Планирование ассортимента продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образцом» продукции или услуги.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы планирования ассортимента продукции предприятия………………………………………………………………………….5
1.1.Понятие планирования ассортимента продукции……………………………..5
1.2. Методы планирования ассортимента………………………………………….9
1.3. Процесс планирования ассортимента продукции……………………...........14
2. Практические аспекты планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………………………20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Лаишевский молочный комбинат»……….20
2.2. Планирование ассортимента продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат»…………………………………………………………………………...24
2.3. Мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………...........36

Файлы: 1 файл

курсовая планирование ассортимента продукции предприятия..doc

— 78.70 Кб (Скачать файл)

Первый этап начинается с изучения потребительского спроса на продукцию предприятия. С этой целью маркетинговый отдел предприятия использует материалы и данные различного учета:

-выборочный учет движения товаров по ассортименту;

-учет остатков продукции  по номенклатуре;

-учет продаж продукции;

-социологические опросы потребителей, с целью получения информации, которая необходима для выявления типологии потребителей и построения модели поведения предприятия на рынке.

 Продукцию, производимую  ОАО «Лаишевский молочный комбинат»     исходя  из ассортиментного перечня, можно разделить на 6 основных групп:

1) молоко

2) сметана

3) сыр

4) творог

5) кефир

6) йогурт

В качестве показателя степени выполнения плана по ассортименту используется коэффициент выполнения плана. Изменение структуры ассортимента влияет на все показатели хозяйственной деятельности предприятия.   

Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выпуском готовой продукции. Поэтому, необходимо, прежде всего, уделить внимание следующим аналитическим процедурам: исследованию и оценке выпуска продукции, а также его динамики по предприятию. Анализ продаж продукции по ассортименту продукции ОАО «Лаишевский молочный комбинат» в таблице 3.

Таблица 3

Анализ продаж продукции по ассортименту

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

(+,-)

Темп роста, %

Объем выпуска продукции – всего

192624

193354

196578

3954

102,05

В том числе:

Молоко пастеризованное

38607

38641

39724

1117

102,89

Масло сливочное в ассортименте

32482

31482

32821

339

101,04

Творог нежирный фасованный

17084

17042

17931

847

104,96

Кефир в пакетах

31508

32502

32502

994

103,15

Сметана в стаканчиках

13474

13470

13479

5

100,04

Сыры твердые в ассортименте

19026

20254

20254

1228

106,45

Сыр колбасный

15636

15642

14957

-679

95,66

Сыры плавленые в ассортименте

15478

14929

14997

-481

96,89

Йогурт

9329

9392

9913

584

106,26


 

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в 2012 году объем продаж продукции предприятия по сравнению с 2010 годом увеличился на 3954 тыс. руб. или на 2,05%.  Реализация молока пастеризованного составила в 2012 году 39724 тыс.руб., что на 1117 тыс.руб. больше, чем в 2010 году. Также  повышение продаж продукции можно отметить по следующим группам: «Творог нежирный фасованный» - на 847 тыс. руб., «Сыр твердый» - на 1228 тыс.руб., «Йогурт» - на 584 тыс.руб., а «Сметана в стаканчиках»  повысилась незначительно - на 5 тыс.руб. Произошло уменьшение выпуска продукции «Сыр колбасный» - на 679 тыс.руб. и « Сыры плавленые» - на 481 тыс.руб. Уменьшение выпуска этих видов продукции ОАО «Лаишевский молочный комбинат» связано с удорожанием отпускных цен и появлением конкурентов, предлагающих товары по более низкой цене.

Проанализируем анализ ассортимента сыров на ОАО «Лаишевский молочный комбинат».

Таблица 4

Анализ ассортимента сыра на

ОАО «Лаишевский молочный комбинат»

Наименование продукции

Выпуск продукции

Отклонение

(+,-)

Темп роста,%

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сыр «Витязь» 50%

210

213

230

+20

109,52

Сыр «Буковинский» 45%

235

259

271

+36

115,32

Сыр «Российский» 50%

593

630

652

+59

109,95


 

Данные таблицы 4 показывают, что ассортимент сыра «Витязь» 50% увеличился на 20 т, по сыру «Буковинский» 45% – на 36т., по сыру «Российский» 50%  на 59 т.

Выполнение плана по ассортименту молочной продукции представлено в таблице 5.

