Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные причины миграции, определить выгоды и ущерб от миграции, рассмотреть основные направления государственного регулирования миграционных процессов, определить основные направления миграционной политики развитых стран.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы международной трудовой миграции…………...5
1.1. Сущность, виды миграции и их характеристика……………………….5
1.2. Экономические составляющие трудовой миграции…………………...8
1.3. Государственное регулирование миграционных процессов…..……..10
Глава 2. Анализ основных направлений миграционной политики развитых стран………………………………………………………………………………....16
2.1. Анализ миграционной политики Франции……………………………16
2.2. Анализ миграционной политики Германии…………………………..24
2.3. Оценка преимуществ и недостатков миграционной политики развитых стран…………………………………………………………………..….32
Глава 3. Перспективы применения международного опыта проведения миграционной политики развитых стран в РФ…………………………………...36
3.1. Анализ миграционной политики РФ…………………………………..36
3.2. Совершенствование миграционной политики РФ с учетом международного опыта……………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………………45
Список использованной литературы………………………
На основании данных, приведенных в таблице можно сделать вывод, что первое место по удельному весу мусульман в населении страны занимает Франция – 8,04%, второе – Германия – 3,71%, далее – Австралия и Греция – по 3,70 %. Меньше всего мусульман в Португалии – 0,39 %, Испании – 0,87% и Италии – 1,23%.
Мусульманский мир стал основным источником трудовой и гуманитарной миграции последнего поколения. В результате в принимающей стране – Франции сформировались сообщества иной культурной и цивилизованной ориентации. Во Франции число людей, декларировавших себя верующими и практикующими мусульманами, только за семь лет (с 1999 по 2006 год) выросло на 25% [22, с. 147]. Известна история с хиджабами (женскими головными уборами), которые решено было запретить носить девочкам-школьницам. Но многие юные мусульманки стали носить уже не хиджаб, а никаб, полностью покрывающий лицо, оставляя лишь прорезь для глаз. Всем известны и беспорядки, учиненные молодыми мусульманами из парижских предместий. Все это не может не заставить правящие круги Франции всерьез задуматься о том, как быть дальше с мусульманским населением. Среди различных аспектов данной проблемы есть и такие, как электоральный и международный.
Сейчас каждый девятый житель более развитых государств — иммигрант. Причем в ряде развитых стран, принимающих большие континенты иностранцев, пришлые жители стали составлять весьма существенную часть их населения и рабочей силы (см. табл. 2).
Таблица 2 - Численность и удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран, 2007 г.
Страна | Иностранное население (ИИ) (тыс. человек) | Доля ИИ во всем населении (%) | Иностранная рабочая сила (ИРС) (тыс. чел.) | Доля ИРС
|
Австралия | 4517 | 23,6 | 2365 | 24,5 |
Австрия | 843 | 10,4 | 377 | 9,8 |
Бельгия | 862 | 8,4 | 377 | 9,8 |
Канада | 4971 | 17,4 | 2839 | 19,1 |
США | 28400 | 10,4 | 17400 | 12,4 |
ФРГ | 7297 | 8,9 | 3129 | 8,8 |
Франция | 5868 | 10,0 | 1571 | 6,1 |
Швейцария | 1384 | 19,3 | 717 | 18,3 |
Швеция | 1004 | 11,3 | 222 | 5,0 |
Из приведенных данных таблицы следует, что самая высокая доля иностранного населения в Австралии - 23,6%, Швейцарии – 19,3%, Канаде –
17,4%, самая низкая – в Бельгии – 8,4% и ФРГ – 8,9%.
Франция нуждается в иммигрантах. Это связано как с ее демографическими проблемами, так и с требованиями, предъявляемыми экономикой на современном этапе. В условиях современной НТР без обмена людскими ресурсами, и в особенности без привлечения их дополнительных контингентов, развитые страны уже не могут обойтись. Привлечение экономических мигрантов в достаточно крупных масштабах все настойчивее требует рынок труда, потребности которого не могут быть полностью удовлетворены за счет национальной рабочей силы из-за их определенной структурной неадекватности. Система же подготовки и переподготовки кадров не обещает требуемых результатов в короткие сроки, тем более, когда речь идет о редких и уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д., привлечение которых давно стало эффективным средством мировой конкурентной борьбы. Все это говорит о необходимости проведения иммиграционной политики, направленной на вовлечение иммигрантов в экономику [10, с. 38].
