Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные причины миграции, определить выгоды и ущерб от миграции, рассмотреть основные направления государственного регулирования миграционных процессов, определить основные направления миграционной политики развитых стран.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы международной трудовой миграции…………...5
1.1. Сущность, виды миграции и их характеристика……………………….5
1.2. Экономические составляющие трудовой миграции…………………...8
1.3. Государственное регулирование миграционных процессов…..……..10
Глава 2. Анализ основных направлений миграционной политики развитых стран………………………………………………………………………………....16
2.1. Анализ миграционной политики Франции……………………………16
2.2. Анализ миграционной политики Германии…………………………..24
2.3. Оценка преимуществ и недостатков миграционной политики развитых стран…………………………………………………………………..….32
Глава 3. Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ…………………………………...36
3.1. Анализ миграционной политики РФ…………………………………..36
3.2. Совершенствование миграционной политики РФ с учетом международного опыта……………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………………45
Список использованной литературы………………………
Период
Нетто-миграция, в среднем
за период
Период
Нетто-миграция, в среднем
за период
1950-1954
55
1980-1984
-22
1955-1959
14
1985-1989
391
1960-1964
180
1990-1994
538
1965-1969
161
1995-1999
227
1970-1974
178
2000-2004
200
1975-1979
66
2005-2009
198
На основании данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что самый высокий миграционный прирост отмечался в период с 1990 по 1994 гг. – 538 тыс. чел., а также в периоды с 1985-1989 – 391 тыс. чел. и с 1995-1999 – 227 тыс. чел. Самый низкий миграционный прирост отмечался в период с 1980-1984 гг. и составил (-22)тыс. чел., а также в послевоенный период с 1955-1959 – 14 тыс. чел.
Единственный для Германии способ восполнить кадровые недостатки в краткосрочной перспективе – импорт трудовых ресурсов. С одной стороны, концентрация «умов» в результате привлечения иностранных кадров ускоряет развитие и повышает статус страны, что приводит к увеличению притока не только квалифицированных ученых, но и квалифицированных рабочих. С другой стороны, привлекательность территории для проживания увеличивает поток нелегальной миграции, неконтролируемый рост которой способен дестабилизировать экономику, замедлить темпы развития, существенно ухудшить криминальную обстановку и привести к трансформации социокультурного ядра [16, с. 40]. Поэтому формирование эффективной и рациональной политики в области регулирования рынка труда является одной из важнейших задач немецкого правительства.
За последние пять лет был принят ряд мер, стимулирующих приток квалифицированной рабочей силы и ограничивающих нелегальную иммиграцию. Среди этих мер следует выделить программу выдачи так называемых «Зеленых карт», представляющую собой систему по привлечению квалифицированных кадров в Германию. В соответствии с этой программой только в августе 2004 года в ФРГ было приглашено около 10000 работников на пятилетний срок, около 20000 иностранцев было привлечено на срок до трех лет[18, с. 75]. Также в Германии созданы компании, специализирующиеся на привлечении иностранных работников в области информационных технологий, наиболее известная из них – «Power Service GmbH». Вместе с тем усложнились требования к иностранным претендентам на рабочие места: необходимым условием является знание языка и диплом высокого уровня.
Отрицательный с 1975 г. естественный прирост, самая значительная среди развитых стран мира доля населения старше 65 лет (20,2% в 2007 г.), низкий суммарный коэффициент рождаемости (1,39) – свидетельствуют о серьезной демографической проблеме, возникшей в Германии во второй половине XX в. [36]. При всей неоднозначности текущей макроэкономической, социальной, пространственной ситуации в стране, существует позиция, что именно демографическую проблематику следует рассматривать как наиважнейшую для современной Германии. С другой стороны, понятной по ряду причин представляется и позиция ограничения иммиграции – историческая аргументация соседствует с национально-политической, социальной (государство несет огромные расходы на прием и обустройство переселенцев).
Обе эти идеи должны быть дополнены еще несколькими специфическими для Германии и универсальными соображениями:
- как и в подавляющем большинстве развитых стран мира, настрой общественного мнения в Германии не способствует политике «открытых дверей». И, так же как и везде в мире, действующие правящая власть вынуждена в определенной мере «подстраиваться» под настроения общества;
- вплоть до конца ХХ в. Германия не была страной иммиграции; на законодательном уровне отсутствовали нормативные акты в области иммиграции и миграционной политики;
- уже в 70-е годы в стране фактически произошел конфликт между политикой и повседневной административной практикой: официально не принимающее государство практически институциализировало различные типы фактической миграции в ФРГ;
- действительна позиция моральной репатриации немецкой национальной истории по отношению к евреям. Ее результатом фактически стала программа еврейской иммиграции, оказывающая заметное влияние на реальную иммиграционную картину страны;
- по Конституции ФРГ и Закону об изгнанных и беженцах (1953 г.) все лица немецкой национальности, подвергшиеся в 40-е годы изгнанию с родных земель и проживающие до 8 мая 1945 года в бывших немецких восточных землях или вне Германии имеют право на репатриацию в Германию, а фактически на иммиграцию в нее;
- Растущая интернационализация производства, распределение рынков труда накладывают обязательства активного участия в миграционных процессах. Свобода движения внутри ЕС и ЕЭП предопределяет значительный международный трудовой обмен, в том числе с восточноевропейскими членами ЕС;
- все более значимыми становятся требования внутреннего рынка труда – некоторые отраслевые сегменты уже сейчас не справляются с существующей нагрузкой и нуждаются в притоке специалистов извне.
Каждая из этих позиций накладывает свои ограничения и требования на современную иммиграционную политику страны [28, с. 59].