Таблица 5

Выполнение плана по ассортименту молочной продукции на        ОАО «Лаишевский молочный комбинат»

Вид товара

Объем производства,тыс.руб.

Темп роста,%

Объем производства,зачтенный в выполнение плана по ассортименту,тыс.руб.

 

план

 

факт

Масло

20254

20254

  100


20254

Молоко

25612

25999

101,5

23654

Сметана

12958

12958

100

12958

Творог

18965

18990

100,1

18940

Сыры

17854

18999

106,4

17854

Йогурт

9856

9866

100,1

9856

Итого

105499


107066

101,5

103516


Проанализировав выполнение плана по ассортименту выпускаемой молочной продукции, было выявлено, что объем производства сырной продукции увеличилось на 6,4 %, объем производства молока на 1,5 %, производство творожной продукции и производство йогурта увеличилось на   0,1 %. Объем производства масла и производства сметаны осталось неизменным. Итого по выпуску молочной продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат»   произошло увеличение на 1,5%.

План по ассортименту молочной продукции на ОАО «Лаишевский молочный комбинат» выполнен.

Значительная широта товарного ассортимента для ОАО «Лаишевский молочный комбинат» является одним из обязательных условий успеха на рынке, поскольку, только расширяя ассортимент, можно в полной мере удовлетворять потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь широкий круг потребителей. Исходя из этого, на предприятии постоянно обновляется ассортимент выпускаемой продукции.

В качестве основного преобразования на ОАО «Лаишевский молочный комбинат» принято внедрение порционной упаковки (ПЭТ-бутылок и стаканов) и выпуск дополнительных видов продукции за счет внедрения нового производственного оборудования. Это позволит увеличить ассортимент выпускаемой продукции и дополнительно наладить производство еще 10 товарных наименований, расширив занимаемую долю на рынке переработки молока.

Увеличение глубины переработки выпускаемой продукции позволяет насытить рынок качественными товарами, удовлетворяющими потребности покупателей. Для этого важно структурировать производство в соответствии с потребительским спросом на внутреннем рынке следующим образом               (таблица 6).

    

 

 

Таблица 6

Доля производства молочной продукции, %

Наименование продукции

Факт 2012г.

Инвестиционный проект

Проект +;-

Молоко сырое и расфасованное

51,76

44,15

-7,62

Молоко сырое без переработки

6,53

0,00

-6,53

Молоко в п/э пакетах

43,30

40,30

-3,00

Молоко в ПЮР-ПАКе

1,93

1,80

-0,13

Молоко в бутылках

0,00

2,05

2,05

Молочная продукция

48,24

55,85

7,62

Сметана в пакетах

11,12

10,35

-0,77

Сметана в стаканах

0,00

2,73

2,73

Масло нефасованное

4,64

4,21

-0,43

Масло в пачках

0,00

1,11

1,11

Сливки в ПЮР-ПАКе

1,34

1,18

-0,16

Сливки в бутылках

0,00

0,29

0,29

Кефир в п/э пакетах

7,55

8,41

0,86

Кефир в ПЮР-ПАКе

0,43

0,48

0,05

Йогурт молочный в ПЮР-ПАКе

0,87

0,81

-0,06

Йогурт молочный в стакане

0,00

0,27

0,27

Йогурт фруктовый вПЮР-ПАКе

1,44

1,35

-0,09

Йогурт фруктовый в стакане

0,00

0,42

0,42

1% молоко в п/э пакетах

2,41

2,25

-0,16

1% молоко в бутылках

0,00

0,65

0,65

Ряженка в ПЮР-ПАКе

0,00

0,24

0,24

Творог всего

18,44

21,09

2,65

Творог развесной

10,65

9,86

-0,79


 

Продолжение таблицы 6

Творог в пачках

7,79

7,36

-0,43

Творог в стаканах

0,00

3,87

3,87


 

Производство традиционной продукции, пользующейся стабильным спросом, останется на прежнем уровне. А 914,2 тонны молока, переработанные в новые виды продукции, позволят получить дополнительную прибыль в размере 8,1 млн. руб. и увеличат рентабельность производства на 3,4 процентных пункта.

Расширение ассортимента выпускаемой продукции увеличит текущие затраты, в основном за счет дополнительных издержек в молочном цехе, а остальные средства будут израсходованы в системе реализации и на транспортировку. В целом же это позволит увеличить доход и получит дополнительную прибыль.

