Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:36, курсовая работа
Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образцом» продукции или услуги.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы планирования ассортимента продукции предприятия………………………………………………………………………….5
1.1.Понятие планирования ассортимента продукции……………………………..5
1.2. Методы планирования ассортимента………………………………………….9
1.3. Процесс планирования ассортимента продукции……………………...........14
2. Практические аспекты планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………………………20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Лаишевский молочный комбинат»……….20
2.2. Планирование ассортимента продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат»…………………………………………………………………………...24
2.3. Мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………...........36
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.
Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию [5, с.19].
Постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка. Любое предприятие, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:
- купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;
-изобрести самостоятельно
новый вид продукции, используя
информацию и аналитические
-усовершенствовать
-привлечь другого партнёра к разработке новой продукции [10, с.50].
Необходимость действий в одном из этих направлений связана с тем, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки.
Планирование новой ассортиментной единицы начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или еще не осознанной потребности [15, с.24 ]
Приступая к планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Планирование ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы.
Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.
Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.
Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя [9, с.78-80].
Таким образом, планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Таким образом, с целью получения наилучших результатов в процессе планирования следует использовать методы планирования ассортимента. Используя методы планирования ассортимента предприятие может сформировать самый оптимальный ассортимент товара, включая его цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывая ограничения на ресурсы и финансовые возможности при выборе продукции и другие.
Таким образом, процесс планирования ассортимента продукции является важной частью общей политики предприятия, которая отвечает за отбор и оценку товара, его анализ и контроль выполнения.
2. Практические аспекты планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Лаишевский молочный комбинат»
ОАО «Лаишевский молочный комбинат» был введен в действие 30 декабря 1996 года.
Компания зарегистрирована регистратором Инспекция МНС России по Приволжскому району г. Казани Республики Татарстан. Директор организации Абдрафеев Айрат Абдулхарисович. Компания ФЛ ОАО "Вамин Татарстан" - "Лаишевский Молзавод " находится по адресу 422610, Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Столбище, ул. Ленина, д. 5. Основным видом деятельности является «Производство обработанного жидкого молока». Основная отрасль компании - «Маслодельная, сыродельная и молочная (без производства молочных консервов)».
Главным нормативным документом, регламентирующим деятельность ОАО «Лаишевский молочный комбинат» является Устав.
Согласно уставу
ОАО «Гомельский жировой комбинат»
является коммерческой
Компания ФЛ ОАО "Вамин Татарстан" - "Лаишевский Молзавод" осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
- Производство молочных продуктов;
- Переработка молока и производство сыра;
- Производство цельномолочной продукции;
- Производство обработанного жидкого молока.
Наряду с производством сухого обезжиренного и цельного молока, ведется производство сухой молочной сыворотки, сухого соевого молока. Внедрены в производство сухие концентраты на основе вторичного молочного сырья. Производство сухой молочной сыворотки является приоритетным направлением в переработке вторичных ресурсов молока.
Организация оплаты
труда работников в ОАО «
ОАО «Лаишевский молочный комбинат»» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, фирменное наименование, круглую печать со своим наименованием эмблему и товарный знак, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Целью предприятия
является повышение конкурентоспособности
продукции, за счет расширения
ассортимента выпускаемой продукции,
улучшения ее потребительских
качеств, установление
Проанализируем основные экономические показатели деятельности ОАО «Лаишевский молочный комбинат» за 2010 – 2012 года (таблица 2).
Таблица 2
Основные экономические показатели ОАО «Лаишевский молочный комбинат» за 2010 - 2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение (+, -) |
Темп роста, % | ||
2011/2010 |
2012/2011 |
2011/2010 |
2012/2011 | ||||
Объем реализованной продукции, тыс.руб. |
17352 |
18419 |
19578 |
1067 |
1159 |
106,15 |
106,29 |
Продолжение таблицы 2
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
14085 |
15633 |
17615 |
1548 |
1982 |
110,99 |
112,68 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, коп. |
81,2 |
84,9 |
90,0 |
3,7 |
5,1 |
104,56 |
106,01 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
40 |
36 |
33 |
-4 |
-3 |
90,00 |
91,67 |
Производительность труда 1 работника, тыс. руб./чел. |
433,8 |
511,6 |
593,3 |
77,8 |
81,7 |
117,93 |
115,97 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
1149 |
1468 |
1724 |
319 |
256 |
127,76 |
117,44 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, руб. |
2394 |
3398 |
4353 |
1004 |
955 |
141,94 |
128,10 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
3210 |
3321,5 |
3286 |
111,5 |
-35,5 |
103,47 |
98,93 |
Фондоотдача, руб./руб. |
5,4 |
5,5 |
6,0 |
0,1 |
0,5 |
101,85 |
109,09 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1133 |
302 |
322 |
-831 |
20 |
26,65 |
106,62 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
943 |
154 |
29 |
-789 |
-125 |
16,33 |
18,83 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
87 |
145 |
221 |
58 |
76 |
166,6 |
152,4 |
Рентабельность продаж, % |
0,61 |
0,92 |
1,25 |
0,31 |
0,33 |
150,8 |
135,8 |
На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы: наблюдается стабильный рост объема реализованной продукции, за 3 года он составил 2226 тыс. руб. или 12,4%. Также происходит и рост себестоимости продукции, который за 3 года составил 3530 тыс. руб. или на 23,5%.
В 2011 году выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила 18419 тыс. руб., что на 1067 тыс. руб. больше уровня 2010 года. Темп роста составил 6,1%. Себестоимость реализованной продукции возросла в 2011 году на 1548 тыс. руб. или на 11% по сравнению с прошлым годом. Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2011 году возросли на 3,7 копеек или на 4,6 % по сравнению с 2010 годом и составили 84,9 копеек на 1 рубль реализованной продукции.
Выручка от продажи товаров, продукции и услуг составила в 2012 году 19578 тыс. руб. против 18419 тыс. руб. прошлого года, рост составил 6,3%. Одновременно с увеличением выручки наблюдается увеличение себестоимости по сравнению с прошлым годом на 12,7%. За счет превышения темпов роста себестоимости над темпами роста выручки доля затрат на рубль реализованной продукции возросла в 2012 году до 90 коп.
Среднесписочная численность персонала ОАО «Лаишевский молочный комбинат» в рассматриваемом периоде имела тенденцию к уменьшению. За три года численность персонала сократилась на 7 человек.
Среднегодовая
Среднегодовая стоимость основных средств имеет тенденцию к росту. Так в 2012 году среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась по сравнению с 2010 годом на 76 тыс. руб. или на 2,4%. Важный показатель использования основных средств - фондоотдача в 2011 году увеличился на 0,1 руб./руб. или на 1,9% по сравнению с 2010 годом, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом также возрос на 0,5 руб./руб. или на 9,1%.
Таким образом, на основе темпов роста продаж, показателей использования средств производства и трудовых ресурсов, можно сделать вывод об улучшении работы предприятия в изучаемом периоде с 2010 по 2012 год.
2.2. Планирование ассортимента продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат»
Планирование ассортимента продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат» проходит в три этапа:
- сбор информации относительно продукции предприятия;
- анализ затрат предприятия на производство продукции;
- анализ выполнения плана по ассортименту продукции.
Информация о работе Планирование ассортимента продукции предприятия