Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование денежно- кредитной политики и её целей, видов и инструментов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть цели , объекты и субъекты, исследовать инструменты денежно-кредитной политики.
2)Проанализировать основные концепции денежно-кредитной политики: ее теоретические и практические аспекты.
3)Рассмотреть различные направления денежно-кредитной политики Банком России на 2014-2015 г.г.

Содержание работы

Введение................................................................................................................
3
1 Понятие , специфика денежно-кредитной политики РФ..............................
4
1.1 Цели денежно-кредитной политики РФ......................................................
4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики РФ.............................................
9
1.3 Функции и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ................
10
2 Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012-2014 г.г.....................................................................................
15
2.1 Анализ динамики денежно-кредитных показателей за 2012-2014 г.г......
15
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики и их использование.....................................................................................................
19
2.3 Анализ мероприятий Банка по совершенствованию банковской и платежной системы.............................................................................................
22
3 Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год....................................................................................
26
Заключение...........................................................................................................
35
Список использованных источников.......

Файлы: 1 файл

таня.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Делая вывод по таблице 2 можно сказать о том, что чистые иностранные активы с каждым годом увеличиваются почти в 2 раза.

Что касается иностранной валюты, то ее сумма с каждым годом уменьшается. Если в 2012 году она была 909 млн.руб , то к 2014 году составила 552 млн.руб.

Далее идем, и большой отрыв между суммами имеют кредиты и займы .Почти двух разовое уменьшение.В2012 году-5561 млн.руб, а в 2014-1273 млн.руб

 

2.2Анализ инструментов  денежно-кредитной политики и их использование за 2012-2014г.г.

 

                Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы являлось формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжил осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

               По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности. Основные инструменты денежно-кредитной политики представлены в рисунке 3.

 

 

 

Рисунок 3- Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

              В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

               В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.

              В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжил работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в "единый пул обеспечения". Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.

              При развитии ситуации в банковском секторе, при которой формируется избыточное денежное предложение, Банк России в качестве инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России могут служить операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами.

               Банк России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.[11]

               Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения состояния ликвидности банковского сектора Банк России может принимать решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а также рисков, связанных с внешнеэкономическими факторами.

               В 2012-2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка. В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики и ее методы представлены на Рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4-Методы и инструменты денежно-кредитной политики РФ

 

 

Таким образом, главными методами и инструментами денежно-кредитной политики являются обязательные нормы резервов в Центральном Банке, уровень процентных ставок, темпы денежной массы, а также валютный контроль. Основными целями являются кредитная рестрикция и кредитная экспансия, которые приводят к повышению, снижению или стимулированию данных методов.

 

2.3 Анализ мероприятий  Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы.

 

                В 2012 - 2014 годах Банк России  осуществлял деятельность по развитию и совершенствованию национальной платежной системы, направленную на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы страны. Банком России будут проводиться мероприятия по реализации Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Была разработана Стратегия развития национальной платежной системы, предусматривающая мероприятия по обеспечению стабильности национальной платежной системы, повышению ее эффективности и конкурентоспособности, совершенствованию платежной системы Банка России, развитию инфраструктурного и межсистемного взаимодействия субъектов национальной платежной системы, а также повышению уровня доступности и безопасности платежных услуг, в том числе с использованием инновационных платежных инструментов. В развитие указанного федерального закона Банком России в 2012 году будут разработаны нормативные акты по следующим направлениям: - регулирование платежной системы Банка России; - регулирование платежных систем, надзор и наблюдение в национальной платежной системе; - обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем, защиты информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных средств. В целях обеспечения развития национальной платежной системы Банком России в рамках участия в деятельности Технического комитета по стандартизации финансовых операций будет продолжена работа по созданию национального стандарта осуществления безналичных расчетов на основе методологии ISO 20022 и его дальнейшему внедрению в национальную платежную систему. Основные мероприятия по развитию платежной системы Банка России будут направлены на совершенствование системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (БЭСП), в частности на расширение предоставляемых расчетных сервисов кредитным организациям, в том числе участникам финансовых рынков, Федеральному казначейству и структурным подразделениям Банка России, включая расширение регламента функционирования системы БЭСП, а также на повышение оперативности и степени автоматизации выполняемых процедур по управлению внутридневной ликвидностью. В результате реализации указанных мероприятий будут созданы условия для снижения рисков и издержек участников платежной системы.

