Перспектива развития транспортного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем в системе налогообложения транспортных средств и предложение путей их решения. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы системы налогообложения ТС;
2) Рассмотреть примеры ставок транспортного налога в других странах;
3) Провести статистический и эконометрический анализ показателей в системе налогообложения ТС;
4) Рассмотреть проблемы и пути их решения в системе налогообложения ТС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Сущность транспортного налога.
1.2. Субъекты, объекты и база транспортного налога
1.3. Механизм расчета ставки транспортного налога
1.4. Использование транспортного налога в зарубежных странах
2. АНАЛИЗ СТАВОК ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И КОРРЕЛЯЦИИ ВЕЛИЧИН В РЕГИОНАХ РФ.
2.1. Установление ставки транспортного налога и льгот в регионах
2.2. Статистический анализ поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов РФ
2.3. Эконометрический анализ зависимости ставки транспортного налога в регионах РФ от цен на бензин и количества автомобилей
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ.
3.1. Предложения правительства по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ
3.2. Собственные предложения по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 93.96 Кб (Скачать файл)

Представим исходные данные на графике и построим линию тренда с помощью инструмента «Диаграммы – линия тренда» в MS Excel. Линейный тренд отображен на рисунке 2.6.

Рис 2.6. Зависимость ставки транспортного налога и количества автомобилей на 1000 человек. Линейный тренд.

И другой метод – на основе диаграммы с построением линии  тренда. Трендом в данном случае является кривая, показывающая изменение  переменных во времени – рисунок 2.7.

Рис. 2.7. Зависимость ставки транспортного налога и количества автомобилей на 1000 человек. Полиноминальный  тренд.

Данный метод поможет  дать более точный прогноз, поэтому  для прогноза воспользуемся именно моделью №2 c максимальным R^2. В уравнение y=0,0021x2 - 0,892x + 105,44 подставим вместо x значение количества автомобилей на 1000 человек – 260 и 270, получим среднее значение ставки транспортного налога y=15,48 и 17,69 соответственно за автомобиль до 100 л.с. Значит, прослеживается тенденция: чем больше автомобилей в регионе – тем больше ставка налога. Можно сделать прогноз по ставкам и на уровне России. На 2010 год в России в целом на 1000 человек приходится 228,3 автомобиля, а в данной выборке среднее значение ставки составляет (8+24+10+20+14)/5= 15,2 р за 1 л.с. Примерный рост количества авто на 1000 человек в год – около 10 транспортных средств, то есть 260 и 270 – эта числа на 2013 и 2014 года при сохранении прежней тенденции роста.

Таким образом, в данной главе  были рассмотрены ставки налогов  и их динамика на протяжении трех последних  лет в Удмуртской Республике, Республике Татарстан, Кировской и Самарской  областях и Санкт-Петербурге, а также  оценена зависимость ставки транспортного  налога от цены на бензин (76%) и количества автомобилей (69%). В Удмуртской Республике наименьший доход бюджета от сбора  данного налога, что обусловлено  не только более низкими ставками для основной категории транспортных средств, но и меньшим количеством  автомобилей у населения. Расходы  дорожного фонда УР, как и доходы бюджета от транспортного налога имеют восходящий тренд.

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ

3.1.         Предложения правительства по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ    

 Основные тенденции  реформирования транспортного налога  заключаются в предложении включения  налога в стоимость бензина,  что приведет к росту цены  за литр на 50-60 копеек и попытке  существенно увеличить ставку  налога для автомобилей, являющихся  средством роскоши (в отношении  легковых автомобилей с мощностью  двигателя свыше 410), в следствие чего ожидаются дополнительные поступления в региональные бюджеты на сумму около двух миллиардов рублей.

Сторонники первой идеи уверяют, что таким образом можно добиться справедливости, ведь средства предназначены  для восстановления дорог. И тот, кто чаще ездит по ним, будет платить  больше. Такое предложение появилось  уже достаточно давно, но до сих пор  находится на стадии рассмотрения. Авторы законопроекта отмечают как  плюс, что чиновникам больше не придется "вручную" увеличивать ставки налога - они сами будут расти  пропорционально цене бензина. Но если сейчас повышение налога публично, и водители при большом желании  могут на него влиять, то с принятием  поправок в Налоговый кодекс процесс  станет практически неконтролируемым.

Данную инициативу также  можно считать направленной на улучшение  экологии -   однако у водителей и сегодня есть стимул переходить, например, на газ. Ведь он традиционно дешевле бензина. Кроме того, последние поправки в Налоговый кодекс допускают установление дифференцированных налоговых ставок с учетом возраста машины и ее экологического класса.

