Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные причины миграции, определить выгоды и ущерб от миграции, рассмотреть основные направления государственного регулирования миграционных процессов, определить основные направления миграционной политики развитых стран.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы международной трудовой миграции…………...5
1.1. Сущность, виды миграции и их характеристика……………………….5
1.2. Экономические составляющие трудовой миграции…………………...8
1.3. Государственное регулирование миграционных процессов…..……..10
Глава 2. Анализ основных направлений миграционной политики развитых стран………………………………………………………………………………....16
2.1. Анализ миграционной политики Франции……………………………16
2.2. Анализ миграционной политики Германии…………………………..24
2.3. Оценка преимуществ и недостатков миграционной политики развитых стран…………………………………………………………………..….32
Глава 3. Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ…………………………………...36
3.1. Анализ миграционной политики РФ…………………………………..36
3.2. Совершенствование миграционной политики РФ с учетом международного опыта……………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………………45
Список использованной литературы………………………
Основой эмиграционной политики является регулирование всех трех фаз эмиграционного цикла, включая отъезд работника из страны, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это означает соблюдение следующих принципов:
- общепризнанных прав граждан на свободу перемещений и трудоустройства;
- гарантия возможности возвращения мигрантов на родину;
- обеспечение стабильности поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся – мигрантов;
- содействие смягчения безработицы, благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом;
- ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
- оздоровление внутреннего рынка труда, благодаря приему репатриантов, получивших за рубежом профессиональные навыки, необходимые для развития национальной экономики;
- предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. Под эгидой ООН был принят ряд важных документов, нацеленных на обеспечение гражданам возможности осуществлять профессиональную деятельность в других странах на условиях, исключающих ущемление их законных интересов и достоинства, дискриминацию в отношении их прав и способствующих преодолению препятствий экономического, социального и политического характера.
Принятый ООН в 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах закрепил норму, обязывающую страны-участницы обеспечивать право граждан на выезд. Статья 12 Пакта гласит: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную и возвращаться в свою страну», почти полностью воспроизводя пункт 2 статьи 13 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) [14, с. 293].
Задачей государства становится формирование климата, способствующего решению эмиграционных проблем страны. Под этим понимаются в основном меры косвенного воздействия на поведение экономических агентов и функционирование специфической инфраструктуры внешней трудовой миграции.
Страны-экспортеры рабочей силы также активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. Так страны, заинтересованные в получении доходов от экспорта рабочей силы в периоды «нефтяных кризисов» корректировали уровень минимальной заработной платы, устанавливаемые в контрактах мигрантов и сторону его снижения, особенно в странах Персидского залива. Даже при значительном снижении экспорт рабочей силы выгоден как странам-донорам, так и самим мигрантам ввиду колоссальных различий в уровне доходов. С посреднических фирм взимаются как прямые, так и косвенные выплаты в доход государства.
Для предотвращения утечки за границу работников дефицитных специальностей используются следующие меры:
- лимитирование выдачи заграничных паспортов;
- установление квот на выезд за рубеж работников определенных профессий;
- установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
- выделение приоритетных для эмиграции районов страны, где существуют проблемы с занятостью;
- дифференциация ставок валютных переводов, которые трудящийся-эмигрант обязан переводить в свою страну [13, с. 163].
Чтобы уменьшить зависимость от колебаний текущей конъюнктуры на рынках стран-рецепиентов, страны-доноры стараются расширить зону географического сосредоточения и профессиональный состав своих эмигрантов. Так, поощряется деятельность агентств по трудоустройству, обслуживающих новые географические зоны. Строительные ТНК практикуют набор рабочей силы для выполнения контрактов за рубежом в странах базирования, отвечая при этом за условия труда и жизни рабочих и обеспечение их своевременного отъезда после предусмотренных контрактом работ.
Разработка и реализация мер, связанных с использованием иностранных работников преследует две основные цели:
- защита национального рынка труда от неконтролируемого притока трудящихся-мигрантов в целях недопущения обострения проблемы занятости и перенаселенности отдельных районов;
- обеспечение рационального использования иностранных трудящихся, ликвидируя за счет иммиграции структурные проблемы [13, с. 172].
Для регулирования иммиграции используется сложная система административных, организационно-правовых и экономических рычагов, таких как: требования к профессиональной квалификации, ограничения личного характера, количественное квотирование, финансовые ограничения, временные ограничения, географические приоритеты, запреты. Основной принцип, положенный в основу их действий – рестриктивно-запретительный. Однако, вследствие заинтересованности в допуске определенных групп иммигрантов политика, особенно развитых стран, приняла в последнее десятилетие селективный характер [11, с. 237].
Во всех развитых странах имеются государственные органы, на которые возложено решение проблем трудовой иммиграции. В целом, не смотря на разнообразие, практически во всех странах принята одна и та же схема – как правило, обеспечивается координация действий специальной иммиграционной службы, органа по труду и таких ведомств, как министерства внутренних дел, общественного порядка, безопасности, иностранных дел, здравоохранения, образования и прочее. Законодательство всех стран четко регламентирует взаимодействие кандидата на работу в принимающей стране, местного работодателя и уполномоченных государственных ведомств.