Законодательная база Германии в области миграции включает ст. 16а Конституции 1949 г. с изменениями 1993 г.; Закон о процедуре предоставления убежища 1992 г. с изменениями 1993 г.; Закон об иностранцах 1990 г. с изменениями 1993 г. Их выполнение возложено на Федеральное ведомство по признанию иностранных беженцев, Пограничную полицию, Ведомство по делам иностранцев. Процедура въезда в страну и предоставления убежища предусматривает, что прибывшее на границу лицо, ищущее убежище, не допускается к въезду в страну Пограничной полицией, если оно прибыло из безопасной третьей страны, упомянутой в Законе о процедуре предоставления убежища (все страны ЕЭС, Австрия, Чешская Республика, Финляндия, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария). Эта процедура предусматривает, что въезд также запрещается, если обнаружится, что лицо, ищущее убежище, уже пользовалось защитой от преследований в другом государстве и может туда вернуться; или если это лицо представляет опасность для общества, поскольку было осуждено немецким судом за совершение серьезного преступления.
Общее число иностранцев в Германии составляет, по самым скромным оценкам, 11,5—12 млн. человек [36]. И только о части из них можно с уверенностью сказать, что они приехали сами, и их никто не звал. Официальная государственная миграционная политика ФРГ направлена на ограничение дальнейшего притока иностранцев из стран "третьего мира", включая помощь в добровольной репатриации и даже реинтеграции репатриантов на родине.
Для государственной миграционной политики ФРГ важным является принцип — ФРГ не является страной иммиграции и не должна стать ею в будущем. Основой этого является обновленный Закон об иностранцах, вступивший в силу с 2000 г. [28. с. 67].
Немцем, в соответствии со ст.116 Основного Закона (Конституции) ФРГ 1949 г., считается гражданин, «если иное не установлено законом, тот, кто обладает германским гражданством или тот, кто был принят на территории Германской империи по её состоянию на 31 декабря 1937 г. в качестве беженца или перемещённого лица немецкой национальности, или в качестве супруга или потомка одного из этих лиц».
Итак, за 1951-2007 гг. численность иностранного населения выросла с 506 тыс. чел. до 6700 тыс. чел. в 2008 г., увеличившись таким образом почти в 13 раз (см. табл. 4).
Таблица 4 - Численность населения, граждан Германии и иностранцев, 1951-2007 гг.
Годы | Общая численность населения, тыс. чел. | Численность Граждан ФРГ | Численность иностранцев | ||
тыс. чел. | %
| тыс. чел. | %
| ||
1951 | 50808,9 | 50302,9 | 99,0 | 506,0 | 1,0 |
1961 | 56174,8 | 55488,6 | 98,8 | 686,2 | 1,2 |
1971 | 61502,5 | 58063,8 | 94,4 | 3438,7 | 5,6 |
1981 | 61719,2 | 57089,5 | 92,5 | 4629,7 | 7,5 |
1990 | 63725,7 | 58383,2 | 91,6 | 5342,5 | 8,4 |
2000 | 80274,6 | 74392,3 | 92,7 | 5882,3 | 7,3 |
2005 | 81881,6 | 74567,5 | 91,1 | 7314,1 | 8,9 |
2008 | 82501,0 | 75801,0 | 91,9 | 6700,0 | 8,1 |
Из данных, приведенных в таблице, следует, что самая высокая численность иностранцев в Германии отмечалась в 2005 году – 8,9%, в 1990 году – 8,4% и в 2008 году – 8,1%. Самая низкая численность иностранного населения отмечалась в 1951 году – 1,0 % и в 1961 году – 1,2 % [36].
Основу закона об иммиграции составляют рекомендации Независимой комиссии по иммиграции в Германии, сформированной в 2000 г. правительством ФРГ из специалистов в области миграции и трудовых отношений для разработки новой иммиграционной стратегии. Отчет комиссии «Структурируя иммиграцию — поощряя интеграцию» («Structuring Immigration — Fostering Integration»), представленный Бундестагу в июле 2001 г., содержал предложения, с учетом которых основные направления иммиграционной политики в новом законе обобщаются следующим образом:
- содействовать постоянной иммиграции квалифицированных специалистов, опираясь на балльную систему отбора по таким критериям, как возраст, квалификация, профессиональный опыт, знание языка;
- разрешить германским работодателям нанимать на работу ограниченное число временных мигрантов на срок до пяти лет с целью покрытия дефицита рабочей силы. Для оценки дефицита рабочей силы на рынке труда следует использовать два метода: методы статистического анализа, проводимого в Министерстве занятости, изучение спроса на рабочую силу со стороны предприятий;
- разрешить временным мигрантам претендовать на статус постоянного жителя при условии их успешной интеграции на рынке труда и в общественную жизнь, а также прохождения балльного оценивания;
- развивать подготовку иностранных студентов и стажеров (программа 18 плюс). Это — важный компонент иммиграционной стратегии, поскольку он дает Германии определенные преимущества в конкурентной борьбе за квалифицированных специалистов;
- привлекать инвесторов и предпринимателей, желающих делать инвестиции или организовать свой бизнес в Германии;
- привлекать видных деятелей науки как в форме временной, так и постоянной миграции;
- содействовать скорейшей интеграции иммигрантов, решающим фактором которой является знание немецкого языка;
- ускорить реализацию положений амстердамских соглашений о
проведении единой общеевропейской политики по отношению к беженцам и лицам, ищущим убежище [31, с. 6].
Первоначальное число постоянных и временных иммигрантов члены комиссии по иммиграции оценили в 20 тыс. человек в год без учета членов их семей. Численность бизнес-иммигрантов, иммигрантов — видных деятелей науки, а также иностранных студентов ограничивать не рекомендуется [28, с.70].