Понятие, структура и функции финансовой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить сущность и структуру финансовой системы, а также показать особенности ее развития в Республике Беларусь.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность финансовой системы;
дать полную характеристику финансовой системы Республики Беларусь;
провести сравнительный анализ финансовой системы Республики Беларусь с другими странами;
выявить недостатки и наметить пути совершенствования этой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1. Сущность финансовой системы 4
1.2. Принципы финансовых отношений 6
1.3. Структура финансовой системы 7
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь 12
2.2. Бюджетная система Республики Беларусь 14
2.3. Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран 32
2.4. Совершенствование финансовой системы РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Финансы   субъектов   хозяйствования   представляют   собой   систему   денежных   отношений,   связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Они включают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями (это главным образцом плата за продукцию и услуги);

предприятиями и вышестоящими организациями (образование  централизованных фондов министерств и ведомств);

предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Внутри сферы  «финансы субъектов хозяйствования»  выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Некоммерческими организациями признаются те, которые  не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.

К субъектам  хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.

Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные финансы и имеет своим функциональным назначением распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в масштабах всего народного хозяйства.

Материальным  воплощением общегосударственных  финансов являются централизованные фонды  денежных средств, которые используются для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Выделяют четыре основные составляющие централизованных финансов:

государственный бюджет,

внебюджетные  фонды,

государственный кредит,

фонды государственного страхования,

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной  части государственного бюджета  указываются конкретные направления  денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения.

Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного  обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.

Порядок формирования и использования внебюджетных и  целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Следующим звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Основные формы  государственного кредита:

продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств;

денежная или  кредитная эмиссия.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

Еще одним звеном финансовой системы являются фонды  государственного страхования. Под государственным страхованием понимают отношения, связанные с созданием резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами – финансовый аппарат – третья сфера финансовой системы.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.

Особенность финансового  аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным.

Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем: финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами – при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня. [9,120]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В                           РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь 

 

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. 
На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. [11]

Финансы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на:

финансы коммерческих организаций;

финансы некоммерческих организаций.

Основой финансовой системы государства  или её исходной сферой являются финансы  предприятий и организаций, т.к. именно предприятия и организации, особенно в сфере производства, создают ВВП, который является важнейшим источником всех финансовых ресурсов государства. А государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него распределяется и перераспределяется значительная часть финансовых ресурсов государства и с ним связаны все остальные звенья финансовой системы. [20,68]

Финансы предприятий – совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов в процессе кругооборота их средств. Материальным выражением этой совокупности выступают децентрализованные финансовые ресурсы.

В зависимости от отрасли экономики  выделяют:

финансы промышленных предприятий;

финансы агропромышленного комплекса;

финансы строительных организаций;

финансы энергетики и т.д.

В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают:

финансы учреждений;

финансы общественных и религиозных  организаций;

финансы благотворительных и др. фондов. [7]

Исходя из хозяйственного кодекса Республики Беларусь, к субъектам хозяйствования кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также физические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы.

Центральным звеном общегосударственных  финансов является государственный  бюджет. В нем концентрируется  значительная часть финансовых ресурсов страны.

Государственный бюджет – совокупность объективных экономических отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов и их расходование.

Внебюджетные и бюджетные целевые фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды создаются  двумя способами:

формирование внебюджетных фондов с собственными источниками доходов для определенных целей;

выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение.

Расходование этих средств строго регламентировано и имеют целевое  назначение.

Отдельной сферой финансовой системы  являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. Они подразделяются на несколько групп. [5,176]

1. Органы общего управления финансами. К ним относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов). Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями:

определение финансовой политики;

разработка, рассмотрение и утверждение  основополагающих форм финансовых отношений  в виде законов, декретов;

осуществление общегосударственного контроля за соблюдением финансового законодательства и т.п.

Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают, утверждают формы финансовых отношений, имеющих только, региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.

Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных  форм финансовых отношений общегосударственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.

2. Государственные органы оперативного  управления финансами. К ним  относятся:

Совет (Кабинет) Министров страны и местные государственные исполнительные органы;

Информация о работе Понятие, структура и функции финансовой системы Республики Беларусь