Для упорядочения процесса трудовой миграции используются дву- и многосторонние международные соглашения. Двусторонние соглашения могут принимать форму либо межправительственных либо межведомственных соглашений. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР. В качестве уполномоченных органов практически во всех странах выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.
Трудоустройство иностранцев за рубежом основано на контактной основе, которая четко формулирует требования к «качеству» иностранной рабочей силы, которому в настоящее время отводится приоритетное значение.
Квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании требуются для подавляющего большинства профессий, однако не все дипломы об образовании признаются странами-импортерами рабочей силы [14, с. 299].
Работники, как правило, требуются самого трудоспособного возраста, от
которого можно ожидать наибольшей отдачи. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Строгому контролю подвергается состояние здоровья, особенно тесты на наркоманию и отсутствие психических заболеваний.
Широко используется как прямое квотирование, так и косвенное регулирование импорта рабочей силы. Прямые квоты регламентируют соотношение между местными работниками и иностранными на предприятиях принимающей страны и могут быть либо едиными для всего народного хозяйства, либо дифференцированными для различных секторов экономики и видов деятельности. Сами квоты могут устанавливаться двумя способами: определением доли иностранных работников в общей численности занятых и соотношением между местными и иностранными кадрами.
В ряде стран устанавливаются сроки, на которые выдается разрешение на пребывание в принимающей стране. Кроме того, существуют запреты на занятие иностранцами рабочих мест в ряде профессий. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено [19, с. 311].
Проблемы нелегальной иммиграции остро стоит во всем мире. Поэтому практически во всех странах разработаны и введены санкции за нарушение установленных правил порядка трудовой миграции.
Санкции в виде штрафов или даже лишения свободы применяются по отношению к физическим лицам. Наиболее жесткие санкции устанавливаются в отношении нелегальных фирм-посредников, а также в отношении работодателей, использующих нелегальных иммигрантов. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы, тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению фирм и предприятий.
В целях снятия напряженности на национальном рынке труда используются меры, стимулирующие отток мигрантов. Рядом государств предусмотрены выплаты трудящимся-мигрантам за преждевременное прекра-
щение их деятельности. Чтобы облегчить иностранным рабочим адаптацию при реэмиграции, некоторые западные страны организуют специальную профессиональную подготовку отъезжающих мигрантов. Самым радикальным является экономическая помощь стране эмиграции в ее экономическом развитии или создании рабочих мест в отсталых районах [19, с. 326].
Глава 2. Анализ основных направлений миграционной политики
развитых стран
2.1. Анализ миграционной политики Франции
Удобное географическое расположение, наличие множества международных маршрутов авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательной для иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так и европейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающих трудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, других государств-участников СНГ и прибалтийских республик. В результате, в то время как другие страны характеризуются высоким уровнем рождаемости и эмиграцией, Франция вот уже на протяжении более 150 лет принимает у себя иностранцев, стремясь таким образом противостоять естественной убыли своего населения.
Действительно, многие специалисты сходятся во мнении, что Франции нужны иммигранты. Статистика ООН указывает на то, что Франции ежегодно необходимо привлекать 1,7 млн. иммигрантов, чтобы поддерживать демографический статус кво. Сегодня об иммиграции говорят еще и как о средстве борьбы со старением нации.
Тем временем иммиграционный поток во Францию обретает всевозрастающие объемы. Согласно переписи населения 1999 г. общее число иностранных резидентов, проживающих во французской метрополии, включая 2,5 млн. иностранцев, получивших гражданство Франции, составило 4,3 млн. человек, что эквивалентно 7,4% населения. Для сравнения: доля иностранцев в населении других развитых стран в среднем составляет 4,5%. При этом 1,3 млн. из указанных выше 4,3 млн. человек – это выходцы из Алжира, Марокко и Туниса [22, с. 139]. Однако, это данные официальной статистики. Согласно же докладу, представленному 2 года назад группой академиков и экспертов (Высший Совет Интеграции), во Франции проживают не менее 4-5 млн. одних только мусульман, половина из которых имеет французское гражданство. Причем почти 3 млн. мусульман являются выходцами из Северной Африки (1,5 млн. – из Алжира, 1 млн. – из Марокко, остальные – из Туниса). Среди мусульман также 350 тыс. иммигрантов приходится на Турцию, 250 тыс. – на Южную Африку, оставшиеся – на Ближний Восток (в основном, это курды и иранцы) [22, с. 141]. Таким образом, каждый 12-й житель Франции является выходцем из мусульманского государства (см. табл. 1).
Таблица 1 - Анализ численности населения европейских стран и его мусульманской части в 2007 г., тыс. человек
Страна | Население всей страны | Мусуль- мане | Удель- ный вес, % | Страна | Население всей страны | Мусуль- мане | Удель- ный вес, % |
Австрия | 8103 | 300 | 3,70 | Италия | 56778 | 700 | 1,23 |
Бельгия | 10 192 | 370 | 3,63 | Нидерланды | 15760 | 695 | 4,41 |
Дания | 5330 | 150 | 2,81 | Португалия | 9853 | 38 | 0,39 |
Франция | 56000 | 4500 | 8,04 | Испания | 40202 | 350 | 0,87 |
Германия | 82000 | 3040 | 3,71 | Швеция | 8877 | 300 | 3,38 |
Греция | 10000 | 370 | 3,70 | Великобритания | 55000 | 1406 | 2,56 |