               В 2012-2014 годах продолжилось развитие инспекционной деятельности.  Завершилось  формирование единой централизованной структуры инспектирования Банка России.

               В  целях  повышения  эффективности и результативности проверок, снижения на- грузки  на кредитные организации продолжилась работа по стандартизации основных вопросов и внедрению в процедуры проверок  современных информационных технологий.

               Была расширена практика  оперативного контроля за качеством инспекционной деятельности, в том числе посредством проведения межрегиональными инспекциями мониторинга проверок всех кредитных организаций, расположенных на соответствующей территории. Была сформирована вертикально интегрированная система внутреннего контроля за инспекционной деятельностью. Продолжилась  работа  по  совершенствованию нормативно-правового обеспечения  инспекционной  деятельности на основе международно-признанных подходов, в том числе в части надзора за транс- граничными учреждениями.

              В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций была продолжена работа по вопросам:

               -совершенствования системы допуска к  управлению кредитными  организациями в соответствии с международными подходами. Банк России продолжил работу над проектом федерального закона, направленного на усиление противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию,    совершенствование механизмов оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций и контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций;

– установления уголовной ответственности для руководителя, а также лица, ответственного за составление и (или)  представление бухгалтерской и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно за представление неполных либо заведомо ложных сведений с целью сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.

               Для повышения транспарентности деятельности российских  кредитных  организаций, укрепления рыночной  дисциплины, повышения доверия к  банковскому  сектору со стороны населения будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность кредитных организаций раскрывать на своих официальных сайтах в сети Интернет информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций и их руководителей.

               В   целях   повышения   эффективности предупреждения банкротства проблемных кредитных организаций предполагалось участие в подготовке проекта федерального  закона,  предусматривающего закрепление за государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на постоянной основе функции по финансовому оздоровлению банков и уточнение механизмов их осуществления.

              Банком России были предприняты меры по дальнейшему повышению эффективности функционирования банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма .

              В  процессе  надзора  за  исполнением кредитными организациями законодательства и иных нормативных актов в сфере ПОД/ФТ  особое внимание было уделено реализации кредитными организациями при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ риск ориентированного подхода в отношении клиентов и их операций.

              В рамках выполнения задачи по повышению  эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2012-2014 годах было осуществлено по деятельности  по следующим направлениям:

1)Участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра:

-участие в работе по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей деятельность центрального контрагента, в том числе установление требований к системе управления рисками;

–совершенствование условий  функционирования центрального депозитария;

–участие в совершенствовании механизма регулирования деятельности репозитариев;

–участие в работе по совершенствованию законодательства  в части определения статуса счета в драгоценных металлах, направленной на  создание благоприятных условий для развития биржевой  торговли и банковских операций с использованием обезличенных металлических счетов.

2)Реализация международных подходов по регулированию инфраструктуры финансового рынка.

3) Участие в мероприятиях, направленных на совершенствование инструментария денежного рынка и биржевой торговли:

–создание условий для использования при совершении операций РЕПО и операций с производными финансовыми инструментами механизма центрального контрагента;

-совершенствование договорной базы, регламентирующей проведение операций РЕПО на российском финансовом рынке;

–внедрение сервисов по управлению обеспечением в операциях РЕПО  (трехстороннее РЕПО) в целях оптимизации использования обеспечения, упрощения проведения операций РЕПО и расширения спектра операций, проводимых участниками финансового рынка;

Информация о работе Перспективы развития денежно-кредитной сферы и ее основные направления на 2015 год