Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:36, курсовая работа
Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образцом» продукции или услуги.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы планирования ассортимента продукции предприятия………………………………………………………………………….5
1.1.Понятие планирования ассортимента продукции……………………………..5
1.2. Методы планирования ассортимента………………………………………….9
1.3. Процесс планирования ассортимента продукции……………………...........14
2. Практические аспекты планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………………………20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Лаишевский молочный комбинат»……….20
2.2. Планирование ассортимента продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат»…………………………………………………………………………...24
2.3. Мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………...........36
Продолжение таблицы 1
Постоянные (фиксированные. Непропорциональные) издержки |
такие, которые не зависят от
объемов производства: арендная плата,
процент за кредит, амортизационные отчисления,
оклады административно- |
Порог рентабельности |
Такая выручка (или объем реализации продукции в натуральном выражении), которая обеспечивает полное покрытие всех затрат (переменных и условно-постоянных) и имеет место нулевая прибыль. |
Таким образом, выручка от реализации (ВР) равна сумме постоянных (Ипост) и переменных (Ипер) издержек, а также прибыли (ЧП):
ВР = Ипер + Ипост + ЧП (1)
На начальном этапе рассчитывается валовая маржа (ВМ), как сумма выручки от реализации (ВР) за вычетом переменных затрат (Ипер):
ВМ = ВР – Ипер. (2)
Остаются условно-постоянные затраты и прибыль, т.е. те величины, которыми можно управлять.
Следующим шагом является удаление еще и постоянных затрат. Равенство прибыли нулю соответствует безубыточности предприятия, которое можно определить как графическим, так и аналитическим способом.
В рамках осуществления операционного анализа существует возможность определить не только порог рентабельности всего предприятия, но и отдельного вида продукции или услуг [16, с.22-24].
Порог рентабельности получается в результате деления постоянных затрат на значение валовой маржи в % к выручке от реализации.
ПР = (Ипост / ВМ%) * 100% (3)
Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочности (ЗФП) - это разность между фактической (или планируемой) выручкой от реализации и порогом рентабельности:
ЗФП = ВР – ПР, (4)
где ЗФП - положительное число, что свидетельствует о результативности деятельности;
ЗФП - отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.
Также следует отметить важность такого метода, как анализ выполнения плана по ассортименту, который проводится способом наименьшего процента. Такой метод позволяет проанализировать выполнение плана по ассортименту и вовремя выявить фактические отклонения производства (продажи) товаров от запланированных [12, с. 10].
При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое количество меньше запланированного. Наиболее распространенным способом оценки является исчисление среднего процента. Суть этого способа заключается в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана и рассчитываетс с помощью формулы:
Пасс = Vфi / Vплi (5)
где Пасс - выполнение плана по ассортименту, %;
Vфi - фактический объем производства товаров i-ого вида в пределах плана, тыс.руб.;
Vплi - плановый объем производства товаров i- ого вида.
Объем производства товаров, выпущенные сверх плана или не предусмотренных планом в расчет выполнения плана не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.
Используя такой подход предприятие может сформировать самый оптимальный ассортимент товара, включая его цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывая ограничения на ресурсы и финансовые возможности при выборе продукции и др. [16, с.25-27].
Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Такая матрица носит название «Матрица Бостон консалтинг групп». В этой матрице имеются 4 ячейки, в которых указываются товары фирмы с учетом темпов роста объемов продаж и относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы. В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля подразделения на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшении позиции при заключении сделок. Соответственно выделяются группы товаров: «Звезды», «Трудные дети», «Дойные коровы» и «Собаки».
Матрица БКГ отражает не только важность обладания долей рынка, но и учитывает стремление организаций иметь товары, которые поддерживали бы развитие друг друга.
