Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:52, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики и её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть цели , объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно-кредитной политики.
2)Проанализировать основные концепции денежно-кредитной политики: ее теоретические и практические аспекты.
3)Рассмотреть различные направления денежно-кредитной политики Банком России на 2014-2015 г.г.
Введение................................................................................................................
3
1 Понятие , специфика денежно-кредитной политики РФ..............................
4
1.1 Цели денежно-кредитной политики РФ......................................................
4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики РФ.............................................
9
1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ................
10
2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 г.г.....................................................................................
15
2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей за 2012-2014 г.г......
15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование.....................................................................................................
19
2.3 Анализ мероприятий Банка по совершенствованию банковской и платежной системы.............................................................................................
22
3 Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год....................................................................................
26
Заключение...........................................................................................................
35
Список использованных источников.......
–развитие операций РЕПО на корзину обеспечения с функцией замены обеспечения внутри срока РЕПО;
–диверсификация каналов взаимодействия участников рынка при проведении операций РЕПО.
4) Реализация плана мероприятий по включению российского рубля в число расчетных валют системы.
5) Участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов.
3.Перспективы развития единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на 2015 год.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» были установлены цели по инфляции 5% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4% в 2016 году. Указанные целевые значения были определены с учетом среднесрочного макроэкономического прогноза Банка России и рассматривались как достижимые при основных предпосылках его базового сценария. Однако в 2014 году развитие российской экономики существенно отклонилось от базового прогноза: ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к более низким, по сравнению с ожидавшимися, темпам роста ВВП России, ослаблению рубля, ускорению роста потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика в 2014 году проводилась Банком России с учетом анализа текущих экономических тенденций и прогнозов развития российской экономики и была направлена на обеспечение сред- несрочной ценовой стабильности. Для сдерживания инфляции Банк России повышал в 2014 году ключевую ставку, что позволило в условиях усиления внешнеэкономической неопределенности поддержать доверие к национальной валюте и ограничить спекуляции против нее. Последовавшее повышение процентных ставок по банковским вкладам способствовало прекращению оттока средств из рублевых депозитов и ограничило масштаб ускорения роста цен. Несмотря на ожидаемое в 2014 году превышение инфляции её цели под действием внешних факторов, реализуемая денежно-кредитная политика формирует необходимые условия для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения и компаний к сбережению средств в форме банковских депозитов и достижения цели по инфляции на уровне 4% в среднесрочной перспективе при отсутствии дополнительных шоков. С учетом нестандартных условий развития российской экономики в 2014 году Банк России, наряду с мерами денежно-кредитной политики, реализовывал ряд особых мер, направленных на увеличение потенциала рефинансирования кредитных организаций, стабилизацию ситуации на внутреннем валютном рынке и стимулирование отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами. В условиях роста потребности кредитных организаций в ликвидности при ограниченном объеме имеющегося у них рыночного обеспечения Банк России расширил перечень активов, включенных в Ломбардный список, а также увеличил объем средств. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов по кредитам, обеспеченным активами. Кроме того, были увеличены сроки предоставления средств, что позволило снизить влияние растущего объема операций рефинансирования на разрыв между срочностью активов и пассивов в балансах банков. Для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Банк России в 2014 году прибегал к временному увеличению величины накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала, а также ввел инструменты предоставления ликвидности в иностранной валюте (сделки «валютный своп» по продаже долларов США за рубли и аукционы РЕПО в иностранной валюте), расширившие возможности банков по управлению собственной валютной ликвидностью. Кроме того, в целях стимулирования предоставления банками долгосрочных кредитов на финансирование инвестиционных проектов и повышения их доступности для экономики Банк России ввел особый механизм рефинансирования кредитных организаций под залог прав требований по таким кредитам.
Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде в значительной степени зависят от скорости и последовательности реализации необходимых структурных преобразований и способности экономики преодолевать внутренние инфраструктурные и ресурсные ограничения, связанные в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями. Основным источником экономического роста в среднесрочной перспективе должно стать повышение производительности труда, что невозможно без восстановления инвестиционной активности. Ключевыми условиями для преодоления спада инвестиций являются снижение экономической неопределенности, в том числе за счет достижения низкой и стабильной инфляции, и улучшение делового климата. При разработке сценариев Банком России были учтены наблюдаемые в последние годы тенденции в российской экономике, которые свидетельствуют о том, что имеющиеся структурные ограничения не будут преодолены быстро. В результате даже при наиболее благоприятном сочетании внешних факторов прогнозируются умеренные темпы экономического роста. Существенное влияние на экономическое развитие будут оказывать бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Бюджетная политика, как ожидается, будет носить контрациклический характер, выполняя стабилизирующую функцию в том числе за счет использования накопленных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния средств. Политика Банка России будет направлена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности, которые являются неотъемлемыми составляющими благоприятной деловой среды, необходимой для формирования инвестиций и устойчивого роста экономики в среднесрочной перспективе. Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции в среднесрочном периоде до 4% и ее поддержание вблизи данного уровня. Для обеспечения замедления роста общего уровня потребительских цен с учетом того, что баланс макроэкономических рисков смещен в сторону инфляции, необходимым является сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Вместе с тем в зависимости от экономических условий траектория ключевой ставки Банка России и скорость сближения инфляции с целевым уровнем будут различаться, поскольку при принятии решений Банк России стремится ограничить риски для роста совокупного выпуска товаров и услуг и сглаживать циклические колебания экономической активности. Замедление инфляции до целевого уровня за счет проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики создаст основу для снижения долгосрочных процентных ставок, что окажет благоприятное воздействие на темпы роста экономики.
Рассмотрено пять сценариев развития российской экономики в период 2015–2017 годов, формирующих различные условия проведения денежно- кредитной политики. Большое количество сценариев связано с повышенной неопре- деленностью относительно изменения внешних для отечественной экономики факторов.
Вариант 1. ожидается возвращение цены на нефть марки «Юралс» в 2015 году к уровням первой половины 2014 года и ее последующее незначительное снижение. В данном сценарии также предполагается, что санкции в отношении России и ответные ограничения будут отменены в III квартале 2015 года. Данный сценарий наиболее близок по ключевым предпосылкам и ожидаемым траекториям изменения основных макроэкономических показателей к разработанному Минэкономразвития России базовому прогнозу (вариант 1) социально-экономического развития Российской Федерации на 2015–2017 годы. Банк России также рассмотрел еще четыре сценария (IIа, IIb, IIIa и IIIb), которые отличаются комбинацией предположений относительно траектории цен на нефть и длительности действия санкций.
Варианты IIa и IIb) ожидается умеренный рост цен на нефть к середине 2015 года с последующим их снижением.
Вариант IIIa и IIIb) здесь закладывается, что цена на нефть сократится до 80 долларов США за баррель и сохранится на данном уровне до конца 2017 года.
В вариантах, отмеченных субиндексом «a» предполагается, что санкции будут отменены в III квартале 2015 года, в вариантах с субиндексом «b» санкции действуют до конца 2017 года. Вариант IIb рассматривается Банком России в качестве базового.
