Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:36, курсовая работа
Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образцом» продукции или услуги.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы планирования ассортимента продукции предприятия………………………………………………………………………….5
1.1.Понятие планирования ассортимента продукции……………………………..5
1.2. Методы планирования ассортимента………………………………………….9
1.3. Процесс планирования ассортимента продукции……………………...........14
2. Практические аспекты планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………………………20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Лаишевский молочный комбинат»……….20
2.2. Планирование ассортимента продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат»…………………………………………………………………………...24
2.3. Мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………...........36
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
планирования ассортимента продукции
предприятия…………………………………………………
1.1.Понятие планирования ассортимента продукции……………………………..5
1.2. Методы планирования ассортимента………………………………………….9
1.3. Процесс планирования
ассортимента продукции……………………
2. Практические аспекты планирования
ассортимента ОАО «Лаишевский молочный
комбинат»………………………………………………………
2.1. Краткая характеристика ОАО «Лаишевский молочный комбинат»……….20
2.2. Планирование ассортимента
продукции на ОАО «Лаишевский молочный
комбинат»………………………………………………………
2.3. Мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение
Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Под ним подразумевается
политика и стратегия
Планирование ассортимента
в течение всего жизненного
цикла продукции является
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современных условиях развития экономики, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию планирования ассортимента продукции предприятия.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические
аспекты планирования
- проанализировать современное
состояние планирования
- разработать мероприятия
по совершенствованию
Предмет исследования – планирование ассортимента продукции предприятия.
Объект исследования - открытое акционерное общество «Лаишевский молочный комбинат».
Теоретические аспекты наиболее полно раскрыты в работах таких авторов как Алексеева Л.И., Бланк И.А., Гилберт Д., Горемыкин В.А., Иванова В.И., Ильин А.И., Коновалова Т.Ю., Титов А.Б. и другие.
При написании работы были применены такие приемы и методы как горизонтальный анализ, вертикальный анализ, сравнительный анализ.
Информационную базу данной работы составляют материалы периодических изданий, учебников, а также статистической отчетности предприятия ОАО «Лаишевский молочный комбинат», с помощью которых были рассмотрены понятия «ассортимент», «планирование ассортимента», методы планирования ассортимента товара на предприятии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, таблиц, списка литературы. В первой главе излагаются теоретические основы планирования ассортимента продукции предприятия. Во второй главе дается анализ планирования ассортимента на ОАО «Лаишевский молочный комбинат» и рассматриваются мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента на предприятии.
1.Теоретические основы планирования ассортимента
продукции предприятия
1.1. Понятие планирования ассортимента продукции
Политика ассортиментов товара – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля.
Товар - это имеющая потребительскую стоимость продукция, производимая для продажи или обмена [8, с.9].
Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей [7, с. 32].
Номенклатура или товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Номенклатура буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров [8, с.10].
Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство.
Ассортиментные группы по местонахождению товаров:
-В отношении промышленных
предприятий устанавливается
-Товарный ассортимент
– перечень товаров, формируемых
организацией с учетом спроса,
материально-технической базы
Ассортиментные группы по широте охвата товаров:
-Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь;
-Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки [14, с.12-13].
-Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п. [20, с.56].
-Простой - набор товаров представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;
-Сложный - набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности;
-Развернутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками;
-Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным;
-Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения [5, с.16 ].
Виды ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:
-Рациональный ассортимент - набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе;
-Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах [1, с. 71].
Разновидности ассортимента по характеру потребностей:
-Реальный - действующий набор товаров находящийся в магазине у продавца;
-Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности;
-Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.
С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортимент продукции могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции [4, с. 21].
Формирование ассортимента товаров - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому наименованию [10, с. 48].
Планирование ассортимента продукции – это обоснованный выбор вида товара для будущего производства и сбыта, а также приведение характеристик продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Для планирования ассортимента необходимо определить структуру спроса и исследовать товарный рынок по следующим направлениям:
1) изучение товара;
2) определение потенциала и емкости рынка;
3) анализ конъюнктуры рынка;
4) изучение потребителей и сегментация рынка;
5) анализ деятельности конкурентов;
6) изучение основных форм и методов сбыта товаров.
Таким образом, планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
1.2. Методы планирования ассортимента
Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:
- Метод операционного рычага;
- Метод ранжирования
- Метод линейного
Вышеуказанные методы относятся к методам анализа, что предоставляют наиболее рациональный выбор ассортимента при стратегии планирования ассортимента для небольших предприятий, которые ограничены в средствах и времени [6, с.63].
Самым популярным среди вышеуказанных методов является метод операционного анализа, ключевым моментом которого является подразделение всех издержек на постоянные и переменные (таблица 1).
Таблица 1
Метод операционного анализа | |
Переменные издержки |
затраты предприятия, которые возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы. |
Информация о работе Планирование ассортимента продукции предприятия