А вот один из самых существенных минусов – отсутствие льгот при  такой форме налогообложения. Сегодня  регионы своими законами могут устанавливать  льготы по транспортному налогу для  различных категорий граждан - ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, крестьян, бюджетных  организаций и других. Можно и  нужно рассматривать предложения  по совершенствованию транспортного  налога. Но надо понимать, что сложившаяся  система проверена временем и  действует. Идея с бензином в том  виде, в каком она представлена нашему комитету, пока, на мой взгляд, сырая. В этом уверен член Комитета Госдумы по бюджету и налогам  Сергей Чижов. [48]

Действующий президент России Владимир Путин также считает, что  увеличение акциза на бензин было бы более  справедливым, поскольку человек  будет платить в зависимости  от того, сколько он ездит. Но по просьбе  губернаторов оставили все как есть, поскольку поступления от транспортного  налога идут в региональные бюджеты. Но в перспективе изменения возможны.

[36]

Данную инициативу пару лет  назад поддержала Межрегиональная  организация «Федерация автовладельцев». Они направили письмо в администрацию  президента РФ с просьбой заменить вид налогообложения транспортных средств. Вот отрывок из письма. «С учетом особенностей транспортного  налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить: «уровень воздействия  транспортного средства на состояние  дорог общего пользования. Исходя же из конституционно-правового смысла транспортного налога, определенного  выше, как источника компенсации  обычного износа автомобильных дорог  общего пользования. А так же исходя из того, что законно установленный налог должен иметь экономическое обоснование, следует, что нормы подп.1 п.1 ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации и п.1 ст.361 Налогового кодекса Российской Федерации (ставки налога на единицу мощности) противоречат ст.57 Конституции Российской Федерации, поскольку не имеют экономического обоснования, в силу чего являются произвольными.

Предлагаем один из следующих  вариантов реформирования системы  налогообложения. 1. В случае если целью  взимания транспортного налога является компенсация износа дорог общего пользования, предложить федеральному законодателю установить в качестве налоговой базы транспортного налога для наземных транспортных средств  массу автомобиля (или нагрузку на ось), поскольку именно данный показатель напрямую связан со степенью вреда, причиняемого дорожному покрытию.

2. В случае если целью взимания транспортного налога является возмещение вреда, причиняемого экологическому состоянию, предложить федеральному законодателю установить в качестве налоговой базы транспортного налога количество вредных веществ в отработанных газах (т.е. взимать транспортный налог в зависимости от стандарта, к которому относится транспортное средство: Евро2, Евро3 и т.п.).

3. В случае если целью  взимания транспортного налога  является и компенсация износа  дорог общего пользования, и  возмещение вреда, причиняемого  экологическому состоянию воздуха,  то предложить федеральному законодателю  при определении налоговой базы  разработать классы транспортных  средств, в рамках которых установить  размеры налоговых ставок.

4. В случае если федеральный  законодатель по каким-либо причинам  затрудняется определить налоговую  базу путем использования указанных  выше критериев, то предложить  федеральному законодателю использовать  общий принцип взимания налога  на имущество, где критерием  выступает стоимость. В этом  случае установить общую для  всех видов имущества налоговую  ставку, дифференцированную в зависимости  от стоимости имущества в рамках  от 0,1 процента от стоимости объекта  налогообложения, до 0,3 процента  от стоимости объекта налогообложения.

При этом мы предлагаем более  понятное и справедливое решение  по данному вопросу это вложить  транспортный налог в стоимость  топлива. В этом случае каждый гражданин  Российской Федерации будет понимать, что платит только конкретное движение своего автомобиля и Государство  имеет моральное право взимать  данный налог. Такое решение также  упростит собираемость налога и сократит расходы на содержание аппарата Федеральной Налоговой Службы. [45]

Вопрос о вводе налога на роскошь уже является предметом  дискуссий достаточно давно. Затронул он и автомобильную тематику. За легковые авто с мощностью двигателя  свыше 410 лошадиных сил предлагается обозначить ставку в размере 300 рублей с 1 лошадиной силы. Регионы имеют  право увеличивать эту ставку, но не имеют права ее понизить. Минфин ранее сообщал, что повышение  ставок транспортного налога коснется примерно 20 тысяч автомобилей, из которых  семь тысяч находятся в Москве и одна тысяча в Московской области. В число автомобилей, попадающих под действие нового законопроекта попадут такие марки как Maybach, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Bentley, Aston Martin, Rolls Royce, Chevrolet Corvette, а также шестилитровых Mercedes и BMW седьмой серии. [47]

Также интересной представляется идея, которая может быть реализована  через 10 лет: на машины предлагается в  обязательном порядке ставить систему  ГЛОНАСС и начислять налог  за километраж. Главной проблемой  применения такой схемы исчисления налога в России являются высокие  затраты по оснащению специальными датчиками автомобили для контроля над количеством пройденных километров. Отслеживание же информации о том, сколько  проехала та или иная машина при  помощи спутниковой системы требует  решения вопроса вмешательства  в частную жизнь граждан. Или  стимулировать людей покупать автомобили, которые меньше загрязняют атмосферу. Как отмечают специалисты, основное загрязнение происходит за счет старых автомобилей. Министерство промышленности и торговли подготовило законопроект, где предлагается для машин старше 15 лет к транспортному налогу применять повышающий коэффициент 3. [32]