Во всех пяти сценариях ожидается, что восстановление мировой экономики будет постепенным и неравномерным, темпы роста экономик стран – основных торговых партнеров России останутся относительно невысокими. В связи с этим динамика внешнего спроса в ближайшие годы не окажет значительного стимулирующего воздействия на экономику России. Кроме того, прогнозируется, что политика ЕЦБ останется выраженно стимулирующей по меньшей мере в 2015 году, тогда как ФРС США, а также ряд других центральных банков развитых стран по мере восстановления мировой экономики в ближайшие годы, напротив, перейдут к постепенному повышению ставок денежно-кредитной политики (в США – уже в середине 2015 года), что приведет к росту процентных ставок на внешних рынках. При этом степень ужесточения условий внешних заимствований для российских финансовых и нефинансовых организаций будет различаться в зависимости от сценарных предположений о длительности действия санкций. В рамках базового сценария развития российской экономики (IIb) прогнозируется повышение цены на нефть марки «Юралс» до 94–96 долларов за баррель к середине 2015 года и ее последующее снижение до 90 долларов за баррель к концу 2017 года. Краткосрочный прогноз основан на предположениях о сокращении объемов добычи странами ОПЕК, что ранее являлось стандартной реакцией картеля на снижение цен на мировых рынках, и коррекции курса доллара США к основным валютам к фундаментально обоснованным уровням. Последующая траектория снижения цен на нефть будет обусловлена вялым восстановлением мирового спроса на фоне замедления экономического роста в странах – крупнейших импортерах энергоресурсов (в первую очередь, в Китае), внедрения энергосберегающих технологий и переориентации на другие источники энергии. Несмотря на кратковременное повышение цены на нефть в первой половине 2015 года, ее дальнейшая нисходящая траектория и ожидаемое отсутствие роста цен на другие значимые сырьевые товары экспорта России в сочетании с продолжением удорожания российского импорта обусловят постепенное ухудшение условий торговли в течение 2015–2017 годов. Это станет фактором, ограничивающим потенциал роста российской экономики. В данном сценарии предполагается, что введенные в 2014 году санкции и внешнеторговые ограничения будут действовать до конца 2017 года. Ожидается, что негативное влияние на российскую экономику введенных против России санкций будет постепенно ослабевать в течение 2015–2017 годов по мере адаптации экономических агентов к изменившимся внешним условиям (налаживания доступа на азиатские рынки капитала, переориентации с внешних на внутренние источники заемных средств). Бюджетная политика, осуществляемая в рамках бюджетных правил, как ожидается, внесет положительный вклад в динамику совокупного спроса в 2015–2017 годах, частично компенсируя сдерживающее влияние внешних условий на экономику. Прогнозируемый сдержанный рост потребительского спроса и предполагаемое снижение инфляционных ожиданий с учетом осуществленного в 2014 году ужесточения денежно-кредитной политики и распределенного влияния уже произошедшего в 2014 году замедления роста денежных и кредитных агрегатов будут обеспечивать условия для замедления инфляции в 2015–2017 годах. Ожидается, что инфляция сохранится на повышенном уровне до конца первого квартала 2015 года и далее начнет снижаться. Ее значительное замедление к концу 2015 года будет во многом обусловлено уменьшением влияния на цены отдельных групп продовольственных товаров ограничений на импорт, введенных в 2014 году, по мере налаживания поставок продовольственных товаров из стран, не входящих в санкционный список, и роста выпуска импортозамещающих производств. Для того чтобы ограничить влияние ускоренного роста цен продовольственных товаров на широкий круг товаров и услуг и инфляционные ожидания Банк России будет придерживаться умеренно жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2015 года. В дальнейшем, по мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий, Банк России будет рассматривать возможность смягчения политики. При этом наличие выраженной тенденции к снижению инфляционных ожиданий создаст возможность достижения среднесрочного целевого уровня инфляции при более значительном смягчении денежно-кредитной политики. С учетом характера и длительности действия факторов со стороны предложения, вызвавших ускорение инфляции в 2014 году, а также распределенного во времени воздействия на динамику цен со стороны денежно-кредитных условий прогнозируется снижение инфляции по итогам 2015 года до 6,2–6,4%. Далее ожидается ее замедление до целевого уровня: по оценкам, к концу 2017 года инфляция составит 4,0–4,6%.