Однако фактически ведущим принципом иммиграционной политики во Франции является воссоединение семей, что привело к чрезмерному расширению этого канала иммиграции. В частности, с 2007 г. из 140 тыс. иностранцев, претендующих на получение долгосрочного вида на жительство, 80 тыс. добились успеха [10, с. 39]. При этом основаниями служили браки с французскими гражданами, дети, родившиеся на территории Франции, личные и семейные связи во Франции. Такой акцент на приеме мигрантов по гуманитарным соображениям привел к формированию экономически нерационального состава иммиграции, в котором преобладают низкоквалифицированные группы населения, не востребованные рынком. Если раньше люди приезжали во Францию, чтобы работать, а, следовательно, в миграционные потоки вовлекались одинокие работники, то в последние годы во Францию приезжали уже их семьи. В связи с этим на первом этапе возрастная структура иммигрантов, характеризовавшаяся преобладанием взрослых и мужчин, отличалась от возрастной структуры остального населения. На втором же этапе непрекращающийся процесс воссоединения семей обеспечивает постоянное расширение возрастной пирамиды: мужская часть иммигрантов стареет (с 2000 по 2007 год число иностранцев моложе 20 лет сократилось на 22%, в то же время число лиц старше 40 лет увеличилось на 15%) [33]. Наблюдается также тенденция к уравниванию числа мужчин и женщин-иммигрантов.
Иными словами произошло изменение природы иммиграции: из экономической она превратилась в социальную. По мнению многих французов, иммигранты сегодня не источник благосостояния для страны, а лишь потребители социальных благ. Более многодетные, чем французы, они получают больше семейных пособий и пользуются первоочередным правом на дешевые муниципальные квартиры. Проживая во Франции и получая финансовую помощь от различных социальных организаций, обычный марокканец будет получать в 6 раз больше, чем у себя на родине, что значительно снижает для него стимулы к устройству на работу. В то же время, доля иммигрантов в преступности почти в 3 раза превышает их долю в населении. Черный рынок, наркотики, отмывание денег – за всем этим стоят и на этом держатся исламские группировки. Все это порождает конфликты и вызывает недовольство, нередко выражающееся в бунтах коренного населения.
Законодательная база Франции включает Указ 1945 г., касающийся условий въезда и пребывания иностранцев во Франции; дополнения к Указу согласно Декрету 1991 г.; изменения к Указу согласно Закону 1992 г., касающиеся выполнения Шенгенского соглашения, ратифицированного в 1991 г.; изменения к Указу согласно Закону 1992 г., касающиеся зон ожидания в морских портах и аэропортах; Закон 1952 г. об образовании Французского управления по защите беженцев и лиц без гражданства (ФУЗБ); Декрет 1953 г., касающийся ФУЗБ, дополненный Декретом 1992 г. Последней крупной реформой иммиграционного законодательства было принятие Закона 1998 г., внесенного в Национальное собрание Франции министром внутренних дел страны Ж-П. Шевенманом [30, с. 34].
Во Франции главным государственным органом по проблемам миграции является ФУЗБ, приданным Министерству внешних отношений. ФУЗБ оказывается помощь со стороны Официального Совета (Коллегии) — межведомственного органа, который консультирует ФУЗБ по вопросам общей политики в отношении определения статуса беженцев и членом которого является представитель УВКБ. Процедура предварительного рассмотрения ходатайства осуществляется с момента вступления в силу Закона 1992 г. Ходатайства лиц, ищущих убежище, автоматически отвергаются, если признается, что они не соответствуют соглашению о Шенгенской зоне. По французскому законодательству существует различие между обращением за территориальным убежищем, т.е. просьбой о разрешении въехать в страну, и ходатайством о предоставлении статуса беженца. Во время предварительной процедуры рассматривается только первая просьба с целью "отфильтровать" явно необоснованные ходатайства. Власти имеют право содержать заявителя в специально предназначенных "зонах ожидания" в морских портах или аэропортах. С 1991 г. заявителю разрешено пользоваться юридической помощью и обращаться в высшую инстанцию — Государственный совет этой страны [33].
Закон предусматривает и меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Всякий иностранец, нелегально находящийся в стране, должен быть выслан в страну происхождения, если только у него нет серьезных оснований опасаться там преследований. Местные власти, отвечающие за иммиграцию, ежегодно принимают около 100 тысяч решений о высылке граждан. Фактически ежегодно высылаются около 20 тысяч человек, находящихся в стране нелегально, т.е. наблюдается значительный разрыв между числом принимаемых и осуществляемых решений [33].
