Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные причины миграции, определить выгоды и ущерб от миграции, рассмотреть основные направления государственного регулирования миграционных процессов, определить основные направления миграционной политики развитых стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы международной трудовой миграции…………...5
1.1. Сущность, виды миграции и их характеристика……………………….5
1.2. Экономические составляющие трудовой миграции…………………...8
1.3. Государственное регулирование миграционных процессов…..……..10
Глава 2. Анализ основных направлений миграционной политики развитых стран………………………………………………………………………………....16
2.1. Анализ миграционной политики Франции……………………………16
2.2. Анализ миграционной политики Германии…………………………..24
2.3. Оценка преимуществ и недостатков миграционной политики развитых стран…………………………………………………………………..….32
Глава 3. Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ…………………………………...36
3.1. Анализ миграционной политики РФ…………………………………..36
3.2. Совершенствование миграционной политики РФ с учетом международного опыта……………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………………45
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы международной трудовой миграции…………...5

          1.1. Сущность, виды миграции и их характеристика……………………….5

          1.2. Экономические составляющие трудовой миграции…………………...8

          1.3. Государственное регулирование миграционных процессов…..……..10

Глава 2. Анализ основных направлений миграционной политики развитых стран………………………………………………………………………………....16

          2.1. Анализ миграционной политики Франции……………………………16

          2.2. Анализ миграционной политики Германии…………………………..24

          2.3. Оценка преимуществ и недостатков миграционной политики развитых стран…………………………………………………………………..….32

Глава 3. Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ…………………………………...36

          3.1. Анализ миграционной политики РФ…………………………………..36

          3.2. Совершенствование миграционной политики РФ с учетом международного опыта……………………………………………………………41      

Заключение…………………………………………………………………………45

Список использованной литературы……………………………………………...47

Приложение 1. Показатели международной миграции населения и рабочей силы в развитые страны……………………………………………………………50

Приложение 2. Международная миграция населения в России………………...51

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

          Одним из проявлений интернационализации и глобализации экономической и социально-культурной жизни человечества, а также последствий войн, переворотов, революций, экономических кризисов    и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировым сообществом и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, а также беженцы и вынужденные мигранты, покидающие родные страны не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Массовость потоков и тяжесть положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Так массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений XXI века.

          Объектом исследования данной  работы является мировое хозяйство,   предметом – экономические отношения, появляющиеся в процессе миграции трудовых ресурсов.

          Цель работы: рассмотреть основные причины миграции, определить выгоды и ущерб от миграции, рассмотреть основные направления государственного регулирования миграционных процессов, определить основные направления миграционной политики развитых стран.

       В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:

          - определить сущность, виды  миграции и их характеристику;

          - выявить экономические составляющие трудовой миграции;

          - рассмотреть государственное регулирование миграционных процессов;

          - проанализировать миграционную политику Франции и Германии;

        - определить преимущества и недостатки миграционной политики развитых                   стран

          - рассмотреть миграционную политику Российской Федерации;

          - предложить пути совершенствования миграционной политики

            Российской Федерации с учетом международного опыта.

          Теоретической базой курсовой работы послужили научная и учебная литература  зарубежных и отечественных авторов, таких как Киреев А. П., Дадалко В. А., Сидорович А. В., Шреплер Х. А. и др.

          Информационную базу составили данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

          Теоретическая значимость курсовой работы состоит в изучении широкого круга литературных источников и статистической информации по теме международной трудовой миграции.

           Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования при определении перспектив стратегического развития регионов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы международной трудовой миграции

 

1.1. Сущность, виды миграции и их характеристика

 

     Международное разделение  труда  как   высшая     ступень        развития общественного    территориального      разделения     труда      между   странами, предусматривающая    устойчивую концентрацию  производства  определенной продукции в отдельных    странах,       предусматривает    наличие  в  различных странах трудовых ресурсов  различного  объема  и  квалификационного состава. Широкая  трактовка  международного  разделения  труда   как обособления отдельных видов человеческой  деятельности  необязательно подразумевает   его   последующую   кооперацию   –   основанный    на международном  разделении  труда  устойчивый  обмен  между   странами продуктами,   производимыми   ими    с    наибольшей    экономической эффективностью.  Но  если   такая   кооперация   осуществляется,   то происходить     она    может в двух формах: международного  обмена  товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения  труда, либо   на  основе  межгосударственного  перемещения  самого  труда   – международной трудовой миграции [11, с. 218].