Предполагаемые внешние и внутренние условия развития российской экономики обусловят сохранение близких к нулю темпов экономического роста в 2015–2016 годах. В 2017 году прогнозируется оживление экономической активности, чему, в частности, будет способствовать развитие импортозамещающих производств и повышение конкурентоспособности российского экспорта. Постепенное ускорение роста ВВП в среднесрочном периоде обеспечит приближение совокупного выпуска к потенциальному уровню и сокращение отрицательного разрыва выпуска с уровня – (1–1,5)% в 2015–2016 годах до около -0,5% к концу 2017 года. Темп прироста ВВП составит около 0% в 2015–2016 годах и увеличится до 1,5–1,7% в 2017 году. Слабый внутренний спрос будет вносить небольшой отрицательный вклад в темп роста ВВП в 2015–2016 годах. Рост расходов на конечное потребление домашних хозяйств, как ожидается, в 2015–2016 годах замедлится до 0,1–0,3% в условиях снижения темпов роста реальной заработной платы на фоне слабой экономической активности. Сдерживающее влияние на потребительский спрос также будет оказывать динамика розничного кредитования. Наиболее сильному негативному воздействию со стороны внешних факторов в данном сценарии подвергнется инвестиционная активность на фоне более низких, чем в 2014 году, цен на нефть и затрудненного доступа к внешнему финансированию. Несмотря на поддержку со стороны бюджета (планируемые меры по финансированию инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, увеличение инвестиционной направленности расходов федерального бюджета в 2015 году), а также начало реализации крупного инвестиционного проекта в рамках долгосрочного сотрудничества с Китаем по расширению газового экспорта, ожидается продолжение сокращения инвестиций в основной капитал в 2015–2016 годах. Темпы снижения валового накопления основного капитала прогнозируются на уровне 3,0–3,3% в 2015 году и 1,5–2% в 2016 году. Слабый внутренний спрос обусловит слабую динамику импорта, что с учетом стабильной динамики экспорта обеспечит небольшой положительный вклад чистого экспорта в рост ВВП в 2015–2016 годах. По оценкам, в 2015 году снижение импорта составит около 2%, в 2016 году темпы роста импорта прогнозируются на уровне около нуля. Темпы роста экспорта будут находиться в диапазоне 0–0,7% в 2015–2016 годах. В 2017 году прогнозируется восстановление как инвестиционного (темп роста валового накопления основного капитала составит 2,0–2,5%), так и потребительского спроса (темп роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств повысится до 1,5–2,0%). Модель экономического роста сменится на более традиционную для России в последние годы: чистый экспорт будет вносить отрицательный вклад в рост ВВП. Темпы роста импорта восстановятся до уровня около 3%, в то время как темпы роста экспорта не превысят 1,6%. Указанные темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг, а также ожидаемое ухудшение условий торговли обусловят постепенное снижение положительного сальдо текущего счета платежного баланса России c уровня около 3% к ВВП в 2014 году до около 1% ВВП в 2017 году. С учетом предполагаемых внешних условий и динамики баланса текущих внешнеторговых операций ожидается сохранение отрицательного сальдо финансового счета платежного баланса. При этом в условиях ограниченного доступа на внешние финансовые рынки российских компаний и банков ожидаются значительное сокращение внешнего долга в течение 2015–2017 годов и снижение спроса на иностранные активы. Это обеспечит формирование оттока капитала в объеме около 100 млрд. долларов США в 2015 году. В дальнейшем ожидается сокращение оттока капитала до 40–60 млрд. долларов США в год главным образом на фоне сокращения поступлений по текущему счету. В данном сценарии ожидается, что в целях смягчения влияния финансовых санкций на ситуацию на валютном рынке и в финансовом секторе в целом Банк России будет осуществлять операции валютного РЕПО. В ближайшие три года темпы роста денежных и кредитных агрегатов будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, что согласуется с прогнозируемой динамикой экономической активности и инфляции. Годовые темпы прироста денежной массы (денежного агрегата М2) составят 7–11%. Кредитование экономики будет основным источником роста денежных агрегатов, увеличиваясь сопоставимыми темпами. Сохранение стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке и замедление инфляции создадут условия для снижения долларизации экономики. С учетом перехода к плавающему валютному курсу, а также при условии реализации бюджетной политики в рамках бюджетных правил и проведении Банком России операций на внутреннем валютном рынке в случае конвертации средств суверенных фондов будет происходить последовательное снижение влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения.
