Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:52, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики и её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть цели , объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно-кредитной политики.
2)Проанализировать основные концепции денежно-кредитной политики: ее теоретические и практические аспекты.
3)Рассмотреть различные направления денежно-кредитной политики Банком России на 2014-2015 г.г.
Введение................................................................................................................
3
1 Понятие , специфика денежно-кредитной политики РФ..............................
4
1.1 Цели денежно-кредитной политики РФ......................................................
4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики РФ.............................................
9
1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ................
10
2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 г.г.....................................................................................
15
2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей за 2012-2014 г.г......
15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование.....................................................................................................
19
2.3 Анализ мероприятий Банка по совершенствованию банковской и платежной системы.............................................................................................
22
3 Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год....................................................................................
26
Заключение...........................................................................................................
35
Список использованных источников.......
Во всех рассмотренных сценариях возможна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на динамику инфляции и условия проведения денежно-кредитной политики. В частности, рисками для достижения цели по инфляции могут являться скачки цен на отдельные продовольственные товары, которые могут быть обусловлены факторами со стороны предложения на внутреннем или мировом рынке в зависимости от результатов сельскохозяйственного года (урожая отдельных культур). Ускорение годовых темпов инфляции под действием указанных выше факторов, как правило, имеет краткосрочный характер, то есть по мере его исчерпания на горизонте до одного – полутора лет происходит соответствующее замедление инфляции. В этом случае уровень инфляции возвращается на траекторию, соответствующую достижению цели в среднесрочном периоде, без дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики. Вместе с тем Банк России учитывает влияние подобных факторов на динамику широкого круга ценовых показателей и инфляционные ожидания, при повышении которых ускорение инфляции может оказаться более продолжительным и устойчивым. В случае действия указанных разовых факторов на рынке продовольствия Банк России будет принимать решение о целесообразности изменения направленности денежно-кредитной политики с учетом рисков для достижения среднесрочной цели по инфляции и, одновременно,нежелательности усиления волатильности финансовых и экономических показателей. Существенным риском, реализация которого может значительно повлиять на экономическую ситуацию и условия реализации денежно-кредитной политики, является более глубокое снижение цен на нефть.
Помимо отраженных выше, Банком России был рассмотрен стрессовый сценарий, в котором предполагается снижение цен на нефть до 60 долларов США за баррель к концу 2015 года (с последующим восстановлением до 80 долларов США за баррель к концу 2017 года), вероятность которого оценивается как низкая. В этом случае будет происходить заметное ослабление рубля на фоне экономического спада. Бюджетная политика, реализуемая в рамках бюджетных правил, будет несколько смягчать негативный эффект от резкого падения цен на нефть. Возможность бюджетного стимулирования в условиях резкого снижения государственных доходов и ограниченной доступности всех источников финансирования дефицита будет обеспечена накопленными средствами суверенных фондов.
Прогнозируется, что темпы роста ВВП снизятся до – (3,5%–4,0%) в 2015 году. В дальнейшем ожидается восстановление объема выпуска товаров и услуг за счет ускоренного роста на фоне некоторого улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, а также в результате активизации процессов импорто-замещения и повышения конкурентоспособности российского экспорта, в том числе его не нефтегазовой составляющей. Значительный отрицательный разрыв выпуска в 2015 году будет компенсировать проинфляционный эффект ослабления рубля, в результате для достижения среднесрочной цели по инфляции не потребуется значительного ужесточения денежно-кредитной политики. По мере снижения фактической инфляции под воздействием крайне слабого совокупного спроса возможен переход к более мягкой денежно-кредитной политике. При этом инфляция составит 7,5–8,0% в 2015 году и 4,0–4,5% в 2016–2017 годах.[15,12]
Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банка. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями , должна приобретать долгосрочный характер , при наличии лиц, ответственных непостредственно за ее проведение.
В заключение необходимо отметить , что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность ''имитации бурной деятельности''
Заключение
Денежно-кредитная политика , которая проводится в России направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национально валюты. Низкий уровень инфляции является показателем для достижения устойчивого экономического роста, который сможет значительно поднять уровень жизни населения.
