Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики и её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть цели , объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно-кредитной политики.
2)Проанализировать основные концепции денежно-кредитной политики: ее теоретические и практические аспекты.
3)Рассмотреть различные направления денежно-кредитной политики Банком России на 2014-2015 г.г.

Содержание работы

Введение................................................................................................................
3
1 Понятие , специфика денежно-кредитной политики РФ..............................
4
1.1 Цели денежно-кредитной политики РФ......................................................
4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики РФ.............................................
9
1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ................
10
2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 г.г.....................................................................................
15
2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей за 2012-2014 г.г......
15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование.....................................................................................................
19
2.3 Анализ мероприятий Банка по совершенствованию банковской и платежной системы.............................................................................................
22
3 Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год....................................................................................
26
Заключение...........................................................................................................
35
Список использованных источников.......

Файлы: 1 файл

таня.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

3) Политика открытого рынка заключается в купле-продаже ЦБ РФ ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача ЦБ РФ при проведении политики открытого рынка заключается в регулировании спроса и предложения на выпущенные в обращение ценные бумаги.

4) Рефинансирование - это кредитование кредитных организаций, осуществляемое Центральным Банком в целях их финансового оздоровления.

5) Валютное регулирование - это комплекс мер, осуществляемых Центральным Банком путем валютных интервенций, а также валютный контроль. При этом под валютными интервенциями ЦБ РФ понимаются купля-продажа иностранной валюты на валютном, официального курса российской валюты, публикация официальных котировок иностранных валют.

6) Установление прямых количественных ограничений - это установление лимитов рефинансирования банков, а также лимитов на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Прямые количественные ограничения ЦБ с согласия Правительства РФ.

7) Установление ориентиров роста денежной массы определение.[2]

Важно отметить существенные особенности правового положения Центрального Банка как участника бюджетного процесса[1].

 Во-первых, ЦБ - это главный банк в банковской системе РФ, средства которого являются федеральной собственностью

 Во-вторых, ЦБ - это орган государственного управления, обладающий бюджетными полномочиями в области денежно-кредитного регулирования. В продолжение этого установлена независимость ЦБ от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с этим ЦБ подотчетен в своей деятельности Государственной Думе РФ, Председатель ЦБ назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ. Кандидатура на должность Председателя ЦБ представляется Президентом РФ. Кроме того, в рамках денежно-кредитного регулирования ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ рынке. Общие функции денежно-кредитной политики Центрального Банка России представлены в рисунке 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2-Функции денежно-кредитной политики ЦБ РФ

 

 

 

Таким образом, к функциям денежно-кредитной политики относятся регулирующие операции, информация о состоянии денежного рынка, операции по регулированию ликвидности, привлечение и размещение средств между коммерческими банками и реальными секторами экономики(предприятие, население). Также к функциям относится привлечение и размещение средств  между внешним сектором  и денежным рынком. Центральный Банк регулирует операции денежного рынка и коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014г.г.

 

2.1Анализ динамики денежно-кредитных показателей в 2012-2014 г.г.

 

              В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.

               Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

               В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.

              Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.

               С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.

               В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 - 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

               Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.

               Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.

               В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 - 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.

               Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.

               Согласно расчетам, в 2012 - 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.

               Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.

               При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 - 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 - 1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 - 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.

               С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн. рублей в год в 2012 - 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.

В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.[12] Данные этих всех показателе представлены в таблице 1

 

Таблица 1-Показатели динамики денежно-кредитных показателей

 

 

 

2012г

2013г

2014г

Снижение инфляции

До5-6%

До4,5-5,5%

До 4-5%

Прирост денежного агрегата М2

12-20%

16-19%

17-20%

Прирост денежной базы в узком определении

9-16%

12-14%

13-15%

Снижение мировых цен на нефть(трлн.руб)

На 0,5

На 1,5

На 0,7

Увеличение ЧВА (трлн.руб)

На 1,1

На 1,5

На 1,8

Увеличение объема чистого кредита расширенному правительству(трлн.руб)

На 0,3

На 0,4

На 0,5

Прирост ЧМР(трлн.руб)

0,8

0,7

0,8

Объем чистого кредита расширенному правительству сократится(трлн.руб)

На 0,2

На 0,5

На 0,5

Чистый кредит банкам увеличится(трлн.руб)

На 0,2

На 0,4

На 0,7


             

  Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении .           Эти показатели представлены в таблице 2.

 

Таблица 2-Показатели динамики денежно-кредитной сферы

 

Обзор других финансовых организаций (млн.руб)

01.10.2012

01.10.2013

01.10.2014

Чистые иностранные активы

83578

110141

216325

Требования к нерезидентам

124451

154575

271870

Иностранная валюта

909

569

552

Депозиты

8507

1453

4298

Ценные бумаги, кроме акций

361069

51989

100365

Кредиты и займы

3957

47058

7080

Прочее

74975

95860

159576

Обязательства перед нерезидентами

40873

44434

55545

Кредиты и займы

5561

2259

1273

Прочее

35312

42175

54272

Требования к банковской системе

893629

1607734

2139381

Наличная валюта

13047

23252

10075

Прочее

880582

1584481

2129306

   

14838

149904

Информация о работе Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год