. Она определяется в зависимости от вида транспортного  средства.

Различный порядок определения  налоговой базы предусмотрен для  следующих видов транспортных средств:

1)      в отношении транспортных средств, имеющих двигатели. В этом случае налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах;

2)      в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, базой является валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость судна в регистровых тоннах указывается в мерительном свидетельстве судна, которое выдается органами технического надзора и классификации судов;

3)       в отношении воздушных транспортных средств с реактивным двигателем, базой является количество килограммов силы тяги;

4)      в отношении других водных и воздушных транспортных средств налоговой базой является единица транспортного средства.

Указанная налоговая база установлена для всех плательщиков (юридических и физических лиц) и  для всех транспортных средств независимо от марки и страны происхождения. К каждой налоговой базе применяются  различные налоговые ставки. Организации  определяют налоговую базу по итогам каждого налогового периода самостоятельно.

1.3  Механизм расчета ставки транспортного налога    

 Порядок исчисления  и уплата налога состоит в  следующем. Юридические лица исчисляют  сумму налога самостоятельно. Транспортный  налог рассчитывают путем умножения  налоговой базы на соответствующую  налоговую ставку. А физические  лица сами транспортный налог  не рассчитывают. За них это  делает налоговый орган по  месту регистрации транспортного  средства.

Рассчитывается налог  на основе данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию  транспортных средств, с последующим  выставлением гражданам налоговых  уведомлений. Таким образом, налогоплательщики  — физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Органы, осуществившие государственную  регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые  органы по своему местонахождению о  транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в  этих органах, в течение 10 дней после  их регистрации или снятия с регистрации. К тому же органы, осуществляющие государственную  регистрацию, обязаны до 1 февраля  текущего календарного года сообщить в налоговые органы о транспортных средствах и лицах, на которых  они зарегистрированы, а также  обо всех изменениях, произошедших за календарный год [3].

Информация о работе Перспектива развития транспортного налога