Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:52, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики и её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть цели , объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно-кредитной политики.
2)Проанализировать основные концепции денежно-кредитной политики: ее теоретические и практические аспекты.
3)Рассмотреть различные направления денежно-кредитной политики Банком России на 2014-2015 г.г.
Введение................................................................................................................
3
1 Понятие , специфика денежно-кредитной политики РФ..............................
4
1.1 Цели денежно-кредитной политики РФ......................................................
4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики РФ.............................................
9
1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ................
10
2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 г.г.....................................................................................
15
2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей за 2012-2014 г.г......
15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование.....................................................................................................
19
2.3 Анализ мероприятий Банка по совершенствованию банковской и платежной системы.............................................................................................
22
3 Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год....................................................................................
26
Заключение...........................................................................................................
35
Список использованных источников.......
3) Политика открытого рынка заключается в купле-продаже ЦБ РФ ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача ЦБ РФ при проведении политики открытого рынка заключается в регулировании спроса и предложения на выпущенные в обращение ценные бумаги.
4) Рефинансирование - это кредитование кредитных организаций, осуществляемое Центральным Банком в целях их финансового оздоровления.
5) Валютное регулирование - это комплекс мер, осуществляемых Центральным Банком путем валютных интервенций, а также валютный контроль. При этом под валютными интервенциями ЦБ РФ понимаются купля-продажа иностранной валюты на валютном, официального курса российской валюты, публикация официальных котировок иностранных валют.
6) Установление прямых количественных ограничений - это установление лимитов рефинансирования банков, а также лимитов на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Прямые количественные ограничения ЦБ с согласия Правительства РФ.
7) Установление ориентиров роста денежной массы определение.[2]
Важно отметить существенные особенности правового положения Центрального Банка как участника бюджетного процесса[1].
Во-первых, ЦБ - это главный банк в банковской системе РФ, средства которого являются федеральной собственностью
Во-вторых, ЦБ - это орган государственного управления, обладающий бюджетными полномочиями в области денежно-кредитного регулирования. В продолжение этого установлена независимость ЦБ от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с этим ЦБ подотчетен в своей деятельности Государственной Думе РФ, Председатель ЦБ назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ. Кандидатура на должность Председателя ЦБ представляется Президентом РФ. Кроме того, в рамках денежно-кредитного регулирования ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ рынке. Общие функции денежно-кредитной политики Центрального Банка России представлены в рисунке 2
Рисунок 2-Функции денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Таким образом, к функциям денежно-кредитной политики относятся регулирующие операции, информация о состоянии денежного рынка, операции по регулированию ликвидности, привлечение и размещение средств между коммерческими банками и реальными секторами экономики(предприятие, население). Также к функциям относится привлечение и размещение средств между внешним сектором и денежным рынком. Центральный Банк регулирует операции денежного рынка и коммерческих банков.
2.Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014г.г.
2.1Анализ динамики денежно-
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.
Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 - 19%, в 2014 году - 17 - 20%.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 - 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году - 13 - 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 - 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 - 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 - 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.
Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 - 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 - 1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 - 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн. рублей в год в 2012 - 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.[12] Данные этих всех показателе представлены в таблице 1
Таблица 1-Показатели динамики денежно-кредитных показателей
2012г |
2013г |
2014г | |
Снижение инфляции |
До5-6% |
До4,5-5,5% |
До 4-5% |
Прирост денежного агрегата М2 |
12-20% |
16-19% |
17-20% |
Прирост денежной базы в узком определении |
9-16% |
12-14% |
13-15% |
Снижение мировых цен на нефть(трлн.руб) |
На 0,5 |
На 1,5 |
На 0,7 |
Увеличение ЧВА (трлн.руб) |
На 1,1 |
На 1,5 |
На 1,8 |
Увеличение объема чистого кредита расширенному правительству(трлн.руб) |
На 0,3 |
На 0,4 |
На 0,5 |
Прирост ЧМР(трлн.руб) |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
Объем чистого кредита расширенному правительству сократится(трлн.руб) |
На 0,2 |
На 0,5 |
На 0,5 |
Чистый кредит банкам увеличится(трлн.руб) |
На 0,2 |
На 0,4 |
На 0,7 |
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении . Эти показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2-Показатели динамики денежно-кредитной сферы
Обзор других финансовых организаций (млн.руб) |
01.10.2012 |
01.10.2013 |
01.10.2014 |
Чистые иностранные активы |
83578 |
110141 |
216325 |
Требования к нерезидентам |
124451 |
154575 |
271870 |
Иностранная валюта |
909 |
569 |
552 |
Депозиты |
8507 |
1453 |
4298 |
Ценные бумаги, кроме акций |
361069 |
51989 |
100365 |
Кредиты и займы |
3957 |
47058 |
7080 |
Прочее |
74975 |
95860 |
159576 |
Обязательства перед нерезидентами |
40873 |
44434 |
55545 |
Кредиты и займы |
5561 |
2259 |
1273 |
Прочее |
35312 |
42175 |
54272 |
Требования к банковской системе |
893629 |
1607734 |
2139381 |
Наличная валюта |
13047 |
23252 |
10075 |
Прочее |
880582 |
1584481 |
2129306 |
14838 |
149904 |