Во Франции членом национального сообщества является любое лицо, обладающее французским гражданством. Гражданином Франции может стать любой человек независимо от страны происхождения, и тот, кто родился на территории Франции, автоматически становится гражданином. Иммигранты фактически отказываются от своей прежней идентичности и усваивают ценности и особенности поведения, присущие французам [27, с. 58].
В 1993 г. во Франции стандартные правила приема родственников были дополнены специфическими оговорками, отражающими особенности иммиграции в страну, а именно формирование крупных диаспор выходцев из стран арабского Востока, имеющих давние традиции полигамии. С тех пор лица, состоящие в полигамном браке, могут переселить к себе лишь одну супругу и ее детей [34]. Однако в целом, этими действиями не удалось сузить канал семейной миграции.
Уменьшить количество мигрантов, принимаемых по гуманитарным соображениям, недостаточно для корректировки иммиграционной политики и улучшения ситуации. Несмотря на негативное отношение значительной части местного населения к иммигрантам и сравнительно высокую безработицу роль иммиграции в росте благосостояния общества может быть позитивной при условии пересмотра иммиграционного законодательства для расширения приема категорий тех экономических мигрантов, на которые существует повышенный спрос. Усиление селективности иммиграционной политики благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих. Иными словами, необходимо воздействовать на структуру иммиграции и перевести ее из социальной плоскости в экономическую. Эффективное воздействие же на нелегальную иммиграцию могли оказать бы упрощение законного въезда временных работников для заполнения имеющихся вакансий, четкая регламентация условий их труда и, что особенно важно, создание стимулов для возвращения на родину после завершения работы. Среди таковых стимулов могли бы быть депонирование части заработков иностранных рабочих в странах их происхождения и жесткая обусловленность выдачи денежных сумм возвращением рабочих на родину [27, с. 62]. Таким образом, решение проблемы лежит не только в административных мерах, но и на пути дальнейшего расширения и рационализации легальной трудовой миграции.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:
1. Одним из главных направлений деятельности французского правительства является интеграция иностранных граждан. Все формы так называемой этнической идентификации вытесняются из сферы государственной в сферу частную, а целью политики является аккультурация, а затем и ассимиляция каждого иммигранта через школу и другие общественные институты.
2. Иностранным гражданам открыт широкий доступ к получению гражданства, которое осуществляется в соответствии с Кодексом о гражданстве, по которому человек является французом на основании его рождения и проживания на территории Франции, даже в случае, если его родители являются иностранцами.
3. Французская Конституция гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые опасаются преследования на родине.
4. Ведущим принципом иммиграционной политики Франции является воссоединение семей. Изменение природы иммиграции из экономической в социальную: выплата семейных пособий, предоставление дешевого муниципального жилья.
2.2. Анализ миграционной политики Германии
В настоящее время Германия является импортером рабочей силы. В конце 90-х годов Германия приняла более половины миграционных потоков ЕС, подписала с рядом стран соглашения о привлечении сезонной и временной рабочей силы. На сегодняшний день иностранцы составляют почти десятую часть населения страны. Миграционные процессы в Германии обусловлены в основном экономическими причинами: высокие заработная плата и уровень развития производства привлекают в страну большое количество иностранных рабочих, а экспорт трудовых ресурсов связан главным образом с вывозом капитала. Большое значение для развития немецкого производства имеет временная миграция, в то время как ассимиляционная ограничивается правительством Германии и, как правило, не способствует удовлетворению спроса на рабочую силу в стране.
Концентрация в Германии основных факторов производства характеризуется сравнительным недостатком трудовых ресурсов. Поэтому важное место в развитии ФРГ занимает участие страны в процессах международного обмена этим фактором производства. С тех пор как Германия превратилась в нетто-импортера рабочей силы, можно выделить следующие тенденции в структуре миграции трудовых ресурсов: до экономического спада 70-х годов вследствие интенсивного развития немецкой промышленности наблюдался стабильный прирост импорта иностранной рабочей силы (в основном неквалифицированной); с 90-х годов на фоне количественного снижения импорта трудовых ресурсов происходит переориентация Германии с привлечения неквалифицированных рабочих из южно-европейских государств на временный найм высококвалифицированных кадров. Введенные с 1993 г. ограничительные практики (квотирование миграционного потока, отмена особых привилегий для репатриантов по воссоединению семей) существенно снизили иммиграцию переселенцев немецкого происхождения [30, с. 36]. Уже к 1997 г. в стране был зафиксирован самый низкий миграционный прирост с середины 80-х годов (см. табл. 3).
Таблица 3 - Ежегодная нетто-миграция Германии, 1950-2009 гг., тыс. чел.