И еще одно предложение  по совершенствованию действующей  системы налогообложения – предоставить полномочия по сбору транспортного  налога страховым компаниям. Но в  данном случае деньги будут переведены в бюджет Российской Федерации. С  таким предложением выступил заместитель  руководителя Федеральной налоговой  службы Кирилл Янков. Сейчас каждый из автомобилистов должен ежегодно платить  не только транспортный налог, но и  оплачивать ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. [46]

Многие города сейчас активно  борются с пробками. Однако с помощью  транспортного налога решить эту  проблему на данный момент не представляется возможным. Налог, зависящий от мощности двигателя, не увеличит количество компактных машин. На улицах много крупных автомобилей  с небольшой мощностью двигателя, а те, кто может позволить себе новый Porsche Carrera GT с двигателем мощностью 550 лошадиных сил, заплатят налог без труда. Транспортный налог не только не сократит количество крупногабаритных автомобилей на улицах, но и ударит по кошельку тех, кто ездит на «Волгах» и старых иномарках с большим объемом двигателя. Эксперты убеждены, что компактные малолитражки действительно могут решить проблему города. Однако меры, которые предлагает правительство, неэффективны из-за неверного расчета суммы налога. Западный опыт показывает, что наиболее рациональным способом расчета суммы транспортного налога является ее привязка к габаритам и массе автомобиля. Однако пока речи об изменении расчета суммы налога не идет. [28]

3.2.         Собственные предложения по реформированию системы налогообложения транспортных средств в РФ    

 На мой взгляд, реформирование  системы налогообложения транспортных  средств стоит начинать с проблем, которые существуют в области автотранспорта, стимулируя или дестимулируя определенные процессы.

К проблемам можно отнести  плохие дороги, пробки в крупных  городах, загрязнение атмосферы. Де факто транспортный налог не идет полностью на ремонт и строительство  дорог, как считают многие автомобилисты. В разных регионах средства от налога идут на разные цели и в разных пропорциях. А вот дороги разбиваются каждую весну и преимущественно живут  без ремонта не более 1-2 сезонов, и зависит степень повреждения  дорожного полотна от массы автомобилей, которые по нему ездят. Поэтому логично  учитывать при установлении ставок транспортного налога и силу, с  которой автомобиль воздействует на покрытие. Нет смысла делать ставку налога в виде массы автомобиля, но учитывать это налог должен.

Кроме того, влияние автомобиля конкретного человека на дорожное полотно  зависит от того, сколько автомобиль проехал по этому асфальту. Основная претензия к текущей системе  налогообложения – единая величина налога для автомобилей одной  марки с разным пробегом за год. В  связи с этим логично включить транспортный налог в стоимость  бензина, однако серьезные потери понесут транспортные компании и это отразится в повышении цен на билеты, грузоперевозки или поездки в такси. Также сложно будет предоставлять льготы. Некоторые регионы могут потерять средства из-за того, что этот налог фактически перестанет быть региональным, а станет федеральным. Да и тенденция к росту числа электромобилей на улицах тоже идет в разрез с предложением о включении налога в цену бензина, поэтому минусы скорее перевешивают плюсы. Стимулировать к покупке автомобилей с меньшим объемом двигателя и, следовательно, меньшей массой лучше более низкими ставками налога для такой категории автомобилей.

Эксперты прогнозируют минимальный  рост цен на бензин около 50-60 коп. за литр (это 2% для стоимости бензина в Удмуртии). [48] Посмотрим на такое решение с позиции владельца достаточно популярной категории автомобилей -  с мощностью около 95 л.с. (большинство отечественных автомобилей и недорогие иномарки). В Удмуртии транспортный налог на данный момент составит для нее 760 рублей в год. Еще 28 000 рублей среднестатистический владелец потратит на бензин (1000 километров в год с расходом топлива 10л/100 км). То есть налог составляет 2,7% от годового расхода денежных средств на топливо. То есть и бензин для владельца авто с мощностью 95 л.с. в Удмуртии должен будет подорожать с 28 рублей за литр до 28,75 руб.

Но это не значит, что  автомобиль с мощностью 190 л.с. будет потреблять в два раза больше бензина. Современные технологии обеспечивают расход топлива такого автомобиля всего на 20-30% больше, чем у рассматриваемого. Владелец автомобиля с 190 л.с. за бензин отдаст 36400 рублей, а налог заплатит 9500 рублей (доля = 3,8%). То есть для него при новой системе налогообложения бензин должен будет подорожать на 1 руб 5 копеек, а не на 50-60 копеек. Поэтому в проигрыше остаются владельцы наиболее популярной категории ТС – до 100 л.с.

Информация о работе Перспектива развития транспортного налога