В 2014, как и в 2012 году , денежно-кредитная политика осуществлялась в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов, продление структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков и еще активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
Цены на энергоносители на внешних рынках остались на высоком уровне уже длительный промежуток времени , и в 2014 в целом не предусматривалось их снижение. Тем самым , данный фактор продолжит оказывать влияние на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этой ситуации Банк России и Правительство Российской Федерации при определении путей , чтобы снизить инфляцию, будут учитываться ограничения, которые связаны с необходимостью обеспечить высокий экономический рост, повышение уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.
Главным способом решения проблемы по преодолению инфляции в течение последних лет, стало осуществление денежно-кредитной политики, направленной на уменьшение совокупного спроса мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Уверенная денежно-кредитная политика позволила добиться определенных результатов в снижении инфляции, правда, цена этих успехов достаточно высока.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только инструменты , которые находятся в его распоряжении, но и расширить их состав , если сделать набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью складывающимся общеэкономическим условиям . Но возможность и эффективность применения отдельных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием финансового рынка и укреплением банковской системы. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.
В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки.
Регулирование денежного обращения
в Российской Федерации осуществляется
как экономическими, так и административными
мерами, предусмотренными действующим
законодательством и инструкциями Банка
России .Ежегодно Банк России совместно
с Правительством РФ определяет основные
направления единой государственной денежно-кредитной
политики и конкретные меры по поддержанию
покупательной способности рубля и его
валютного курса. Главные цели денежно-кредитной
политики: борьба с инфляцией, поддержание
курса внутренней валюты по отношению
к ведущим валютам мира, поддержание положительного
платежного баланса страны.
Делая вывод по третьей главе, можно выявить, что ключевым элементом государственного регулирования финансового регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк ,выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Исходя из анализа денежно-кредитной сферы можно еще добавить, что денежно-кредитный рынок всё более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:
-создание благоприятных
- последовательное снижение
-повышение темпов
-стабилизация повышения
Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 10.07.2002 №89-ФЗ ред. от 02.03.2007 ‘’О Центральном банке Российской Федерации Банке России’’ принят ГД РФ 20.06.2002
2.Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1( ред.. от 28.04.2009, с измен. От 03.06.2009) ‘’ О банках и банковской деятельности’’
3.Бабич.А.М. , Павлова Л.Н. Финансы , денежное обращение и кредит. Учебное пособие –М.:ЮНИТИ, 2011-500с.
4.Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф.Борискин, А.А. Тарабцева.-С-П6.: СпецЛит 2012-650с.
5.Жарковская Е.П. Банковское дело-3-е издание, испр. и доп.-М.:Омега-Л,2013-440с.
6.Каравонский А.П. Денежно-кредитная политика в 2012 году и ее инструменты//Расчеты и операционная работа в коммерческом банке.2012.№12-17-22с.
7.Смитиенко Б.М.., Поспелова В.К., 7-издание 2011. Внешнеэкономическая деятельность-125с.
8.Маневич В.И. Банковское законодательство в 2013 году и перспективы его развития //Банковское кредитование-56-59с.
9.Булатов А.С. Экономика , г. Москва 2012г / 3-е издание перераб. и дополнительное – 58-63с.
10.Столяров В.И. экономические отношения, Денежно-кредитная политика в России/г. Москва 2014год- 373-375с.
11.Статья№4 Федеральный закон ‘’ О Центральном Банке РФ(Банке России) от 10 июля 2006г.
12.www.cbr.ru-сайт Центрального Банка Российской Федерации(денежно-кредитные показатели за 2012-2014г.г.)
13.Карамова О.В.Кредитно-денежная политика // Курс лекций для ИППК. М.: ФА, 2011.-215с.
14. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 720 с.
15.Официальный сайт Ассоциации Банков «Россия» // www.asros.ru
16.Банковская система России. Настольная книга банкира. Под редакц. А.Г.Грязнова-М.:ДЭКА 2011г.
17.Основы банковской системы. Под
ред.Тагирбекова К.Р.-М.:ИНФА-
18.Воронина В.Г. Валютная политика
ЦБ. Степень вмешательства в
19.Официальный сайт Ассоциации Банков ''Россия''(www.asros.ru)
20.Курьянов А.М.Монетарные аспекты страновой политики.2014г. с.365
21.Финансовый кризис и