          Международная    миграция   –   явление     далеко не  новое.  В  условиях

неразвитости    статистики  и   пограничной  системы  потоки  международных

мигрантов   вообще  не  фиксировались  государственными  органами.  Да    и

сегодня    определить    точно    объемы  международного  перемещения  этого

важнейшего   фактора  производства представляется довольно-таки  сложным

делом.

    Международная миграция рабочей силы представляет собой  процесс перемещения     трудовых   ресурсов    из    одной   страны    в  другую  с  целью трудоустройства  на более  выгодных условиях, чем   в   стране происхождения.

          Помимо  экономических  мотивов  процесс  международной  миграции   обусловливается   также    соображениями    политического, этнического, культурного, семейного, военного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого  явления – международной миграции населения, когда данный  процесс  не  связан прямо с трудоустройством.

          Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:

          Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

          Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.  Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства [11, с. 220].

          Международные мигранты подразделяются на  пять основных категорий:

          - иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну;

          - работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

          - нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

          - лица, просящие убежища. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

          - беженцы. Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств [12, с. 345].

          В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран  с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Кроме того, международная миграция может быть результатом политических и социальных конфликтов и не связана только с различиями в заработной плате. В целом, в настоящее время  можно сказать, что решение эмигрировать базируется как правило на сравнении качества жизни дома и в стране назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Экономические составляющие трудовой миграции

 

          Мировой рынок труда возник в период формирования мирохозяйствен- ных связей и является частью мирового рынка. Он включает не совокупную рабочую силу всех стран, а только ту ее часть, которая ищет найма заграницей. Мировой рынок труда проявляется в международной миграции рабочей силы – эмиграции и иммиграции. Интенсивность миграции порождает подъемы и спады экономического развития стран.

          Последствия миграции для стран иммиграции. Использование иностранной рабочей силы приносит странам иммиграции существенные выгоды. Вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) диспропорции в народном хозяйстве. На обучении иностранных рабочих, а особенно – специалистов достигается значительная экономия.

          Иностранная рабочая сила, как правило, оплачивается ниже, давая экономию фирмам. Большую роль иммигранты играют в омоложении трудовых ресурсов.

          За счет потребления иммигрантов расширяется емкость внутренних рынков принимающей страны, а аккумулированная на их счетах в сберкассах значительная сумма денег может быть использована как дополнительный источник  накопления. Та часть заработной платы, которую иностранцы переводят на родину, создает предпосылки для спроса на товары принимающей страны в странах их происхождения [11, с. 231].

         Вместе с тем,  иммиграция связана с рядом проблем и противоречий не только экономического плана (занятость, жилье и т.п.), но и социально-политического и нравственного. Иммиграция из стран со сложной общественно-политической, санитарно-эпидемиологической обстановкой  ухудшает социальную, криминогенную ситуацию в принимающих странах, а также создает базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма. Практически во всех странах иммиграции существует недовольство коренного населения, которое в годы экономических спадов проявляется довольно бурно виде национализма и социальных конфликтов, поскольку приезжающие из-за рубежа сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения, также понижаются реальные зарплаты неквалифицированной рабочей силы.

          Последствия миграции для стран эмиграции. Воздействие на эмиграционные потоки оказывают не только безработица и разница в заработной плате, но и специальная эмиграционная политика стран происхождения. Эмиграция облегчает положение в случае напряжения на внутреннем рынке труда. После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие. Переводы эмигрантов для

некоторых стран являются основным источником получения иностранной валюты. Например, Йеменская Арабская Республика в 2007 году получила от своих эмигрантов  1,3 млрд. долларов, что во много раз превышало активное сальдо от экспорта товаров [10, с. 47].

          Вместе с тем, эмиграция наносит странам происхождения и определенный ущерб. Потеря части трудовых ресурсов, причем в наиболее трудоспособном возрасте, приводит к старению возрастной структуры трудящегося населения. Теряются затраты, которые страна произвела на подготовку покинувших ее кадров. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов – «утечка умов» для развивающихся стран.

          Таким образом,  миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное отношение общества к мигрантам, так и неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

 

 

 

1.3. Государственное регулирование миграционных процессов

        

          Миграционные процессы оказывают многооаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. В современных условиях государственное регулирование в этой области является многоплановым и направленным как на увеличение выгод, так и  смягчение ущерба для вовлеченных в эти процессы стран.

          Международно-правовую основу для внешней трудовой миграции составляют Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975 г.), Итоговый документ Венской встречи 1986 г. Представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству  в Европе, рекомендации и конвенции Международной организации труда (МОТ) о внешней трудовой миграции и положении трудящихся-мигрантов, а также Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей [14, с. 289].

          Целями государственного регулирования экспорта рабочей силы являются: защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах-реципиентах; возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

Информация о работе Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