В вариантах I и IIa в силу более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры прогнозируются более высокие темпы экономического роста. По мере нормализации внешнеполитической ситуации, снижения экономической неопределенности, восстановления доступа на внешние финансовые рынки и улучшения ожиданий субъектов экономики будет происходить оживление инвестиционной активности. В варианте I дополнительную поддержку совокупному спросу также будут оказывать более высокие цены на нефть. В результате, в варианте I темпы роста валового накопления основного капитала будут находиться в положительной области на протяжении всех трех лет, в варианте IIa выход темпов роста валового накопления основного капитала в положительную область прогнозируется в 2016 году. Темпы роста потребительского спроса в вариантах I и IIa на протяжении всех трех лет также ожидаются более высокими, чем в базовом сценарии.
В результате внутренний спрос станет основным фактором роста, в то время как вклад чистого экспорта в темп роста ВВП будет отрицательным (за исключением 2015 года в сценарии IIa). В данных сценариях также прогнозируется более быстрое сокращение текущего счета платежного баланса из-за опережающего роста импорта в сочетании с более низким уровнем оттока капитала. В рассматриваемых сценариях снижение инфляции будет происходить более быстрыми темпами, чем в базовом сценарии. Ее значительное замедление к концу 2015 года будет во многом обусловлено исчерпанием влияния на цены отдельных групп продовольственных товаров ограничений на импорт, введенных 2014 году. После их отмены (в III квартале 2015 года) ожидается компенсационный рост предложения со стороны ранее ушедших с рынка импортеров и заметное замедление роста цен на соответствующие товарные группы. Дополнительным благоприятным для инфляции фактором в данных сценариях может стать динамика курса рубля. С учетом указанного предполагается более быстрое сближение инфляции с целевым уровнем, которое будет возможно при более мягкой денежно-кредитной политике, чем в базовом сценарии. В вариантах IIIa и IIIb, предполагающих сохранение в 2015 году цен на нефть в диапазоне 84–86 долларов США за баррель с последующим снижением до 80 долларов США за баррель в 2016–2017 годах, прогнозируется снижение ВВП в 2015 году на 0,4% и 0,7% соответственно. В дальнейшем ожидается восстановление экономического роста, чему, в частности, будет способствовать развитие отраслей, замещающих импорт, и повышение конкурентоспособности российского экспорта, а также поддержка со стороны бюджетной политики. В варианте IIIa восстановление роста будет происходить более быстрыми темпами ввиду более благоприятных внешних финансовых условий. Относительно низкие цены на энергоносители в сочетании с ограниченными возможностями финансирования дефицита государственного бюджета посредством привлечения средств на внешнем и отчасти на внутреннем рынке обусловят, по оценкам, необходимость использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в течение 2015–2017 годов. Прогнозируется повышение вклада бюджетной политики в рост совокупного спроса до 0,2–0,5 процентного пункта в 2015–2016 годах, что позволит частично компенсировать негативный эффект на экономический рост от изменения внешних условий. Несмотря на более слабый внутренний спрос, для достижения среднесрочной цели по инфляции будет необходимо больше времени, чем прогнозируется в базовом сценарии, и потребуется проведение более жесткой денежно-кредитной политики, как минимум в течение 2015 года. Вместе с тем, учитывая риски для перспектив экономического роста, Банк России будет стремиться обеспечить постепенное снижение инфляции, не создавая угрозы чрезмерного охлаждения экономической активности (которое может привести к заметному росту безработицы). При реализации вариантов IIIa и IIIb Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности. Основным инструментом стабилизации ситуации на валютном рынке станут операции РЕПО Банка России в иностранной валюте. Ожидается, что установленный на 2015–2016 годы лимит будет использован полностью. При необходимости данный лимит может быть увеличен. В случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе Банк России будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков. Возможными мерами могут быть увеличение объемов предоставления рублевой ликвидности как в рамках стандартных обеспеченных инструментов Банка России, так и в случае необходимости с помощью необеспеченного кредитования.