Реализация проекта позволит модернизировать цех по переработке молока, повысить конкурентоспособность товаропроизводителя на региональных рынках молока за счет расширения объема производства, увеличения ассортимента выпускаемой продукции.

Таким образом, осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие ОАО «Лаишевский молочный комбинат» уделяет особое внимание процессу планирования, в частности планированию ассортимента продукции, который заключается в проведении исследований потребительских предпочтений, анализе затрат на производство продукции и выполнения плана по ассортименту.

 

 

 

 

 

2.3. Мероприятия  по совершенствованию планирования ассортимента ОАО «Лаишевский молочный комбинат»

В последние годы рынок постоянно пополняется новыми видами молочной продукции. Предприятия разрабатывают и внедряют новые изделия, стремясь удовлетворить потребности населения.

 В таких условиях  для поддержания конкурентоспособности ОАО «Лаишевский молочный комбинат» необходимо внедрять новые виды продукции и расширять ассортимент.

Повышение эффективности работы связанной с планированием ассортимента невозможно без полной ориентации ее на маркетинг. Это одно из условий успешного функционирования предприятие в рамках постоянно меняющейся рыночной среды. Игнорирование маркетинга менеджментом предприятия в современных условиях может стоить очень дорого, вплоть до выхода из бизнеса.

Цели  коммерческой работы:

- Получение прибыли как  основы развития предприятия;

- Обеспечение потребителя  товарами высокого качества;

- Гражданская ответственность - менеджмент предприятия признает  и отвечает за обеспечение  населения безопасной продукцией

Переориентация  существующей системы управления предприятия  на маркетинг, т.е. систему управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров  на основе изучения рынка и в интересах  получения прибыли, позволит сделать  предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

 Основными предпосылками  ориентации деятельности на маркетинг  являются:

- насыщенный рынок молочной  продукции;

- наличие  и успешное  функционирование на рынке фирм-конкурентов;

- стремление предприятия  к расширению рынков сбыта  и увеличению прибыли.

В  ассортиментной  группе  молочных  товаров  можно  расширить ассортимент  молока  за  счет  увеличения  показателей  широты,  например, предлагая  помимо  коровьего  молока  еще  и  козье,  соевое.  Ассортимент  сыров  в  магазине довольно  насыщен  и  глубок.  Чтобы  узнать  какие  сыры  предпочитают  брать покупатели, а также стимулировать их к приобретению сыров можно устроить их дегустацию, в ходе которой наблюдать какие сыры вызвали интерес и были куплены,  а  какие  нет.  Исходя    из  полученных  наблюдений,  формировать ассортимент  сыров,  закупая  наиболее  ходовые  виды  и  наименования  и уменьшая  не  пользующиеся  спросом.  А  также  разнообразить  данный ассортимент не только в видовом, но ценовом плане. Необходимо расширить ассортимент сливок, предложив покупателю сухие сливки разной массы.

На сегодняшний день самый разнообразный ассортиментный ряд товаров ОАО «Лаишевский молочный комбинат» приходиться на молоко - товар повседневного спроса (с небольшим затратным элементом): это товар с низкой ценой, незначительных размеров, с высокой степенью предпочтения и низкой степенью приверженности, всегда имеется в продаже. Покупатель располагает полной информацией о продукции и затрачивает минимальные усилия по поиску продукции.

Кроме того, руководству ОАО «Лаишевский молочный комбинат» следует рекомендовать при появлении финансовой возможности провести маркетинговое исследование рынка на предмет оценки уровня качества продукции завода по отношению к продукции конкурентов. Это необходимо для того, чтобы реально оценить необходимость расширения производства, так как расширение входит в перспективные планы  предприятия.

Совершенствование ассортиментной политики в ОАО «Лаишевский молочный комбинат» заключается также в поставке товаров высоко качества, и эта работа возлагается, в основном, на специалистов отдела снабжения и поставок, которые непосредственно работают с поставщиками товаров. Для этого необходимо усилить меры воздействия при поставке недоброкачественных товаров с применением штрафных санкций. Кроме того, должна проводиться 100%-ная разбраковка по всем группам товаров. Также необходимо организовать учебу с привлечением специалистов по этому вопросу и обеспечение нормативной документации по вопросам качества, эта работа должна постоянно совершенствоваться.

Информация о работе Планирование ассортимента продукции предприятия