Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель данной работы – отразить сущность и структуру финансовой системы, а также показать особенности ее развития в Республике Беларусь.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность финансовой системы;
дать полную характеристику финансовой системы Республики Беларусь;
провести сравнительный анализ финансовой системы Республики Беларусь с другими странами;
выявить недостатки и наметить пути совершенствования этой системы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1. Сущность финансовой системы 4
1.2. Принципы финансовых отношений 6
1.3. Структура финансовой системы 7
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь 12
2.2. Бюджетная система Республики Беларусь 14
2.3. Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран 32
2.4. Совершенствование финансовой системы РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Министерство финансов и его региональные органы;
Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;
Национальный банк республики и его региональные подразделения;
Комитет государственного контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:
проведение в жизнь финансовой политики органов власти;
разработка и издание, после утверждения форм финансовых отношений, инструкций по их применению;
изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.
3. Органы отраслевого управления финансами. К ним относятся:
финансовые управления министерств и ведомств;
финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.
Указанные органы выполняют следующие
функции управления финансами: практически
применяют формы финансовых отношений;
проверяют путем
Таким образом, финансовая система государства – совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В состав финансовой системы государства включаются 2 крупные сферы: финансы предприятий (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).
Бюджетные отношения – отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. [3]
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства:
Бюджетный кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, регулирующие вопросы бюджетных отношений;
постановления Правительства
Республики Беларусь, совместные постановления
Правительства Республики Беларусь
и Национального банка
нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь, или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно (по согласованию) с Министерством финансов в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь;
нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы бюджетных отношений, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
При осуществлении бюджетного процесса в Республике Беларусь положения бюджетного законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат положениям Конституции Республики Беларусь.
В бюджетную
систему Республики Беларусь как
самостоятельные части
Местные бюджеты делятся на:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска). Республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов. [3]
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
– единства (означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);
– полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);
– сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета);
– гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам));
– самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет);
– эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);
– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением: расходов государственных целевых бюджетных фондов; целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; государственных займов; добровольных взносов; средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий; средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь; иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь);
– достоверности бюджетов
(означает, что бюджеты формируются на
основе обоснованных прогнозных макроэкономических
показателей социально-экономического
развития Республики Беларусь, соответствующей
административно-
– адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);
– ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса). [3]
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который использует правительство для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей. В целом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны. [12, с. 166]
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, объединяющим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ. [12, с. 166-167]
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:
– классификацию доходов бюджета;
– функциональную классификацию расходов бюджета;
– программную классификацию расходов бюджета;
– экономическую классификацию расходов бюджета;
– ведомственную классификацию расходов бюджета;
– классификацию финансирования дефицита бюджета;
– классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.
Бюджетная классификация Республики Беларусь в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.
Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам:
Безвозмездные
поступления в форме
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.
Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.
Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.
Ведомственная
классификация расходов республиканского
бюджета и местных бюджетов является
группировкой расходов бюджета, отражающей
распределение бюджетных
Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств.
Информация о работе Понятие, структура и функции финансовой системы Республики Беларусь