Матрица хозяйственного портфеля БКГ приносит несомненную пользу для принятия решения о характере стратегии для каждого отдельного вида деятельности (бизнеса). Матрица БКГ выдвигает на первый план финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, показывает виды финансовых решений, которые должны приниматься, и объясняет, почему приоритеты распределения ресурсов внутри корпорации различны для разных хозяйственных подразделений. Она также предлагает удачные способы рационализации как для стратегии инвестирования и расширения, так и для стратегии ликвидации [11, с.17].
Методы линейного программирования широко применяются при оптимизации процессов во всех отраслях народного хозяйства: при разработке производственной программы предприятия, распределении ее по исполнителям, при размещении заказов между исполнителями и по временным интервалам, при определении наилучшего ассортимента выпускаемой продукции, в задачах перспективного, текущего и оперативного планирования и управления; при планировании грузопотоков, определении плана товарооборота и его распределении.
Применение методов линейного программирования для оптимального планирования ассортимента продукции:
Целевую функцию по критерию издержек производства (себестоимости) записывают в виде уравнения
Lmin= ∑=C1X1+C2X2+…+CnXn,
где Lmin - минимальное значение целевой функции по критерию
суммарных издержек производства;
Хi - количество продукции вида (ассортимента) i,
Сi - издержки производства (себестоимость) единицы продукции вида i;
n - количество видов вырабатываемой продукции в ее ассортименте.
Так же записывают целевую функцию по критерию прибыли.
n
Lmax= ∑ PiXi,
i=1
где Рi - прибыль на единицу продукции вида i.
Целевую функцию по критерию рентабельности производства (предприятия) записывают так:
n
Lmax= ∑ qi Х'i,
i=1
где qi - рентабельность предприятия при специализации его на выпуске продукции вида i;
Х'i - доля продукции вида i в общем ее выпуске [16, с.30-31].
Таким образом, с целью получения наилучших результатов в процессе планирования следует использовать методы планирования ассортимента. Используя методы планирования ассортимента предприятие может сформировать самый оптимальный ассортимент товара, включая его цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывая ограничения на ресурсы и финансовые возможности при выборе продукции и другие.
1.3. Процесс планирования ассортимента
Процесс планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворение ее специфических потребностей [1, с.73].
К задачам систематического планирования ассортимента относят:
1.Удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями.
2.Оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
3.Оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
4.Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изделий за счет нахождения новых рынков сбыта;
5.Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли и включения в них нетрадиционных отраслей;
6.Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью [5, с.17].
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками [13, с.258].
Непосредственно процесс планирования ассортимента предприятия включает в себя три основных этапа. На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль организации и ее сети продаж. Эта работа проводится с учётом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учётом этого определяется место и роль предприятия в общей системе торгового обслуживания данной отрасли.
Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров, то есть рассчитывается структура группового ассортимента.
На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом на каждом предприятии должно быть обеспеченно соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей [1,с.81]. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента, основными из которых являются:
1)тип и размер предприятия;
2)техническая оснащенность предприятия;
3)условия товарного снабжения;
4)численность обслуживаемого предприятием населения;
5)место расположения предприятия по отношению к другим предприятиям;
6)транспортные связи
между населенными пунктами и
другие специфические факторы,
которые оказывают влияние на
процесс формирования
Перечисленные факторы прямо или косвенно влияют на спрос, а, следовательно, и на результаты деятельности организации.
При формировании ассортимента товаров на предприятиях следует помнить и о других факторах: социально-экономических (социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, социальное обеспечение и уровень доходов населения, уровень цен на товары и др.), демографических, национально-бытовых и природно-климатических факторах.
Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях должна вестись непрерывно с соблюдением следующих основных принципов:
- учета особенностей
спроса населения, возможностей
его наиболее полного
- включение в ассортимент новых заказов, спрос на которые еще не сложился;
- обеспечение выполнения установленных экономических показателей работы предприятий [14, с.15].
В свою очередь, возросший оборот необязательно означает возросшую прибыль, поскольку последняя зависит еще и от цен. Поэтому ассортиментная политика рассматривается в тесной связи со всеми аспектами товарной политики предприятия.
Информация о работе Планирование ассортимента продукции предприятия